Праворуб
Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Добро пожаловать!

Профессиональное общение. Уникальные процессуальные документы. Актуальная судебная практика. Квалифицированная помощь.

Приветственное видео
Одно из первых выигранных мной дел в Европейском суде по правам человека. Однако, ситуация, в которую попали мои доверители была крайне тяжелая.

21 марта 2001 года в Балтийске военные строители снесли старый дом, стоявший на улице Каплунова. Дом стоял рядом со строительной площадкой и мешал военным вести работы. Рассказывают, что дом был ветхий, и реально из четырёх прописанных там проживал только один человек. Остальные жили, «кто где мог»: снимали жильё или ютились у родственников. Как сказала одна из потерпевших, в этом доме «жить было нельзя».

Старый дом снесли бульдозером. При этом, как рассказывают свидетели, единственному проживающему «повезло» — во время сноса он оказался дома. Его чуть не снесли вместе с домом, но всё обошлось без человеческих жертв.
И так, благодаря военному бульдозеру государство само себя загнало в ловушку. Институт обязательной регистрации, за который так крепко держится российская административная система, поставил юридический знак равенства между понятиями «прописка» и «место жительства». Соответственно, где бы ни проживали, прописанные по улице Каплунова, 5 люди, в юридическом смысле военный бульдозер снёс место их жительства. Снёс, не имея на то никаких оснований. Пострадавшие, чей юридический дом разрушили военные, стали писать в инстанции, от прокуратуры городского округа до администрации президента РФ. Инстанций было много, результатов — никаких. Пострадавшие обратились в суд. В сентябре 2001 года Балтийский городской суд вынес решение, которое обязывало воинскую часть, чей бульдозер снёс дом, предоставить пострадавшим новые благоустроенные жилые помещения.

Однако в июле 2002 года судебный пристав-исполнитель вернул истцам исполнительный лист. По мнению пристава, решение суда невозможно исполнить. Оставшиеся юридически без крова над головой жители снесённого дома снова начали жаловаться. В прокуратуру, в службу судебных приставов, Уполномоченному по правам человека в Калининградской области. Переписка длилась почти три года. Как сказано в специальном письме, полученном  из аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области Ирины Вершининой, «заявители были вынуждены обратиться в суд за разъяснениями по исполнению решения суда. Суд дважды выносил определения по разъяснению, и в итоге, определил предоставить трём разным семьями одну отдельную квартиру».

Однако и это решение суда не было исполнено. Командование воинской части, чей бульдозер снёс юридически жилой дом, ответило приставу, что у него в оперативном управлении нет жилых помещений, и нет доступа к жилищному фонду Балтийского флота.

В письме из аппарата Уполномоченного по правам человека говорится: «Уполномоченный по правам человека решила добиваться исполнения решения суда «по-человечески». Началась длительная переписка с командованием Балтийского флота, администрацией Балтийского городского округа.
В результате прямого вмешательства Вершининой И. Ф., которая неоднократно лично встречалась с должностными лицами, от которых требовала обязательного исполнения судебного решения, заявителям были предоставлены отдельные благоустроенные квартиры во вторичном жилом фонде г. Балтийска в феврале 2006 года».
 
Но на этом история не закончилась. К моменту предоставления мирным гражданам, пострадавшим от произвола военных, нового жилья, это дело уже было принято к рассмотрению Европейским судом по правам человека в Страсбурге. На этой стадии данные граждане обратились ко мне за юридической помощью и представлением их интересов в Европейском суде по правам человека.

Жители Балтийска выиграли. Суд признал их жалобу обоснованной, и вынес решение в их пользу.
Мои  клиенты, обращаясь в Страсбург, посчитали, что нарушено их право на справедливое судебное разбирательство. По моему мнению, понятие “справедливое судебное разбирательство” подразумевает не только содержание судебного процесса, но и строгое и своевременное исполнение вынесенных судебных решений. В “Балтийском деле” судебные приставы-исполнители вернули исполнительные листы через практически десять месяцев после вынесенного решения суда. Причина возврата – приставы решение не поняли и не знали, как его исполнять, так как в решении не было указано, где конкретно и какие жилые помещения следует выделить заявителям.

Практически через десять месяцев приставы не обратились в суд за разъяснениями, а просто вернули исполнительные листы заявителям. Всё это вместо того, чтобы воспользоваться своим правом, предусмотренным законом об исполнительном производстве и Гражданским процессуальным кодексом, и обратится в суд за соответствующими разъяснениями.
А разъяснять было что. Например, одно из решений суда предусматривало выделение пострадавшим трём семьям… одной двухкомнатной квартиры на всех.

