Эту публикацию я хочу предварить следующими предупреждениями:

  1. Все советы, изложенные в этой статье, не всегда носят серьезный характер, а потому, хорошенько подумайте, перед тем, как следовать им, применительно к ситуации, в которой вы оказались, или можете оказаться.
  2. Фантазии автора этой статьи основаны на материалах нескольких десятков аналогичных дел, из которых, как надеется автор, его читатели извлекут правильные выводы.

Ну, а коль предупредил – начнем.

Полагаю, что ни для кого не является секретом, что шанс «заработать» судимость в нашей стране не требует особых усилий.

Справедливости ради нужно отметить, что нередко и сами граждане, своими активными действиями приближают момент, когда именем Российской Федерации человек в черной мантии коренным образом вносит коррективы в их жизнь на несколько лет вперед.

Для того, чтобы каждый желающий мог испытать на себе справедливость сказанного, подскажу наиболее короткий путь к этой, совсем не благой цели, на примере тех, кто имел возможность близко познакомиться с практическим применением ст. 180 УК РФ – «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)».

Сразу отмечу – применение этой нормы Уголовного кодекса получает все большее распространение, и, учитывая некоторые нюансы взаимоотношений между государством и малым, а также средним бизнесом, а также, «бонусом» к тому, все более стремительное обнищание основной массы потребителей товаров и услуг, недалек тот день, когда количество привлеченных по этой, прямо скажем, удивительной статье, не будет уступать, количеству привлеченных за приобретение и хранение наркосодержащих препаратов.

Полагаю, будет уместным, перед рассказом о том, как можно получить судимость именно по этой статье, разъяснить содержание нескольких понятий.

Под средствами индивидуализации законодатель понимает незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.

При этом весьма полезно иметь представление о том, что представляет собой «незаконное использованием чужого товарного знака», но что это такое – «чужой товарный знак»?

Здесь нам на помощь приходит разъяснение Пленума Верховного Суда от 26.04.2007 № 14

«О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака».

Согласно данным этим Постановлениям разъяснениям,

чужим считается товарный знак (знак обслуживания), который зарегистрирован на имя иного лица и не уступлен по договору в отношении всех или части товаров либо право на использование которого не предоставлено владельцем товарного знака другому лицу по лицензионному договору, а незаконным использованием товарного знака -  понимается применение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения без разрешения правообладателя указанных средств индивидуализации:

1) на товарах, этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров;

4) в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.

А какие же, тогда, товары считаются контрафактными?

Читаем дальше: «контрафактными следует признавать товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак (знак обслуживания) или сходное с ним до степени смешения обозначение. Но, оказывается, для того, чтобы признать товар контрафактным, нужно еще, чтобы товар был введен в гражданский оборот на территории РФ без участия правообладателя, или без его согласия.

Именно поэтому спасением при возникновении вопросов со стороны правоохранительных органов может явиться наличие Европейского сертификата соответствия, или, как его еще называют – Европейского сертификата качества, в котором, хотя и не указывается согласие правообладателя на использование принадлежащего ему товарного знака, поскольку Сертификат служит для подтверждения качества и безопасности товара, но без этого Сертификата путь, практически, любому товару будет закрыт.

Однако, нельзя забывать, что, как говорил один литературный персонаж: «При современном развитии печатного дела на Западе напечатать советский паспорт — это такой пустяк, что об этом смешно говорить…», и это – в конце 20-х годов прошлого столетия, а с тех пор печатное дело шагнуло далеко вперед.

На практике это может выглядеть следующим образом: приобретая на каком-нибудь рынке оптовую партию, предположим, кроссовок, имеющих фирменную наклейку “Puma”, не стоит интересоваться у продавца наличием согласия правообладателя – достаточно его клятвенного заверения о том, что в все в порядке и подтверждением тому служит «почти подлинный» Европейский Сертификат, правда, в копии, заверенной с трудом читаемой печатью.

Разумеется, о том, что все совсем не в порядке, приобретающий и сам знает, но оптовая цена вкупе с будущей прибылью при реализации в розницу застит разум, ну, и известный «авось» — куда же без него?

