Когда-то, в «далекие времена» довелось потрудится главным бухгалтером, а затем финансовым директором ряда зернотрейдеров — компаний, имеющих очень серьзезные обороты, льготную ставку НДС, работу с экспортерами, а также необходимость подавать ежемесячеые декларации по НДС.
Это была достаточно хорошая школа «нудных цифр», но сколько помню, сколько знаю и сколько встречаю собственников и руководителей юридических лиц — ни один из них не может толком объяснить содержание показателей бухгалтерской отчетности организации. Расчетный счет — это важно и интересно, баланс — это скучно и нудно.
Не смотря на «крестовый поход» дегенератов против малого и среднего бизнеса и тотальное «закручивание гаек», бухгалтерская отчетность до сих пор все также воспринимается как некая обязаловка, не сдача которой влечет письма, звонки, штрафы. Есть главный бухгалтер или аутсросинговая организация — это их «проблемы» (при том, что в 99% случаев подписывает отчетность и несет ответственность непосредственно руководитель, а в 95% случаев отсутствует даже формальный договор на ведение бухгалтерского учета).
Вместе с тем, бухгалтерская отчетность — это финансовое лицо любой организации. Хотя бы читать базовые строки бухгалтерского баланса следует каждому, кто таки или иначе взаимодействует с юридическими лицами.
Бухгалтерский баланс автосалона, зайстройщика могут помочь в принятии решения о покупке.
В деле о банкротстве, именно баланс должника может служить доказательством наличия денежных средств, необходимых для финансирования расходов по делу о банкротстве, либо наоборот, что активов у должника нет и «не предвидится».
Где взять баланс?
На сайте ФНС (https://pb.nalog.ru/), во множестве платных и бесплатных сервисах, в «Госуслугах» и многих, многих других местах — было бы желание. Это открытая информация.
Кто-то обоснованно возразит, что мало судей знают и, тем более понимают, содержание строк баланса — и будут правы. Так вот задача судебного представителя и состоит в том, чтобы показать, подсказать, когда и какие строки могут сыграть в пользу доверителя.
Не берем различные формы отчетности, для простоты понимания вопроса сосредоточимся исключительно на бухгалтерском балансе (Приложение № 1
к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 № 66н).
Не стоит думать, что цифры, отраженные в балансе юридического лица, которое ведет активную финансово-хозяйственную деятельность — это «нудно, скучно и малопонятно».
Наоборот, это весело, занимательно и интересно.
Бухгалтерский баланс — это каша из понятийных долгов, обязательств, которые существуют только на бумаге, иллюзорных материально-производственных запасов, не существующих финансовых вложений, дебиторской задолженности фирм-однодневок и прочих «прелестей» современного делового мира.
Учимся читать баланс экспресс-методом
Напомню, баланс — это актив (что есть у предприятия) и пассив (что должно предприятие). О «размере» организации может сказать валюта баланса (совокупный объем актива, который должен быть равным совокупному объему пассива).
Все данные представлены за последние три года. Сам баланс подается раз в год по состоянию на 31 декабря отчетного года. Баланс подается не позднее трех месяцев с даты истечения отчетного периода. В 2020 году крайняя дата предоставления баланса — 31.03.2021. Т.е. то, что сейчас можно видеть — это данные за прошлый год.
Да простят меня профессиональные бухгалтеры и аудиторы, но этот материал подается в максимально упрощенном виде.
Активы
Строка 1120 „Основные средства“ — представляется наиболее понятной строкой бухгалтерского баланса. Здесь имущество, право собственности на которое зарегистрировано в установленном законом порядке. То, что можно продать. Может быть и несписанная рухлядь, но чаще действительно стоящие активы
Строка 1170 „Финансовые вложения“ — должна быть также интересной для стороннего пользователя. Здесь «вроде как» должны быть отражены акции, ценные бумаги, вклады в уставные капиталы других организаций, депозитные вклады, но часто бухгалтер или «программа» (1С) пихает сюда какой-нибудь неправильно разнесенный аванс или полученную предоплату
Строка 1190 „Прочие внеоборотные активы“ - крайне интересна для стороннего кредитора, т.к. здесь может быть дорогостоящее оборудование, требующее монтажа, авансы и предоплаты за услуги, работы, связанные со строительством
Строка 1210 „Запасы“ — это самая «роскошная строка» любого юридического лица. Фишка в том, что материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету за вычетом „входного“ НДС, а „входной“ НДС — штука финансово крайне важная как в бухгалтерском так и налоговом учете. Никто не задумывается о материально-ответственных лицах и прочих «радостей» бухгалтерского учета.
Пример из одного разговора с руководителем и собственником юридического лица (должника) после подачи публикации о намерении кредитора обратится с заявлением о банкротстве:
— А где топливо на 19 миллионов?
— Какое топливо?
— Ну у тебя в балансе остатки топлива на 19 миллионов. Тебя же из-за этих остатков и хотят банкротить — больше по отчетности ничего нет
— Да? Спрошу у бухгалтера
— Люся, что за топливо на 19 миллионов?
— Топливо? Какое топливо?
— Ну адвокат говорит в балансе отражены остатки по топливо на 19 миллионов рублей
— В каком балансе?
— В годовом
— Так его же нет. Это же тогда на базе (далее длинная трехминутная история с жестикуляцией бухгалтера и энергичными кивками руководителя) — да, да, я поправлю
И «поправила» ведь. А так получили бы дело о банкротстве со всеми вытекающими.
Строка 1230 «Дебиторская задолженность»
Духовная скрепа РФ — коррупция. Коррупция — направление финансовых потоков. Большая часть бизнеса так или иначе завязана на тех или иных должностных лиц, распределяющих те или иные финансовые потоки, заказы, подряды.
Далее все это стекает вниз, где раскидывается по техническим юридическим лицам, откуда возвращается в наличной или иной форме. Таким образом, на бумаге обязательства остаются, а фактически никто ничего не кому не должен.
Отсюда катастрофическая дутость показателя, потенциального к взысканию. Смотрим динамику по сравнению с предыдущими периодами — если цифра не меняется, это, скорее всего откаты «для Иван Иваныча»
Строка 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты» - это касса, расчетный счет, валютный счет, остатки, которые редки в наше время. Иметь более или менее хорошие остатки для предприятия малого или среднего бизнеса — суть быть мишенью для налогового органа
Строка 1260 «Прочие оборотные активы» — передаем привет разработчикам программы «1С Бухгалтерия 8.0.» По этой строке может быть все, что угодно
Каждую из строк можно углубить, изучить подробнее, просмотреть другие формы отчетности, но это другая история. Наша цель — экспресс-метод, базовое понимание строк.
Пассив
Строка 1310 «Уставный капитал» — уставного капитала давно нет, каким бы он ни был. Его объем будет иметь место при споре по убыткам с участников/учредителей/акционеров, но это
Не копаем глубоко, из пассива интересна только «кредиторка».
строка 1520 «Кредиторская задолженность». Здесь, как и в случаях со сторокой 1230 большая часть — дутые обязательства. Когда-то за этой строкой мог следить любой уважающий себя сотрудник правоохранитльеных органов, способный к аналитике. Ведь когда из года в год показатели «кредиторки» не меняются (а ее при отсутствии движений нужно списывать каждые три года, а там и налог на прибыль и внереализационные доходы и «палка» по ст. 199 УК РФ)
«Кредиторка» — обязательства юридического лица. Большая часть, как правило — технички, но стоит отдавать отчет, что при правильном оформлении транзакций и первичных учетных документов эти «технички» превратятся в агрессивных кредиторов, выступающих на стороне должника в деле о банкротстве.
Резюме всей этой истории:
1. Бухгалтерский баланс может сказать все о юридическом лице более или менее подготовленному пользователю
2. Бухгалтерский баланс может служить препятствием для введения процедуры банкротства должника и доказывать необходимость внесения денежных средств на депозит Арбитражного суда
3. Бухгалтерский баланс может служить доказательствам наличия у должника средств, необходимых для финансирования расходов по делу о банкротстве
Если у предприятия начинаются те или иные проблемы, первое, что нужно сделать — провести инвентаризацию и привести в соответствие финансовое лицо организации с фактической начинкой предприятия и плотно, очень плотно обложиться первичными учетными документами.