Через четыре года приставы, получив разъяснения суда, снова обратились в воинскую часть, признанную судом юридически ответственной за уничтожение жилого дома на улице Каплунова, 5. Приставы предлагали командованию воинской части исполнить решение суда. Командование ответило, что решение суда оно выполнить не может. Поскольку не имеет в оперативном управлении жилых помещений, и не имеет доступа к жилому фонду Балтийского флота.
Возникает вопрос, были ли  вынесенные судебные решения изначально исполнимы?
Почему войсковая часть, участвуя во всех судебных процессах, не заявила раньше о принципиальной невозможности исполнения судебного решения?
По моему мнению, поведение командования воинской части выглядит, по меньшей мере, странно. Командование пять лет решало, что же дать пострадавшим мирным жителям, чтобы потом заявить: а у нас ничего нет, ничего выделить не можем и не могли выделить никогда. Какой смысл обращаться в суд, если его решение заведомо неисполнимо?
 
Кстати, так или иначе, решение суда не исполнено до сих пор. Как я считаю, квартиры моим доверителям формально были выделены не во исполнение судебного решения. Квартиры предоставила администрация Балтийского городского округа — организация, к которой в судебном порядке никто никаких претензий не предъявлял, и которую суды ни к чему не обязывали. Обязывали суды воинскую часть, которая до сих пор решение суда о предоставлении жилой площади пострадавшим не выполнила.
 
В документах, направленных мной в Европейский суд по правам человека, указывается, что эта инициатива российских властей по сути осталась вне рамок исполнения судебного решения.
 
Результатом обращения в Европейский суд стало признание нарушения двух статей Европейской конвенции – права на справедливое судебное разбирательство и права на защиту собственности. Заявителям  выплачена компенсация, которая в совокупности составила 10500 евро, компенсированы расходы, связанные с направлением жалобы и представительством в Европейском суде.
31.05.2011
3
31
5
Автор публикации
Адвокат
Россия, Калининградская область, Калининград

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Документы
Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""
1.Постановление ЕСПЧ
2.Жалоба в ЕСПЧ
3.Реплика на меморанду​м РФ №1
4.Реплика на меморанду​м РФ №2
Комментарии (31)

      Отличная работа Александр Викторович!
      Участие государственных структур, да еще таких как воинские части, само по себе — осложняющий фактор, а в рассмотренном деле и подавно.
      Пример изначальной неисполнимости судебного решения — пример настоящей «заботы» государства о своих гражданах :x

      +3
      31 Мая 2011, 05:38 #

      Александр Викторович молодец! А реально было выпросить у ЕСПЧ не обязать РФ предоставить квартиру, а обязать выплатить рыночную стоимость квартиры? Этак бомжевать можно вечно, квартиру ожидаючи.

      +5
      31 Мая 2011, 05:41 #

      Спасибо за интересную публикацию. Надеюсь, что присужденная компенсация, хоть как то восполнит потраченные силы и нервы Ваших доверителей.

      +3
      31 Мая 2011, 05:46 #

      Спасибо, коллеги.
      Андрей Борисович, нет, конечно же обязать в ЕСПЧ Россию выплатить рыночную стоимость попробовать можно, но вероятность выигрыша стремиться к нулю, ведь в Европейском суде мы ставим вопрос о нарушении прав, предусмотренных Конвенцией, за что полагается справедливая компенсация. Такова институциональная структура Конвенции. Компенсация выплачивается именно за нарушение данных прав, что само по себе не снимает с государства обязательства по исполнению вынесенного решение суда. Т.о. просить взыскать в еспч рыночную стоимость квартиры мы не можем, но можем получить компенсацию за допущенные нарушения + требовать исполнения решения, за неисполнение которого получили компенсацию. но это в данном конкретном случае. есть и другие фабулы, и в них можно действовать по-другому.

      практика ЕСПЧ, на самом деле, раскрывает огромное множество проблем как национального, так и международного характера…

      +12
      Свернуть ветку
        31 Мая 2011, 21:41 #

        на национально уровне попытаться заменить способ исполнения — как откажут опять в ЕСПЧ ))

        +3
        Свернуть ветку
          31 Мая 2011, 23:56 #

          ну, я исполнял волю доверителей :) предлагались разные варианты, доверители выбрали еспч.

          +3
          Свернуть ветку

            Полагаю, что Денис Евгеньевич предложил изменить способ исполнения сейчас, т.е. после решения ЕСПЧ, а в случае отказа снова пойти в Страсбург.

            На мой взгляд это весьма изящное решение, без какого либо риска, но с хорошей перспективой. 

