Приехав уже поздно вечером в отдел полиции, и поднимаясь на третий этаж встретил в коридоре трех оперов, которые (на мое удивление!) так рады были меня видеть, что «краска на стенах сворачивалась». Чем вызван такой теплый прием я до сих пор не понимаю, но в тот момент увидев реакцию оперуполномоченных, я невольно почувствовал в области плеч погоны, что мне создало серьезный психологический дискомфорт.
Минуя «коридорных оперов» я зашел в кабинет следователя, ее реакция от моего прихода мало чем отличалась от реакции оперуполномоченных… В кабинете уже сидел подозреваемый, молодой парень, грязно одетый, с разбитыми руками и стертыми коленками, явно наркозависимый.
Как выяснилось при допросе подозреваемого, который постоянно пытался словесно обидеть молодого следователя, парень подозревается в совершении грабежа с применением насилия не опасного для жизни и здоровья. Позиция подозреваемого была категоричной, никого не грабил, ничего не забирал, насилия ни к кому не применял, мобильный телефон (который был изъят у подозреваемого) днем ранее был им приобретен на местном рынке за тысячу рублей.
После окончания допроса началось проведение опознания. В нарушение ч. 2 ст. 193 УПК РФ «Перед началом опознания опознаваемому предлагается занять любое место среди предъявляемых лиц, о чем в протоколе опознания делается соответствующая запись», подозреваемому не предоставили возможность самостоятельно занять место до захода потерпевшего в кабинет следователя. Первыми зашли еще двое граждан, внешне совершенно не схожие с подозреваемым и которые также были доставлены в отдел полиции в этот вечер, заняли свое место. Далее зашел потерпевший, который сходу указал на подозреваемого и сказал, что именно вот этот человек ударил меня в область челюсти и забрал мобильный телефон.
После проведения опознания, в протоколе мной были внесены замечания о том, что права и обязанности подозреваемому следователем разъяснены не были, порядок проведения опознания не разъяснен, подозреваемому не предоставлена возможность самостоятельно выбрать место перед началом опознания.
И тут началось.......
Следователь побежала к начальнику просить совета, вот мол адвокат такой и сякой внес вот такие то замечания и т.д.
По прошествии минут 20 и возвращении следователя в кабинет, началось проведение очной ставки с участием подозреваемого и потерпевшего. В ходе проведения очной ставки потерпевший заявил, что не знает подозреваемого и никогда его раньше не видел… (я аж ручку выронил).
В протоколе очной ставки мной было заявлено ходатайство о предоставлении материалов всех процессуальных действий в отношении подозреваемого для его дальнейшей защиты.
В удовлетворении данного ходатайства следователем было отказано в полном объеме по причине того, что во всех следственных действиях с подозреваемым я участвовал в качестве адвоката.
На данное постановление мной была подана жалоба в Рудничный районный суд г. Прокопьевска. В итоге своем, суд признал постановление следователя незаконным и необоснованным. Однако в «приватной беседе» с судьей после процесса, мне была дана рекомендация как молодому адвокату «Не надо гонять эту пыль........»
Вот и задумался, а «пыль» ли.......?!