Много споров велось и много споров будет впереди по поводу выбора тактики уголовной защиты на стадии предварительного следствия. Кто то предпочитает активную защиту, кто то с пеной у рта доказывает, что все «инструменты» и «секреты» необходимо придерживать до стадии судебного рассмотрения.
Каждый из сторонников того или иного способа приведет массу положительных примеров в защиту своего мнения. И будет прав. Но где же истина?
Истина, как говорят мудрые, посередине. Не существует универсальной таблетки. Для успешной защиты сначала необходимо правильно поставить «диагноз», а уж потом приступать к лечению.
В этой статье хочу поделиться опытом успешной защиты доверителя по обвинению в четырех эпизодах преступления, предусмотренного ч.3 ст. 290 УК РФ .
Доверитель является преподавателем в одном из ВУЗов г. Воронежа.
Он находился на работе когда нежданно нагрянули на кафедру сотрудники БЭП.
Предъявили бумагу и предложили показать содержимое портфеля и ящиков стола. Перепуганный преподаватель конечно же все показал и предоставил. А там были денежные средства в конвертах с фамилиями студентов, зачетки и прочие атрибуты.
После этого стандартные процедуры и последствия – выемка, «исчезновение» человека на несколько часов, задушевные беседы, рассказы… Одним словом когда я его нашел через службу «02», а также массу знакомых правоохранителей, были написаны явки на 5 эпизодов с внушительными суммами.
Как потом выяснилось 3 явки были написаны по суммам, поступившим на банковскую карту, контролируемую доверителем, а 2 явки на суммы, содержащиеся в конвертах с фамилиями студентов.
Таковы были вводные на момент принятия защиты по данному уголовному делу.
К моменту предъявления мною ордера уголовное дело еще не было возбуждено. Это позволяло еще на стадии проверки реализовать некоторые задумки по тактике защиты.
Поскольку получение денежных средств по 3-м эпизодам было очевидным, а по оставшимся 2-м скорее очевидна, чем недоказуема, то была выбрана тактика подтверждения явок, но не на все суммы в них отраженные, а на часть, которая которая была сопоставима со «стоимостью» экзамена.
При разработке тактики были учтены профессиональные качества доверителя, его личные взаимоотношения некоторыми из «потерпевших» студентов. Помимо занятий преподаватель всегда был доступен для студентов, помогал разобраться в преподаваемых предметах, помогал в освоении практических навыков. А как неоднократно установлено судебной практикой, в т.ч. указывавшейся мною в этой статье, интеллектуальный труд должен оплачиваться.
По своей сути помимо помощи в сдаче экзаменов мой доверитель оказывал студентам репетиторские услуги.
Это обстоятельство было использовано. Кроме того, по эпизоду с одним из 5 студентов позже выяснилось, что ему мой доверитель не преподавал ни одного предмета и не принимал ни одного экзамена. вначале об этом мы сознательно умолчали, а потом, когда пора «написания» явок прошла, на это было указано следователю на стадии проверки и эпизод в постановление о возбуждении уголовного дела не вошел, а дополнительную явку просить написать уже было не с руки.
Выбранная тактика признания небольших сумм и отрицания остальных реализовывалась рядом следственных действий, которые помогли установить и закрепить эти обстоятельства. По каждому из вмененных эпизодов признавалась определенная сумма как взятка, а оставшаяся доказывалась как стоимость репетиторских услуг в т.ч. и по предмету, за сдачу которого давалась взятка.
Такая тактика позволила к моменту окончания следствия сформировать удобное и для следствия, и для защиты обвинение. Закрепить доказательства, которые помимо стандартных смягчающих вину, могли послужить для назначения не строгого наказания. Это обстоятельства, указывающие на самый низкий порог общественной опасности этой категории преступлений.
Вся работа, проделанная на предварительном следствии, фактически позволила реально трудиться только на стадии прений. Остальное время судебного разбирательства фактически превратилось в формальность.
Были представлены все мыслимые и немыслимые материалы, характеризующие личность, дана оценка преподавательской деятельности (в прилагаемых прениях все это описывается).
Не знаю, что именно сыграло свою роль, то ли то что дело было рассмотрено очень быстро и без «битья посуды», но в прениях прокурор (обвинение поддерживал прокурор района лично) изначально посчитал справедливым назначить наказание не связанное с реальным лишением свободы. Надо сказать, что по практике нашего региона, при подобных обвинениях прокуратура обычно просит реальное лишение свободы начиная с 3-х эпизодов по ч.3 ст. 290 УК РФ.
Я просил конечно же понять и простить, в прилагаемых прениях мотивированно описано.
Суд конечно же не применил плюшки о которых я просил, но все же немного умерил пыл обвинителя. Как итог условный срок с запретом на занятие определенной деятельностью.
Приговор устроил всех. Обжаловать не стали, была большая вероятность налететь на ужесточение наказания. Люди из этого же вуза за 1 эпизод получали больше, признавая вину в полном объеме.
Таким образом правильно определенная еще на стадии проверки тактика помогла избежать вменения лишних сумм и получить максимально легкое наказание при очевидности вины в совершенном преступлении.