            +3
            Свернуть ветку
              01 Июня 2011, 00:48 #

              да, я понял, но доверители удовлетворены и далее двигаться, вроде как, не хотят

              +4
              Свернуть ветку

                Не хотят — это их выбор, что тут поделаешь, насильно мил не будешь! Но может они не до конца информированы о своих возможностях или мотив отказа в отсутствии средств на оплату помощи адвоката? То есть тут надо подумать о соблюдении этики, что бы потом не было с их стороны претензий на ненадлежащую помощь.

                +1
      31 Мая 2011, 06:11 #

      Отличная публикация.
      Радует одно, что хоть ЕСПЧ признал действия российских властей нарушающими положения Конвенции.

      +1
      31 Мая 2011, 07:15 #

      Обидно за державу, что справедливость восторжествовала только в Европейском суде.

      +1
      31 Мая 2011, 07:51 #

      Отличная работа. Интересно, сколько лет рассматривалось дела в ЕСПЧ?

      +3
      31 Мая 2011, 08:03 #

      Александр Викторович, отличный результат, радует одно, что существует еще справедливость, а удручает, что почему-то не в нашей стране!

      +1
      31 Мая 2011, 08:08 #

      Что-то приставы совсем от работы отбились, у простого нищего они знают, как забрать имущество и исполнить решение суда, а у воинской части нет!
      А вот, работа адвоката выполнена на совесть!

      +2
      31 Мая 2011, 08:42 #

      Какой ужас и беззаконие творится в России, скажите, Александр Викторович, а, сколько времени длилось данное дело (с того момента, когда снесли дом — 2001 г. и до какого года?).

      +2
      31 Мая 2011, 09:46 #

      С удовольствием ознакомилась. Отличная работа.
      Спасибо, Александр Викторович, за готовность поделиться профессиональным мастерством.

      +8

      Поздравляю с победой здравого смысла над тупостью и безразличием. Правовая культура у нашей власти напрочь отсутствует, вот и приходится рассчитывать только на компенсационные механизмы ЕКПЧ.

      +2
      31 Мая 2011, 17:05 #

      ой… я по памяти не вспомню, сколько лет шло дело… но больше 4-х, насколько помню.

      Денис, а что нового ожидали увидеть в этом деле? :) тут по определению ничего нового не могло быть, исходя из практики ЕСПЧ

      +3
      Свернуть ветку
        31 Мая 2011, 21:39 #

        знаете всегда ждешь чего-то эксклюзивного ))

        +2
        Свернуть ветку
          01 Июня 2011, 00:00 #

          согласен, но вот для статуса нашего государства такой эксклюзив — прямой ущерб репутации.

          +5
          01 Июня 2011, 08:22 #

          Любое дело против нашего государства является эксклюзивным, если по результатам его рассмотрения в ЕСПЧ, получен положительный результат.

      31 Мая 2011, 17:47 #

      Александр Викторович, расскажите, а какие аргументы выдвигала РФ, оспаривая доводы жалобы?

      +4
      Свернуть ветку
        01 Июня 2011, 00:02 #

        постараюсь найти меморандум и прикрепить к документам, по памяти правовую позицию РФ восстановить уже сложновато, но кое-что можно почерпнуть и из ответов на меморандумы.

        +7
      31 Мая 2011, 18:16 #

      Отличная работа! Вот бы прокуратуре РФ «органу по надзору» вставить бы пистон

      +1
      01 Июня 2011, 08:36 #

      Александр, я не понял почему проигнорировали про нарушение ст. 8 ЕКПЧ ???

      +1
      Свернуть ветку
        03 Июня 2011, 16:39 #

        Наверное главным образом потому, что заявители не проживали по «юрадресу»… а давно жили в другом месте… хотя, эта деталь требует уточнения, все-таки это было не так уж и недавно, все уже постепенно уходит из памяти

        +4
      26 Февраля 2013, 13:00 #

      Что-то приставы совсем от работы отбились, у простого нищего они знают, как забрать имущество и исполнить решение суда, а у воинской части нет! А вот, работа адвоката выполнена на совесть!Такая практика бывает повсеместно, нужно было пытаться, привлечь приставов и администрацию войсковой части к уголовной ответственности за не исполнение решения суда (ст. 315 УК РФ), а параллельно на основании вступившего в законную силу решения суда, подать гражданский иск о взыскании с ответчиков (приставов и администрации войсковой части — солидарно) причинённого материального ущерба в эквиваленте рыночной стоимости жилья на данный момент в Балтийске со дня вступления решения суда в законную силу в даном деле (раз они его не выполняют и выполнить не могут) и не надо было бы напрасно мучиться.