Торговля кроссовками идет бойко, еще бы – такая цена, да за фирменный товар, только успевай за новыми партиями к уже знакомому оптовику ездить.

Накладными, счетами, и прочей, никому не нужной бухгалтерской документацией никто не озадачивается, расчеты производятся путем перечисления денег на карту оптовика, «привязанную» к его телефону, номер которого трогательно и без затей висит на его палатке.

Ну, а что? Оба – индивидуальные предприниматели,  у обоих налоговый режим – УСН «доходы», «доходы минус расходы», поэтому, зачем лишние проблемы?

В общем, можно считать – жизнь удалась.

Но, как и всему на свете, приходит конец и этому празднику жизни, когда однажды нашего, забывшего осторожность (чуть не сказал – стыд), предпринимателя навещают сотрудники ОЭБиПК с «представителями общественности», играющими роль понятых, для проведения оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка».

Что это такое, и чем проверочная закупка отличается от контрольной закупки, я уже рассказывал в этой статье.

Поэтому, упомяну лишь, что для полноты ощущений в будущем, и облегчения труда правоохранителей, наш предприниматель, либо, с гордо поднятой головой, вообще отказывается расписываться в постановлении о проведении у него проверочной закупки в графе о том, что уведомлен о том, что это ОРМ проводится именно в отношении него, а также, в протоколе изъятия у него разных, имеющих по мнению правоохранителей значение для дела, предметов и документов, либо, расписывается в том, что ему предлагают подписать особо не вникая в содержание.

Понятно, что адвокат во время всей этой процедуры не нужен; ничем-то он предпринимателю не поможет, а только денег возьмет.

Это может подтвердить любой полицейский-прокурорский-судейский, правда, они не станут распространяться, что, когда сами начинают испытывать на себе все своеобразие отношения к людям системы, которой служили, то, почему-то, начинают срочно искать именно адвоката, а не коллегу «по цеху».

То, что предприниматель получил статус подозреваемого, или же сразу обвиняемого, он узнает не сразу.

Для того, чтобы уголовное дело в отношении него было возбуждено, необходимо несколько условий:

  1. В отношении него должно быть подано заявление потерпевшим правообладателем, или его доверенным лицом.
  2. Он должен совершить два и более деяния, состоящих в незаконном использовании товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, или услуг, или причинить своими действиями правообладателю крупный ущерб.

Известны случаи, когда предприниматели, прочитавшие, что ст. 180 УК РФ относится к делам частно-публичного обвинения, и результаты проведенной у них проверочной закупки не могут служить основанием для возбуждения уголовного дела, а потому, мол, и беспокоиться не о чем, да и прочитав пару-тройку статей в Интернете, делают вывод, что они теперь и сами себя защитить смогут.

Это тот самый случай, о котором народная мудрость гласит: «Слышал звон…».

Все правильно – дела частно-публичного обвинения, и возбуждаются только на основании заявления потерпевшего, и результаты проверочной закупки не являются основанием для возбуждения уголовного дела

А теперь – развеем мифы, и расскажем, как все будет происходить в реальности

Получив информацию о том, что наш предприниматель реализует контрафактный товар, оперативник составляет рапорт на имя руководителя подразделения, осуществляющего ОРД, заодно, готовит проект постановления о проведении проверочной закупки.

Понятно – что с утверждением такого постановления проблем не возникает.

Далее – проводится проверочная закупка с заранее предсказуемым результатом – доказать то, что ущерб причинен на сумму, превышающую 250.000 руб., тоже проблем не составит, но об этом – в следующий раз, впрочем, как и о некоторых тонкостях в способах оценки – эта тема требует отдельного обсуждения.

А вот, каким образом можно получить заявление от потерпевшего, который, кстати, представит справку о причиненном ему ущербе, которая и станет одной из отправной точек оценки ущерба, у меня рассказано в другой моей статье; знаете ли – не люблю повторяться.

Между проведением проверочной закупки и вызовом предпринимателя к следователю проходит некоторое время, за которое предприниматель успевает окончательно успокоиться, хотя, временами, его начинает охватывать предчувствия чего-то не очень хорошего, а к предчувствиям, знаете ли, иногда стоит прислушаться.

