Все они похожи друг на друга, но люди не меняются и не делают выводов. Как правовых, так и в сфере простых человеческих отношений.
Об этом деле решил написать, т.к. оно хоть и типичное, но все же есть редко встречающийся правовой аспект. И так, обо всем по порядку.
Обстоятельства дела.
В 2014 году одна дама преклонных лет решила в благодарность за долгие годы внимания и заботы «отписать» квартиру своей старшей дочери в качестве благодарности. Составили и подписали договор (с условием о пожизненном проживании), зарегистрировали переход права в Росреестре.
Жизнь шла своим чередом. И все было бы хорошо, если бы об этом через полтора года не узнала младшая дочь, которая и посчитала себя жутко обделенной (несмотря на то, что ей тремя годами ранее подарили дачу и солидный земельный участок).
Ситуация усугублялась тем, что у одаряемой тяжело заболел и умер муж.
И тут начался со стороны младшей дочери массовый психоз и «капание на мозги» матери. Итогом стало предъявление иска в суд с помощью «народного юриста».
Ответчик обращается к нам за помощью.
Правовая позиция истца.
Иск был мотивирован тем, что наш доверитель, якобы, ввел бабулю в заблуждение, обещала хорошо к ней относится, помогать, покупать продукты и лекарства. Также «народный юрист» истца ссылалась на плохое зрение и невозможность прочитать договор.
Также сторона истца пыталась доказать тот факт, что после заключения договора обстоятельства существенно изменились, и при таких (цитата) «раскладах мы бы на это не подписались»
Правовым основанием иска была заявлена ст. 178, 450-453 ГК РФ.
Статья 178. Недействительность сделки, совершенной под влиянием существенного заблуждения
1. Сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.
2. При наличии условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, заблуждение предполагается достаточно существенным, в частности если:
1) сторона допустила очевидные оговорку, описку, опечатку и т.п.;
2) сторона заблуждается в отношении предмета сделки, в частности таких его качеств, которые в обороте рассматриваются как существенные;
3) сторона заблуждается в отношении природы сделки;
4) сторона заблуждается в отношении лица, с которым она вступает в сделку, или лица, связанного со сделкой;
5) сторона заблуждается в отношении обстоятельства, которое она упоминает в своем волеизъявлении или из наличия которого она с очевидностью для другой стороны исходит, совершая сделку.
3. Заблуждение относительно мотивов сделки не является достаточно существенным для признания сделки недействительной.
4. Сделка не может быть признана недействительной по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, если другая сторона выразит согласие на сохранение силы сделки на тех условиях, из представления о которых исходила сторона, действовавшая под влиянием заблуждения. В таком случае суд, отказывая в признании сделки недействительной, указывает в своем решении эти условия сделки.
5. Суд может отказать в признании сделки недействительной, если заблуждение, под влиянием которого действовала сторона сделки, было таким, что его не могло бы распознать лицо, действующее с обычной осмотрительностью и с учетом содержания сделки, сопутствующих обстоятельств и особенностей сторон.
6. Если сделка признана недействительной как совершенная под влиянием заблуждения, к ней применяются правила, предусмотренные статьей 167 настоящего Кодекса.
Сторона, по иску которой сделка признана недействительной, обязана возместить другой стороне причиненный ей вследствие этого реальный ущерб, за исключением случаев, когда другая сторона знала или должна была знать о наличии заблуждения, в том числе если заблуждение возникло вследствие зависящих от нее обстоятельств.
Сторона, по иску которой сделка признана недействительной, вправе требовать от другой стороны возмещения причиненных ей убытков, если докажет, что заблуждение возникло вследствие обстоятельств, за которые отвечает другая сторона
Статья 451. Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств
1. Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
2. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
3. При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.
4. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Наша правовая позиция.
Подробно позиция описана в прикрепленных возражениях и ходатайстве и кратко сводится к следующему:
1. Истцом пропущен срок исковой давности для оспаривания договора дарения квартиры.
2. Недоказанность исковых требований.
3. Неверное толкование истцом норм ст. 178 ГК РФ о заблуждении по мотивам.
Результат.
Суд согласился с нами, в удовлетворении иска к нашему клиенту было отказано.