Ко мне обратилась доверитель со следующей ситуацией – к ней предъявила иск наследница продавца квартиры с требованием признать сделку купли-продажи квартиры недействительной как мнимую.
В качестве обстоятельств, подтверждающих основания иска, наследница утверждала, что квартира для продавца являлась единственным жильем, что при жизни он не имел намерения продавать квартиру, т.к. никогда не сообщал ей об этом, продавец являлся племянником истца, у них были дружеские доверительные отношения и они постоянно общались, по условиям договора купли-продажи продавец сохранил право пользования проданной квартирой, квартира была продана за цену ниже кадастровой стоимости, продавец умер меньше чем через месяц после продажи квартиры, при этом в ходе сбора информации о наследственной массе, сведений о деньгах от продажи квартиры или об их движении по счетам продавца получено не было.
Слабость позиции доверителя заключалась в том, что стороны сделки не соблюдали обычные меры по безопасному расчету, отсутствовала расписка о получении денег продавцом, по условиям договора продавец сохранил право пользования квартирой.
При дальнейшем уточнении обстоятельств выяснилось, что между продавцом и мамой доверителя сложились фактические семейные отношения, на протяжении 20 лет они совместно проживали как раз в той самой квартире, вели общее хозяйство, продавец растил и воспитывал ответчика (покупателя квартиры) как родную дочь с 4х лет и до ее совершеннолетия, близкие отношения между ними, как между отцом и дочерью, не прекращались до самой смерти продавца. Однако отношения по регистрации брака и удочерению оформлены не были.
Было принято решение сосредоточиться на доказывании
— факта передачи денег, который подтверждался актом передачи квартиры и отсутствием у продавца претензий по данному обстоятельству;
— наличия у покупателя возможности приобрести квартиру за цену, указанную в договоре купли-продажи;
— отношений между продавцом и покупателем как между отцом и дочерью, которые объясняли почему по условиям договора продавец сохранил право пользования квартирой, почему квартира была продана по цене ниже кадастровой стоимости и почему стороны сделки не соблюдали обычные меры по безопасности взаиморасчетов – уровень доверия между сторонами был достаточно высок и в соблюдении мер безопасных расчетов не было необходимости.
В ходе судебного разбирательства представитель истца не смог пояснить какую цель преследовали продавец и покупатель если совершали мнимую сделку по продаже квартиры, также он не смог доказать иные обстоятельства, подтверждающие мнимость сделки.
Суд согласился с моими доводами – в удовлетворении иска было отказано. Апелляция оставила решение суда в силе. С обоснованием позиции и выводами суда все заинтересованные могут ознакомиться из документов, приложенных к публикации.
Изображение взято с сайта: https://ru.freepik.com/.../free-photo/_8452219.htm