«Поле боя» читатель может обозреть на этом видео, а, поскольку у нас, как говорится в народе, «каждый суслик – агроном» (в данном случае – трасолог), готовимся к разноцветью авторитетных и неавторитетных мнений, о том, какой же сякой этот эксперт.
http://youtu.be/FMpe5SD6SHA
«Судя по тому куда на трамвайные пути уехал этот фацик-авто, водитель не ехал по улице, а просто низко летел. Ему вот точно бубенчики подрезать, что б таких же удотов дальше не плодил», «по любому …. из Х5 окажется прав, даже если выехал на встречку», «еще и трамвай будет виноват, что не пропустил его :)» – это глас народа с саратовских форумов, предрекающих незыблемость требования ПДД уступить дорогу. Короче, в местном масштабе дело стало резонансным, и по настоянию прокуратуры города отправилось на экспертизу в Уфу.
После публикаций пяти лекций, посвященных алгоритму CRASH3, видимо, надо показать автоэкспертам простой пример с применением CRASH3 и модели движения. Показать, что установить обстоятельства даже такого ДТП достаточно просто.
В самом деле, на месте ДТП разлита жидкость, осколки разбросаны на большой площади, явно место столкновения по следам осыпи или сдвига колес не определяется, скорость БМВ после удара при движении по шпалам верхом на секции металлического ограждения не установить – просто нет таких нормативных параметров замедления, а вопрос-то актуальный (ау, Минюст!).
Поэтому логика эксперта и последовательность исследования была следующей.
1. Из рассмотрения повреждений на автомобилей стало ясно, что они столкнулись лоб в лоб, под углом около 180 градусов между их продольными осями, с перекрытием около четверти ширины БМВ.
2. После взаимного внедрения БМВ разворачивал Мицубиси по часовой стрелке, и при этом его остаточная скорость была больше линейной скорости передней части Мицубиси при его вращении. Это зацепка №1 – если установим скорость вращения Мицубиси, то установим и скорость БМВ после удара, и не надо заморачиваться со сносом секции ограждения и с движением верхом на нем по рельсам.
3. Величину деформаций передней части Мицубиси вполне можно установить по фотографиям, а, следовательно, и затраты энергии на деформацию Мицубиси. Они, деформации, большие, а, следовательно, устанавливать затраты энергии на деформацию БМВ нет необходимости – БМВ жестче, деформация много меньше, и добавка небольшой части энергии даст всего несколько лишних километров в час к скоростям автомобилей. При этом еще придется решать головоломку – разделять деформации БМВ, полученные при ударе в Мицубиси и деформации, полученные при ударе в ограждение. Итак, деформаций передней части Мицубиси – зацепка №2.
4. На фотографиях с места ДТП около правого борта Мицубиси просматриваются два дугообразных следа – к ним можно привязаться и поварьировать возможное положение Мицубиси в момент столкновения. Этим установить место столкновения как возможную область на дороге. Это – зацепка №3.
Этот план и был реализован в заключении эксперта, которое приложено как документ. Результат – скорость автомобиля БМВ была не менее 114 км/ч, а столкновение произошло на встречной для БМВ полосе движения.
Автору известно, что ГИБДД признало виновным в ДТП водители БМВ, и что он решение ГИБДД не оспаривал.
Для адвокатов здесь есть пища для обсуждения.
Ведь с одной стороны, «уступить дорогу (не создавать помех)» – требование, означающее, что участник дорожного движения (водитель Мицубиси) не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения (водителя БМВ), имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
С другой стороны, даже при движении с фактической скоростью, если бы водитель БМВ не пересек двойную сплошную линию разметки, то ничего бы не было – автомобиль Мицубиси уже освободил правую для БМВ строну дороги, то есть, с технической точки зрения, не вынуждал водителя БМВ тормозить или отворачивать. И это утверждение усиливается, если бы БМВ ехал со скоростью не более 60 км/ч.
Все статьи автора на «Праворубе».