Причиной к освещению данной практики, представляющую ценность для юристов, которые осуществляют свою деятельность в сфере правового сопровождения юридических лиц, послужила специфичность подобных дел в связи с переходом государственных и не только учреждений/организаций в тотальную цифровизацию, которые находятся в стадии «набивания шишек» при оттачивании практической работы в различных пилотных проектах.
Суть дела: Учреждение обязано подавать данные по электронным больничным листкам в ФСС через систему СБИС, которая служит коммуникацией между учреждением и ФСС с целью отправки отчетности, в данном случае электронных больничных с применением ЭЦП (электронной цифровой подписи).
Итак, учреждение направило в установленные сроки необходимые документы в электронном виде, но в ФСС отправленная отчетность от учреждения посредством системы СБИС не поступила, в связи с чем, через некоторое время, при обнаружении отсутствия отчетности, фонд направил уведомление в учреждение о намерении в составлении административного протокола – привлечения к ответственности по ч.4 ст. 15.33 КОАП РФ «Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации».
При подготовке к данному делу, был выяснен и проработан механизм данной коммуникации, в результате чего выяснилось, что переход в тотальную цифровизацию хромает в том плане, что сложившаяся практика работы между учреждением и ФСС несколько обходит систему коммуникации, т.е. при направлении необходимых файлов (больничный, реестр) с допущенными какими-либо нарушениями либо неточностями по их оформлению, ФСС информирует учреждение путем отправки сообщения любым способом либо звонка исполнителю с рекомендациями по устранению каких-либо выявленных нарушений, тем самым подтверждая факт получения, но в этот раз реакции от фонда не было.
Далее, принято решение, направить запрос разработчику веб-системы СБИС с просьбой о разъяснении данной проблемы, возможно — сбоя системы, т.к. данные в ФСС, действительно, были направлены в срок, но фондом не получено, т.е. произошла поздняя загрузка реестра в шлюз системы.
Ответ от разработчика получен с указанием на то, что автоматическая расшифровка протокола на расчет электронного листка нетрудоспособности выполняется при условии, если пользователь достаточное время находится в системе и обеспечен к ключевому носителю сертификата. Т.е. помимо загрузки документации в систему, проведением всех манипуляций по отправке, исполнителю необходимо находиться в системе еще некоторое, неопределенное количество времени.
Далее, по данному вопросу применен регламент Приказа ФСС РФ от 12.02.2010 № 19 «О внедрении защищенного обмена документами в электронном виде с применением электронной цифровой подписи для целей обязательного социального страхования» — Технологии, в котором сказано, что направленный в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи на шлюз приема расчетов, считается представленным своевременно, если отправленный файл расчета не получил отрицательных результатов.
У нас имелись копии с системы, в которых не были отражены какие-либо ошибки, т.е. отсутствие отрицательных результатов.
Также, технология не предусматривает механизм представления расчета посредством системы СБИС, когда ответственность страхователя заканчивается на этапе его передачи указанному спецоператору. Т.е. нет той границы, после которой заканчивается ответственность учреждения, – отправили документацию и ждем неизвестное количество времени и желательно не выходим из системы (из загрузки в шлюз) до конца рабочего дня.
Этого было достаточно, чтобы подготовить возражения сославшись на судебную практику в части того, что использование страхователем сервисов операторов электронного документооборота либо уполномоченного представителя для направления расчета на шлюз приема расчетов Фонда не исключает ответственность страхователя за своевременное представление данного расчета (Расчет направлен в рамках необходимого срока), но вместе с тем, сбой в работе компьютера либо программном комплексе, посредством которого осуществлялась отправка расчета в ФСС, может быть признан обстоятельством, смягчающим ответственность (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.08.2018 N Ф05-12203/2018 по делу N А40-12545/2018).
Кроме того, в зависимости от фактических обстоятельств дела, технический сбой, вследствие которого у страхователя отсутствовала объективная возможность исполнения требований, предусмотренных законодательством по сдаче расчета, может быть признан основанием, исключающим привлечение к ответственности в связи с отсутствием вины в совершении правонарушения (Определение Верховного Суда РФ от 03.03.2015 N 304-КГ14-6801 по делу N А27-3495/2014).
Таким образом, учреждением выполнены требования по отправке документации в срок, сбой в системе происходил или нет – толком не ясно, количество времени, которое необходимо соблюсти исполнителю после завершения отправки определено на уровне рекомендаций разработчика системы, о чем также указано в возражении.
Итог: Возражения приняты фондом во внимание – отказ в составлении протокола об административном правонарушении.