Это время в полиции тратят не напрасно – получив нужное заявление от правообладателя, или, что бывает значительно чаще, когда речь идет о товаре с зарегистрированным товарным знаком за рубежом, его представителем, уголовное дело возбуждается.

Материалы ОРМ «проверочная закупка» рассекречиваются, и уже, в статусе доказательств по уголовному делу, приобщаются к нему.

Иногда назначается и товароведческая экспертиза для определения размера ущерба.

Чтобы у предпринимателя, вот-вот могущего стать подозреваемым или обвиняемым, не возникало вопросов – мол, а почему я не ознакомлен с назначением экспертизы, уголовное дело возбуждается не в отношении него, а по факту выявленного преступления – правильно, на основании заявления потерпевшего.

Когда вся необходимая подготовительная работа проведена, и возникает тот момент, когда предприниматель понимает, что «предчувствия его не обманули» — его вызывает следователь.

Нужно сказать, что в полиции у нас работают любители «крупных форм», и ч.1 ст.180 УК с ее жалкими санкциями и ведением следствия в форме дознания, мало кого устраивают, а поэтому, с предпринимателем проводится предварительная беседа, проходящая в очень доверительном тоне, в ходе которой ему советуют:

а) не тратить денег на дорогих адвокатов, а пригласить того, которого хорошо знает следователь – мол, он такой квалифицированный, что даст единственно правильный совет;

б) следователь понимает, что в эту неприятность предприниматель попал по наивности, и простоте душевной, сам-то он ни в чем не виноват, а втянули его в это темные силы, о которых лучше сообщить сейчас – благо, что у этих сил есть фамилии и имена, а также контакты, по которым с ними можно связаться.

Предприниматель, видя такое искреннее, такое неподдельное участие в его судьбе со стороны правоохранителей, тут же, в присутствии приглашенного следователем адвоката, рассказывает все-все, включая и описание своего грехопадения, не забыв упомянуть – сколько раз оно свершилось и кто еще принимал в нем участие.

Неназойливо и мягко следователь намекает предпринимателю, что, наверняка, он, предприниматель, всего лишь жертва обстоятельств, и точно есть тот, кто все организовал это безобразие.

Предприниматель с надеждой смотрит на приглашенного следователем адвоката, который грустно, по-отечески, кивает ему, выражая полное согласия с предложением следователя назвать – кто тот демон, ввергнувший предпринимателя в эту преступную круговерть.

На этом я заканчиваю художественное описание гипотетического развития событий – перехожу к грубой прозе.

Вместо ч.1 ст. 180 УК РФ, по которой, даже в худшем случае, при условии отсутствия проблем с законом ранее, и наличия смягчающих обстоятельств, предприниматель получил бы год-два условно, и, даже, возможно без штрафа, при наличии доказанного сговора с группой лиц, или, того хуже, действий в организованной группе, предприниматель узнает, что привлекается к уголовной ответственности он по ч. или 4 ст. 180 УК РФ, причем, в последнем случае, максимальный срок наказания- до шести лет лишения свободы со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет.

Ну, и в качестве «бонуса» — возмещение вреда по гражданскому иску правообладателя, поданного в рамках уголовного дела.

Как же так – спросит меня читатель – разве предприниматель не является самым мелким звеном – ведь кто-то этот товар ввез, кто-то изготовил документы, кто-то держал склад, на котором держался весь этот контрафакт?

Отвечаю – предприниматель, забывший основное правило любого, общающегося с представителем правоохранительной системы, которое гласит: «По ту сторону стола у меня друзей нет», и рассказывающий, даже не то, что было, а то, что от него хотят услышать, сам становится творцом своих неприятностей.

Далее – начинает работать цепная реакция; каждый из названных им, или те, на кого вышли правоохранители по этой цепочке, либо, решает воспользоваться помощью адвоката, предложенного ему «добрым» следователем, либо, что делают, скажем прямо – не самые умные граждане, обращаются к адвокатам, которые гарантируют, что уж они-то, точно решат возникшую проблему с полной гарантией не привлечения или освобождения от уголовной ответственности, что, к слову,  прямо запрещено делать адвокатам.

Каким образом такие «крутые» адвокаты намерены контактировать с остальными коллегами, защищающими других обвиняемых, вопрос, как правило, не задается.

