Написать статью о давнем уголовном деле частного обвинения вдохновило выступление нашего коллеги адвоката Матвеева О.В. на одной из конференций «Праворуба».
Соглашусь с Олегом Витальевичем, у суда и обвинения полный иммунитет к доказательствам защиты. Согласен, уголовные дела частного обвинения имеют не такой обвинительный уклон, как уголовные дела обвинения публичного, однако и в них защите часто приходится не легко.
В далеком 2014 г. доверитель обратился ко мне уже перед стадией судебного исследования письменных материалов дела. Состав преступления – ч.1 ст. 116 УК РФ – побои группой лиц. Однако судимость за умышленное преступление поставила бы крест на трудовой деятельности и оставила бы семью без средств к существованию.
Понимая, что игра по первой инстанции была, как говорится, сделана, я попросил самого доверителя сходить в суд и отфотографировать абсолютно все страницы уголовного дела от корки до корки, включая чистые листы. Доверитель с этой задачей справился. Дальше было изучение материалов, из которого я понял, что спасти ситуацию может только чудо.
Свидетели частного обвинителя показали всё, как надо, хотя доверитель утверждал, что на месте их не было, да и само событие преступления тоже отрицал. Играть на недоказанности, противоречиях смысла особого не видел.
Вместе с этим в материалах дела отсутствовало постановление мировой судьи о принятии заявления частного обвинения. Это стало тем чудом, моей настоящей тайной, ибо малейшая утечка информации, даже в сторону доверителя, могла запросто обеспечить появление такого постановления.
Решил зайти в дело на стадии прений. Выступил весьма символично. После оглашения обвинительного приговора я широко улыбнулся и на вопрос судьи, что тут смешного, широко разведя руки в стороны, ответил: «Даже, не знаю, как сказать…».
Апелляционная жалоба была подана в срок. Но главный довод об отсутствии постановления был придержан до момента поступления уголовного дела в апелляцию, ибо чуялось мне, мировая судья легко задним числом могла устранить имеющийся недостаток.
В день икс дополнительная апелляционная жалоба была лично привезена мною в районный суд. А дальше была легкая отмена обвинительного приговора. Мы с коллегой прямо чувствовали, как приговор отменяется. Суд согласился с допущенным нарушением, также указав, что обвинение в заявлениях потерпевшего не конкретизировано, а это нарушает право на защиту.
В нарушение приведенных требований закона, в деле отсутствует постановление о принятии судом заявления к своему производству.
Таким образом, мировой судья, не вынес постановление о принятии судом заявления к своему производству, что является существенным нарушением уголовно-процессуального закона.
Все последующие процессуальные действия мирового судьи по заявлению, не принятому судьей к своему производству, не могут быть признаны законными. Цитата из апелляционного постановления.
Уголовное дело было передано на новое судебное разбирательство другому мировому судье со стадии принятия заявления частного обвинения. Нужно сказать, что к тому времени потерпевший достаточно поистрепался, как морально, так и материально, вероятно, поэтому недостатки поданного заявления так и не были устранены.
В последующем постановлением мирового судьи в принятии заявления было отказано. Наглядный пример, как можно похоронить дело, выбрав верную тактику (придержать довод на потом), и узрев процессуальные нарушения, даже особо не копаясь в существе обвинения.
Не могу знать, но по какой-то причине вопрос реабилитации повис в воздухе. Кстати, возникло ли здесь право на реабилитацию?