В комментариях к одной из публикаций возник вопрос относительно заведомо проигрышных дел и стоит ли за них браться. И такое высказывание, что те, кто берется за заведомо проигрышные дела, как правило, мошенники.
С одной стороны, если адвокат берется за заведомо проигрышное дело, он рискует потерей адвокатского статуса. С другой стороны, желающий услышать 100%-ную гарантию решения вопроса, в итоге попадет в лапы к настоящим мошенникам – только деньги плати.
Побудил же к написанию данной статьи, случай который произошел в Казахстане, когда мать ребенка была осуждена за мошенничество, судоисполнитель должен был продать дом с торгов, соответственно, дети должны были лишиться жилья, но адвокат отстоял дом.
Можно ли сказать, что адвокат в данном случае действовал по формуле «Профессионализм + Порядочность = Репутация»? Каждый пусть решит для себя сам.
А правильна ли сама постановка термина «заведомо проигрышное дело»? Может быть всё-таки «недоработка в деле» более близко к некоторым ситуациям, с которыми, бывает, встречается каждый юрист или адвокат.
Каждый из юристов и адвокатов, думаю, может привести примеры из своей практики по подобным делам.
Пройдусь только по своему опыту из практики (как из опубликованной, так и неопубликованной).
Пример первый: с остаточными явлениями употребления вечером пива гражданин утром, чтобы поехать на работу, сел за руль автомобиля. Его останавливает ДПС, тот же самый экипаж, который за два дня о этого привлек за отсутствие страховки (на день просрочена).
Суд первой инстанции счел, что это отягчающее обстоятельство. Но в суде апелляционной инстанции это отягчающее обстоятельство удалось «убрать». Дело заведомо проигрышное или была недоработка?
Второй пример: гражданин, судя по протоколу об административном правонарушении и представленным в материалы дела доказательствам и показаниям свидетелей, пострелял из пневматического пистолета в черте города («наш поспел везде пострел»).
Две судебных инстанции признали его вину. Надзорная инстанция полностью оправдала. Дело заведомо проигрышное?
Пример третий: ДТП, труп, обвинительный приговор, отбытое наказание в виде условного срока, автомобилей, участвовавших в ДТП, больше нет в связи с их продажей (прошло пять лет), убытки страховой компании (в связи со страховой выплатой) в порядке регресса были удовлетворены судом и при заочном решении и после отмены заочного решения суда.
Дело заведомо проигрышное в таких обстоятельствах? Скорее всего, полагаю, была недоработка в связи с несвоевременным обращением к юристу, так как в последующем присужденные требования были уменьшены на значительную сумму.
Пример четвертый: Было совершено умышленное преступление в отношении члена семьи (матери детей). Спустя определенное время совершивший подобное деяние обращается за взысканием алиментов с детей. По Семейному кодексу Российской Федерации дело однозначно заведомо проигрышное…
Но, требования о взыскании алиментов удовлетворены. Только один маленький нюанс – брак официально расторгнут задолго до совершения преступления, соответственно, уже не в отношении члена семьи совершалось.
Пример пятый: Трое учредителей ООО, в один прекрасный момент происходит «раздрай» среди учредителей, после чего один из учредителей без первичного предложения своей доли двум другим учредителям (преимущественное право), предлагает долю стороннему лицу и тот соглашается её принять.
Двое остальных учредителей с этим не согласны и требуют первоначально предложить долю им. Этот же третий учредитель отказывается предлагать им долю и вообще не хочет иметь ничего общего с ними, не созваниваться, ни встречаться.
Дело заведомо проигрышное для этого третьего участника Общества с ограниченной ответственностью? Тем не менее, прошло 12 лет и на данный момент никаких неблагоприятных последствий нет для этого третьего.
В настоящее время есть также ряд крайне проблемных дел, о сути которых в силу этики приходится умолчать.
Если рассуждать таким образом, что такое то дело заведомо проигрышное, особенно учитывая, что даже при явных основаниях оправдания по уголовным делам оправдательных приговоров крайне мало, то придется лишить статуса всех адвокатов. Так как оправдательный приговор – заведомо проигрышное дело. Может, ошибаюсь.
Более разумным, полагаю, следует действовать так, оценивая перспективы нового дела:
Исследуя фактические обстоятельства дела очередного доверителя, клиента (кому как удобнее говорить), руководствоваться принципами:
- Исследовать фактические обстоятельства дела чуть ли не под микроскопом.
- Если дело заведомо проигрышное или гиблое, прямо сказать об этом обратившемуся лицу.
- Если обратившийся говорит, что дело принципа, то, чтобы не попал в руки явных мошенников из моральных принципов взяться за дело и попробовать «вывести» дело на приемлемый для доверителя результат.
- Найти в деле хоть призрачную «зацепочку» и использовать её, добросовестно применяя закон, опыт и знания.
- Если пройдены все первых три инстанции, то в Верховном Суде РФ, где, по имеющейся информации, до рассмотрения дела доходит всего 1% поданных жалоб, попробовать «переломить» дело в пользу своего доверителя, насколько это возможно, используя неожиданный фактор, применимый к делу.
В завершении публикации хочется сказать: может всё-таки правильней применять термины «гиблое дело», «безнадежное дело», «дело с недоработками», «дело с сэкономлением на правовой помощи»?
И искать в каждом случае «изюминку», за которую «зацепиться», чтобы использовать её и добросовестно исполнять свои обязанности по представлению, защите своего доверителя, подзащитного?