А, зачем? «У меня самый крутой адвокат – он ногой двери к следователю открывает» — когда я слышу такие речи, то понимаю – этот человек настолько уверен в правильности своего, разумеется, единственно правильного решения, что мне тут делать нечего.

Слегка приоткрою дверь в тайны «адвокатской кухни» — работа адвокатов по защите группы обвиняемых, не терпит разобщенности и «натягивания одеяла на себя»; наоборот – группа адвокатов должна работать, как единый, слаженный механизм, и только тот в нашей среде считается подлинным мастером своего дела, кто хорошо понимает это и готов отбросить личные амбиции для блага общего дела.

Впрочем, к нашему предпринимателю это не относится – он тоже сделал свой выбор, и плоды его не заставят себя ждать. 

Автор публикации

Адвокат Николаев Андрей Юрьевич
Королев, Россия
Адвокат, руководитель Центра судебных экспертиз при ГРА.
Специализация: уголовные дела в сфере экономики, корпоративное право, защита прав потребителей.

Да 21 21

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Николаев Андрей, Коробов Евгений, Гулый Михаил, Петров Игорь, Костюшев Владимир
  • 29 Декабря 2021, 22:40 #

    Уважаемый Андрей Юрьевич,

    +3
    • 30 Декабря 2021, 00:05 #

      Уважаемый Евгений Алексеевич, не понял — какое отношение имеют эти ужасы к моей публикации?

      +3
      • 30 Декабря 2021, 07:10 #

        Уважаемый Андрей Юрьевич, переведу как художник. 

        Змея олицетворяет доброго полицейского, следователя, а рыба- гражданина, попавшего в беду, и таким образом, добрый полицейский следователь, спасают попавшего в беду гражданина.

        Всё очень просто!

        С Наступающим Новым годом!(D):)

        +3
  • 30 Декабря 2021, 07:14 #

    Уважаемый Андрей Юрьевич, к сожалению, очень многие предприниматели, до сих пор верят, что следователь их лучший друг и помощник, а навязанный им адвокат искренне радеет за него горемычного, и старается ему помочь :x 
    К сожалению, прозрение обычно наступает слишком поздно, когда помочь уже практически нереально (smoke) 
    Однако, есть небольшой, около 5%, круг предпринимателей, которые не слепо верят всему, что пишут в интернетах, а находят себе адвокатов на Праворубе и именно их дела обычно не доходят до суда. Ну а остальным, примерно 95%, можно только посочувствовать...

    +7
    • 30 Декабря 2021, 09:58 #

      Уважаемый Иван Николаевич, а находят себе адвокатов на Праворубе — могу лишь добавить, что защищать группу эффективно может только группа «праворубовцев» и тому примеров масса.

      +3
      • 30 Декабря 2021, 10:13 #

        Уважаемый Андрей Юрьевич, да, согласен, у меня сейчас два интересных и масштабных дела в Москве и Питере, которые я веду совместно с другими праворубцами и эта работа доставляет удовольствие всем участникам ввиду полного взаимопонимания и слаженности действий, и даже доверители отмечают преимущества такой скоординированной защиты, не раз повторяя: «Почему мы о вас раньше не знали?» и «Как хорошо, что мы вас нашли!» ;)

        +6
  • 30 Декабря 2021, 09:56 #

    На самом деле не так уж сложно помочь и оставшимся 95% предпринимателей.Надо всего лишь, чтобы они вошли в круг 5% :)

    +5
    • 30 Декабря 2021, 12:58 #

      Уважаемый Михаил Михайлович, правильно замечено!!  Моя личная практика показывает, что в начале проблем у них нет порой даже знакомого адвоката!

      +2
      • 08 Января 2022, 02:08 #

        Уважаемый Владимир Юрьевич, на днях обратился директор фирмы с просьбой оказать юридическую консультацию. После консультации попросил заключать с ним соглашение об оказании правовой помощи. Говорю, будут основания, тогда подпишем соглашение. А он, ни в какую, требует и всё… Предполагаю, что изучил материалы, размещённые на Праворубе. :)

        +2

Да 21 21

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Как сесть в тюрьму за контрафакт» 4 звезд из 5 на основе 21 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации