Юридическому лицу квартира понятно не нужна, ее нужно продать и желательно быстрее, чтобы вернуть заемные денежные средства.
Бухгалтерия организации, как положено, ставит квартиру на баланс и в следующем месяце оплачивает квитанцию по оплате коммунальных услуг… с задолженностью.
Законных оснований у организации платить эту задолженность нет. Оснований принимать на себя обязательства за должника по оплате коммунальных платежей тоже нет. Налицо нецелевое расходование денежных средств.
Более того, стоимость квартиры в сравнении с долгом и так не ахти, а тут еще дополнительные затраты или потери.
Благо на квартиру нашелся покупатель. Так уж сложилось, что граждане с неохотой покупают подобные квартиры — требуют погашения существующей задолженности или снижения покупной цены. Никакие увещевания, что ни у вас, ни у них, обязанности платить эту задолженность нет, на них не действуют — боятся у нас граждане произвола и козней управляющих компаний ЖКХ и возникновения возможных проблем с их стороны.
Так что с реализацией квартиры сложилась ситуация из разряда «было бы счастье, да несчастье помогло».
Как бы то ни было, но ошибочно оплаченные денежные средства в счет задолженности прежнего собственника надо возвращать.
Вариантов действий вырисовывалось всего два. Первый, это взыскивать задолженность с предыдущего собственника — должника организации, как неосновательно сбереженные денежные средства. Второй — взыскание денежных средств с УК ЖКХ, как неосновательно полученное.
Первый вариант в плане конечного результата был явно бесперспективный, поскольку у должника, даже за вычетом стоимости заложенной квартиры, перед организацией уже имелась значительная задолженность безнадежная к получению.
Против второго варианта говорила имеющаяся судебная практика, согласно которой суды исходят из того, что управляющие компании ЖКХ, оказывая коммунальные услуги, имеют право на получение соответствующих платежей, что новый собственник, оплатив задолженность за предыдущего собственника, имеет право предъявлять претензии к такому предыдущему собственнику, по умолчанию, без исследования этого вопроса, признавая принятие новым собственником обязательств за предыдущего.
Таким образом, суды возводят управляющие компании в разряд неприкасаемых, мол, вы собственники разбирайтесь между собой сами, а «национальное достояние» не трогайте.
С такой позицией судов я был не согласен изначально, поскольку она создает предпосылки для злоупотреблений со стороны управляющих организаций ЖКХ, т.е. получив денежные средства от нового собственника, у управляющих компаний остается право взыскания денежных средств с надлежащего должника, чем отдельные товарищи от ЖКХ, обуреваемые жаждой наживы, не преминут воспользоваться.
Забегая вперед, скажу, что представляемое дело подтвердило мою убежденность.
Решив, что пытаться убедить суд в порочности сложившейся практики на основе имеющейся убежденности, по крайней мере, применительно к нашей ситуации, более перспективно, чем взыскать задолженность с предыдущего собственника, было подготовлено исковое заявление о взыскании неосновательного обогащения с управляющей компании ЖКХ.
Суд первой инстанции не взял на себя ответственность за изменение сложившейся практики и в удовлетворении требований нам отказал.
При подготовке апелляционной жалобы выяснилось, что управляющая компания уже после получения денежных средств от представляемой нами организации в судебном порядке взыскала эту же задолженности с предыдущего собственника, но при разбирательстве дела в первой инстанции представитель УК ЖКХ о данном факте благоразумно промолчал.
Поскольку представляемая нами организация не являлась стороной по делу о взыскании задолженности с предыдущего собственника, мой «соратник по борьбе» Василий Рабыченко, не мытьем, так катаньем, получил решение по этому делу, и мы представили его в суд апелляционной инстанции вместе с апелляционной жалобой.
Постановление апелляционной инстанции давалось суду достаточно трудно – рассмотрение дела откладывалось дважды.
Представленное решение суда о взыскании УК ЖКХ денежных средств с предыдущего собственника сыграло решающую роль, но и доводы, изложенные нами при обращении в суд первой инстанции, апелляционная инстанция все таки признала заслуживающими внимания для вынесения по делу нового решения об удовлетворении наших требований.