Нижеописанное дело является показателем компетенции должностных лиц, принимающих законы, постановления и прочие обязательные требования, является отражением отношения чиновников к некрупным предприятиям и их понимания производственных процессов, которыми они, надувая щёки и хмуря брови, так старательно и умело, как им кажется, руководят. Хотя, возможно, всё делается вполне продумано и осознанно, и преследуется конкретная цель.
Не смотря на все усилия по оптимизации, в нашей стране за пределами мегаполисов ещё существуют аэропорты. Где-то размером побольше, где-то поменьше. И в большинстве случаев, требования к аэропортам одинаковые, независимо от того, имеются ли рейсы вообще, а если есть, то в каком количестве. Принимая нормативные акты, никто даже не пытается принять во внимание фактические условия работы предприятия. Для многих чиновников стандарт аэропорта, которому все должны соответствовать, это Внуково, Шереметьево и им подобные. А как это соответствие обеспечить, то задача самого предприятия, ведь у нас капитализм и рыночные отношения, каждый сам за себя. Но про то, что Москва это самый крупный транспортный узел, мы говорить, конечно, не будем, это не имеет же значения.
Дано: малый аэропорт, регулярных рейсов (т.е., чтоб самолёт, да не один, прилетал/улетал каждый день) не имеет, прилетают чартеры на местные комбинаты и крупные предприятия несколько раз в месяц.
По весне Ространснадзор провёл проверку, в ходе которой выдал предписание об устранении нарушения, одно из которых выразилось в отсутствии радиолокационного комплекса. Действительно такое требование предусмотрено Приложением №24 к приказу Минтранса России от 25.08.2015г. №262. То есть с лёгкой руки Минтранса такое оборудование в аэропорту должно быть.
Ространснадзор дал срок на устранение, ни много — ни мало шесть месяцев.
Казалось бы, что в этом такого: за шесть месяцев пошёл, купил, установил и пользуйся.
Но гладко было на бумаге... В России нашли только одно предприятие, которое изготавливает искомое оборудование. Направили туда запрос и получили ответ: «Стоить Ваш локатор будет 110 млн.руб., сделаем «под ключ» за два года». Всё бы ничего, но годовой бюджет предприятия наскребается по сусекам и составляет от силы 33 млн.руб.
Направили письмо министру транспорта, смысл которого сводится к тому, что раз ваше министерство придумало такие требования, то не могли бы вы дать денюшку для их реализации. Министр не стал себя утруждать ответом, переслал запрос в Росавиацию. Росавиация сообщила, «что денег нет, но вы держитесь», вместо локатора можете применять альтернативный метод без локатора.
К назначенному сроку исполнения предписания, с Ространснадзором состоялся примерно следующий диалог:
Р:- ну что, где ваш локатор?
А:- нету, так как очень дорого. Денег нет, но нам велено держаться. Да и нам рекомендовано использовать альтернативные способы управления воздушным движением в районе аэродрома.
Р:- ничего не знаем. Раз локатора нет, то держите штраф за невыполнение предписания по ч.1 ст. 19.5 КОАП РФ и новый срок на выполнение предписания.
Если посмотреть на ситуацию со стороны, то может быть очевидным, что локатор – вещь нужная, работу значительно упростит и позволит улучшить обеспечение контроля за движением воздушных судов. При этом в рассмотренной ситуации без локатора возможно обойтись, что подтверждает многолетняя работа и мнение курирующего государственного органа.
Но государство, безусловно исходя из благих намерений и исключительно с заботой о своих гражданах, ставит предприятие перед не самым приятным выбором: либо сами ищите сто миллионов, либо платите штраф по двадцать тысяч каждые полгода на регулярной основе за не выполнение предписания, либо закрывайтесь, раз не можете соответствовать требованиям.
Последнее особо модно в наше время. При малейших признаках сложной ситуации, вместо оказания помощи хотя бы моральной и административной, предприятие скорее ликвидируют-обанкротят, имущество продадут, специалистов разгонят, а недвижимость сдадут в аренду. Да, чуть не забыл, ещё и руководителя постараются притянуть к субсидиарной ответственности. Плохо что-ли? Хорошо же!
Но вернёмся к делу.
Материалы дела об административном правонарушении из Ространснадзора были переданы в мировой суд, где нами были представлены всё те же доводы и документы: предписание в принципе неисполнимо, так как оборудование неприлично дорогое, никто денег не даёт, самое предприятие не в силах его приобрести, есть альтернативные способы работы и угроза безопасности полётов отсутствует, да и срок на выполнение предписания был недостаточен.
Мировой суд принял нашу позицию и производство по делу прекратил.