Всем известно, что гонять на автомобиле без водительских прав соответствующей категории нельзя. За такой проступок в ч. 1 ст. 12.7 наш Российский Кодекс об административных правонарушениях предусмотрен штраф в размере от пяти до пятнадцати тысяч рублей.
Логично предположить, что, если такого водителя за управлением автомобилем пленили сотрудники ГИБДД, в отношении него немедленно будет составлен протокол об административном правонарушении и он, в соответствии с ч.1 ст. 27.12 КОАП РФ будет отстранен от управления до устранения причины отстранения.
Поскольку отсутствие водительских прав — это не тонировка на стеклах и на месте такую причину отстранения, скорее всего, не устранить, возникает вопрос, как поступить с автомобилем. Ответ на этот вопрос содержится в ч.1 ст. 27.13 КОАП РФ, согласно которой транспортное средство подлежит задержанию. Выражаясь проще, инспектор вызовет эвакуатор и с его помощью переместит автомобиль на штрафную стоянку. Услуги эвакуатора и хранения автомобиля на стоянке оплачиваются за счет нарушителя и, как многие знают, стоит это совсем недешево.
С точки зрения закона и здравого смысла, казалось бы, все логично и справедливо. Управлять без прав нельзя, автомобиль – это чья-то собственность, распоряжаться которой инспектор не вправе, то есть сам он за руль не сядет и в гараж его не погонит. Автомобиль обездвижен по причине отсутствия водителя и сотрудник ГИБДД, задерживая его, предпринимает меры к его сохранности. И чтобы прекратить задержание, по смыслу указанной выше ч.1 ст. 27.12 КОАП РФ, нужно как-то оперативно устранить причину задержания.
Вот в моем понимании, так сказать, адвокатском, в такой ситуации в кратчайшие сроки на месте задержания должен появиться человек с водительским удостоверением соответствующий категории, трезвый и допущенный к управлению действующим полисом ОСАГО. Об этом же сказано в ч. 1.1. ст. 27.13 КоАП, согласно которой:
Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.
Но вот здесь и начинается веселье! Недавно лично принимал участие в таком спектакле.
Дабы не отвлекать меня от адвокатских дел почти государственной важности несистемными поездками по разным делам, от которых я далек по причине того, что мальчик, на семейном совете было принято решение о приобретении супруге моей, горячо любимой личного транспортного средства. Само собой, было принято и другое решение — обучить ее водительскому мастерству в установленном законом порядке.
Сказано, сделано! Моя благоверная записалась на курсы водителей, благополучно их закончила и сдала теоретический экзамен. Сама, заметьте, сдала! А вот вождение ей назначили больше, чем через месяц. Ну, делать нечего, стали ждать. В это время очень удачно подвернулся автомобиль в хорошем состоянии и за разумные деньги, который для любимой моей был немедленно приобретен.
Дело близилось к экзамену. Супруга получила необходимое количество навыков вождения от инструкторов автошкол, в принципе, сносно могла управлять автомобилем, однако, сильно волновалась перед экзаменом. И на кануне экзамена я, если так можно сказать, поступил безответственно. Мы выехали с ней в безлюдное и безавтомобильное место, где раньше была тренировочная площадка для учебной езды, и я там посадил ее за руль ее же собственного авто, дабы она укрепила свои навыки перед предстоящим экзаменом.
Как по закону подлости тут же из-под земли вырос автомобиль ГИБДД, и бравый старший лейтенант ринулся к нам с планшетом в одной руке и Правилами в другой. Стал гневно требовать документы, узнав, что прав у супруги нет, начал нервно тыкать пальцем в Правила и разъяснять нам жуткие вещи о том, что сейчас в отношении нее немедленно будет составлен протокол, автомобиль будет задержан и препровожден на эвакуаторе на штрафную стоянку и ничего с этим поделать нельзя и даже не стоит пытаться.
К слову, я сотрудникам ГИБДД стараюсь лишний раз адвокатом не представляться. Разговаривать по существу нарушения, с ними практически всегда бессмысленно, взятки тоже им не даю потому, что деньги самому нужны. Обычно предлагаю побыстрее составить протокол и не задерживать себя ненужными нотациями в мой адрес.
В этот раз тоже, по существу, административный проступок супруги мы не отрицали и предложили инспектору составить протокол. Не удачная попытка с его стороны за одно подтянуть и меня за передачу управления лицу без прав завершилась установлением факта того, что супруга управляла собственным автомобилем. А вот с заявлениями по поводу задержания автомобиля я почему-то решил не согласиться и высказать, так сказать, свои сомнения в законности этого действа. За это меня немедленно прервали, ткнули носом в ч.1 ст. 27.13 КОАП РФ одновременно прикрыв жезлом часть 1.1., чтобы лишнего не читал. Резюмировал инспектор свое поведение тем, что я не первый, кто возмущается и, тем не менее, кроме него никто здесь и сейчас решений не принимает. А я, если хочу, могу жаловаться куда угодно, все равно правда на его стороне.
Я не стал продолжать дискуссию, а для себя решил, что раз молодой человек принимает самостоятельные решения, нужно дать ему для этого соответствующие исходные данные. А исходные данные таковы, автомобиль оформлен на супругу, но поскольку у нее на момент его оформления не было прав, я выступил страхователем ОСАГО и, как следствие, был единственным лицом допущенным к управлению этим автомобилем. Осталось получить только волеизлияние собственника, которое бравый юнец не смог бы преодолеть.
Для получения этого волеизлияния мы его же самого и использовали. Когда был составлен протокол об отстранении супруги от управления автомобилем и инспектор предложил ей что-то в нем написать под его диктовку, я его вежливо перебил и попросил супругу написать следующее:
С отстранением от управления автомобилем согласна, автомобиль прошу передать в пользование моему супругу Ильичеву В.Б.
А дальше была минута молчания. Должностное лицо, принимающее решения здесь и сейчас, оказалось в стадии принятия такого решения, причем единственного законного и верного.
Поэтому, господа, настоятельно рекомендую в похожих ситуациях не вступать в бессмысленные дискуссии, поверьте они ни к чему не приведут. Коммерческие структуры, оказывающие услуги по эвакуации транспортных средств и их штрафному хранению, скорее всего, аффилированы к руководству правоохранительных структур, и инспектор будет всеми правдами и не правдами стремиться засунуть ваш автомобиль на эвакуатор. Гораздо проще изменить исходные данные ситуации и предоставить инспектору возможность решить тест: правильный ответ, неправильный ответ — и, я думаю, все будет хорошо.