Этого дела могло бы и не быть, будь мой доверитель менее доверчивым, не игнорирующим обращение за юридической помощью до совершения каких-либо действий. Хотя он юридически не грамотный, но человек хороший. Всего лишь на три дня старше меня.
Обращение за помощью ко мне было как обычно по рекомендации.
Ознакомившись с документами, на первый взгляд, дело не казалось таким сложным. Были квитанции к приходно-кассовым ордерам, кассовые чеки-квитанции, гарантийные письма…
Ситуация простая. Начало истории.
Гражданин иногда, на своём личном автомобиле, осуществлял перевозку живой рыбы. Как обычно бывает, пока идёт загрузка, общался с разными людьми на посторонние темы.
Неоднократно приезжал на Смоленщину в один рыбхоз.
При очередном приезде, в ходе беседы, узнал, что данное предприятие испытывает недостаток средств для выращивания рыбы, не хватает кормов, нужны инвестиции под поставку рыбы в будущем.
По возвращении домой, встретившись с друзьями, обсудили тему. Друзья дали в долг деньги. Первое вложение было в размере 400 000 рублей. Первой ошибкой было то, что не был составлен договор инвестирования. Вместо него была выдана квитанция на указанную сумму, квитанция к приходно-кассовому ордеру, кассовый чек-квитанция и гарантийное письмо на продажу рыбы по фиксированной цене.
Продолжая общение, мой доверитель понимал, что директор рыбхоза своё дело знает и проникся к нему доверием. Директор поделился своими знаниями, как выращивать разные породы рыб, какие необходимые условия для хорошего роста малька и т.д. У доверителя есть свои пруды.
Через три недели мой доверитель инвестировал ещё 1 000 000 рублей, получив тот же пакет документов.
По первому вложению обязательства по возврату были исполнены частично, на 360 000 рублей. Остаток составил 40 000 рублей.
Далее произошла смена руководства рыбхоза. Сменился директор. Начались первые трудности с возвратом инвестиций.
Новый руководитель, в отсутствии договора в письменном виде, зная о неисполненных обязательствах перед мои доверителем, не спешил их исполнять. Самостоятельно написанная и поданная претензия моего доверителя оставлена без ответа.
После обсуждения проблемы у меня часто получается договариваться с противоположной стороной на наших условиях и решать проблему без суда.
Настроившись на решение проблемы путём переговоров, я выехал в город Смоленск. Ночь в дороге и к началу рабочего дня я с новой претензией у дверей рыбхоза.
Знакомство с бухгалтером прошло замечательно. Далее прибыл директор и одна акционер. В офис я зашёл вместе с водителем, так как это было начало декабря 2022 года.
К моему удивлению акционерша встретила нас не добро. У нас проверили документы и сделали их копии. Я предложил мирно, без суда решить проблему и тут узнал, что мы чуть ли не мошенники, которые хотят ограбить предприятие, что никаких обязательств у них перед моим доверителем не имеется.
Я понял, что переговоры не к чему хорошему не приведут. Настоял на получении повторной претензии, её регистрации в книге входящей корреспонденции, получив свой экземпляр, с отметкой и входящим номером убыл, но не домой.
Рядом находился отдел полиции, и я принял решение обратиться именно туда. Есть такая фишечка получения информации и доказательств.
Подав заявление и дав объяснения, вернулся домой.
Начались новые проблемы. Как выяснилось позднее, что мои будущие оппоненты после моего убытия так же обратились в полицию с заявлением о мошенничестве.
Срок возврата денежных средств указали 31 декабря. Однако, перед новым годом, стало известно, что приходный кассовый ордер с аналогичным номером содержит информацию о получении денежных средств от иного лица. Полиция уже проводила проверку в отношении меня и моего доверителя. На этой почве у моего доверителя от сильных переживаний случился инфаркт. Сделали операцию.
В ходе проверки заявления в отношении нас, сотрудники настаивали на передаче им оригиналов всех документов, в том числе и квитанций, для проведения экспертизы в ходе которой они могли быть утрачены. Были против нашего обращения в суд. У меня возникли подозрения.
Было подготовлено и направлено в суд исковое заявление с требованием о возврате неосновательного обогащения. Здесь тоже возникли сложности. Иск был обездвижен в связи с тем, что государственная пошлина уплачена не по тем реквизитам.
Для оплаты государственной пошлины я использовал реквизиты с официального сайта суда. Обычно их меняют в самом начале года. Сами реквизиты были мной распечатаны, что в последствие спасло ситуацию.
Параллельно шла проверка по нашему заявлению и заявлению наших оппонентов в полиции. Наши оппоненты подавали многочисленные жалобы в прокуратуру на не возбуждение уголовного дела в отношении меня и моего доверителя.
Полиция реально бездействовала. За долгое время не смогли опросить самого главного фигуранта – бухгалтера, которая принимала денежные средства, произвела самоинкассацию, внесла деньги на счёт рыбхоза.
Работа опера дала мне определённые навыки по получению информации. Именно мной сотруднику, проводившему проверку, была передана информация со всеми установочными данными лиц, номерами телефонов и адресами, от которых необходимо было получить объяснение.
Вскоре была получена информация о том, что почти все указанные мной лица были опрошены и от них получены объяснения. Получена информация, что бухгалтер не только подтвердила получение денежных средств от моего доверителя, но и пояснила, как и почему было оформлено получение от иных лиц.
Пока шло разбирательство в суде, мой доверитель перенёс ещё три операции и до настоящего времени проходит реабилитацию.
В суд ответчик представил сфальсифицированные документы по приходу денежных средств от иных лиц и дальнейшего выполнения перед ними обязательств.
Судебное рассмотрение затянулось. К участию в деле были непосредственно привлечены бухгалтер и бывший директор. В каждое судебное заседание появлялись всё новые и новые «доказательства».
Даже была ситуация, когда после изучения документов и перехода к прениям, ответчик заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела по существу для представления доказательств исполнения обязательств перед теми гражданами, от которых якобы были приняты денежные средства. Был объявлен перерыв. После перерыва ответчики вновь представили в суд сфальсифицированные доказательства, даже после того, как в суде бухгалтер подтвердила изложенные нами обстоятельства.
Наконец-то рассмотрение дела состоялось.
Иск удовлетворён частично.
Заявленная сумма взыскана в полном объёме, в удовлетворении требований о взыскании морального вреда отказано.
Не смотря на то, что во всех пояснениях мы неоднократно утверждали, что требование о взыскании морального вреда не связано с не возвратом денежных средств, а является последствием иных действий ответчика, суд посчитал, что при материальном требовании, с учётом норм 151 ГК РФ, мы не можем требовать взыскание морального вреда.
А, как считаете Вы? Имеет ли истец как физическое лицо, в связи перенесёнными переживаниями, право на компенсацию морального вреда?
С учётом ваших мнений буду принимать решение о целесообразности подачи апелляции на принятое решение в части не удовлетворённых требований. До 17 августа ещё есть время.
Стадию апелляции всё равно придётся проходить, так как оппоненты жалобу всё равно подадут.
Подробности в прилагаемых документах.
Отдельная благодарность Каданову Юрию Олеговичу за встречу и проводы и человеческое отношение. Ещё один плюс сайта, это возможность встречи с нашими в любом городе.
Картинка из открытого доступа сети интернет.
Практикующий юрист Андрей Хрусталёв.