      +1

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Личные блоги
Правовой казус: Почти год пиво можно продавать даже в детском саду
Адвокат
Бозов Алексей Анатольевич
05 Августа 2011, 11:32
Судебная практика
Ситуации из зала суда и казусы с использованием / знанием / незнанием 3 разных языков
Юрист
Vitaliy Haupt
22 Июня 2010, 20:38
Личные блоги
Юридический казус.
waldemar
12 Декабря 2014, 20:11
Судебная практика
ВОЗДАЯНИЕ ПО ДЕЛАМ ИЛИ МОЖЕТ ЭТО КАЗУС (действия подсудимого переквалифицированы с части 4 статьи 111 ...
Адвокат
L-Sabinin
30 Июля 2015, 12:03
Личные блоги
Вспомни мельника! Правовой казус?
Юрист
lawer-soldatenkov
26 Февраля 2011, 19:02
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Юридический казус
user30526
07 Августа 2018, 12:44
Судебная практика
Взыскание судебных расходов в пользу третьего лица. Разрешение казуса в пользу доверителя в суде апелляционной ...
Адвокат
Гольдер Софья Ароновна
12 Января 2022, 18:40
Личные блоги
Дорожный казус
Энтузиаст
anonym
22 Апреля 2010, 04:12
Личные блоги
Тюремный казус.
Энтузиаст
anonym
01 Мая 2010, 14:23
Личные блоги
Правовой казус: Почти год пиво можно продавать даже в детском саду
Адвокат
Бозов Алексей Анатольевич
05 Августа 2011, 11:32
Судебная практика
Ситуации из зала суда и казусы с использованием / знанием / незнанием 3 разных языков
Юрист
Vitaliy Haupt
22 Июня 2010, 20:38
Личные блоги
Юридический казус.
waldemar
12 Декабря 2014, 20:11
Судебная практика
ВОЗДАЯНИЕ ПО ДЕЛАМ ИЛИ МОЖЕТ ЭТО КАЗУС (действия подсудимого переквалифицированы с части 4 статьи 111 ...
Адвокат
L-Sabinin
30 Июля 2015, 12:03
Личные блоги
Вспомни мельника! Правовой казус?
Юрист
lawer-soldatenkov
26 Февраля 2011, 19:02
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Юридический казус
user30526
07 Августа 2018, 12:44
Судебная практика
Взыскание судебных расходов в пользу третьего лица. Разрешение казуса в пользу доверителя в суде апелляционной ...
Адвокат
Гольдер Софья Ароновна
12 Января 2022, 18:40
Личные блоги
Дорожный казус
Энтузиаст
anonym
22 Апреля 2010, 04:12
Личные блоги
Тюремный казус.
Энтузиаст
anonym
01 Мая 2010, 14:23
Ваши персональные заметки к публикации
Видны только вам
Рейтинг публикации: «Страссбургский казус» 2 звезд из 5 на основе 11 оценок.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Юридическое сопровождение бизнеса, IT. КИИ, ФСТЭК, в т.ч. №117, ГИС. Защита директоров, собственников. Налоги, банкротство, субсидиарка. 17+ лет опыта, 250+ кейсов на Праворубе. Работаем по всей Росси
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
компетенции: трейдинг, инвестиции, страхование, налоги, юридические лица, долги, ответственность, комбинации.
Консультации, дела.
Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
Разместить свою визитку
Похожие публикации
Правовой казус: Почти год пиво можно продавать даже в детском саду
Личные блоги, 05 Августа 2011, 11:32 05 Августа 2011, 11:32
Ситуации из зала суда и казусы с использованием / знанием / незнанием 3 разных языков
Судебная практика, 22 Июня 2010, 20:38 22 Июня 2010, 20:38
Юридический казус.
Личные блоги, 12 Декабря 2014, 20:11 12 Декабря 2014, 20:11
ВОЗДАЯНИЕ ПО ДЕЛАМ ИЛИ МОЖЕТ ЭТО КАЗУС (действия подсудимого переквалифицированы с части 4 статьи 111 ...
Судебная практика, 30 Июля 2015, 12:03 30 Июля 2015, 12:03
Вспомни мельника! Правовой казус?
Личные блоги, 26 Февраля 2011, 19:02 26 Февраля 2011, 19:02
Юридический казус
Вопросы и ответы онлайн (архив), 07 Августа 2018, 12:44 07 Августа 2018, 12:44
Взыскание судебных расходов в пользу третьего лица. Разрешение казуса в пользу доверителя в суде апелляционной ...
Судебная практика, 12 Января 2022, 18:40 12 Января 2022, 18:40
Дорожный казус
Личные блоги, 22 Апреля 2010, 04:12 22 Апреля 2010, 04:12
Тюремный казус.
Личные блоги, 01 Мая 2010, 14:23 01 Мая 2010, 14:23
Продвигаемые публикации