Пролог
Итак, уважаемые дамы и господа, все совпадения имен, ИНН, ОГРН не случайны, мнения о качестве оказанных моему доверителю юридических услуг и поставленном товаре являются оценочными суждениями автора статьи.
На сцену выходят:
ООО «Окна-Домус» ( ИНН: 7733610560), компания, поставляющая финские окна в Москве, ну или делающая вид, что поставляет финские (далее – «плохой поставщик»).
ООО «Городской Центр Юридической Помощи» ( ИНН 7708817353), далее по тексту -псевдоюристы-мошенники, «практикуют» в Москве.
Мой доверитель – Х.
Часть 1 Эпопеи- покупка элитных окон в Москве
Доверитель Х приобретает по договору купли-продажи в 2012 году у ООО «Окна-Домус» два оконных блока, которые, по словам плохого поставщика, будут произведены в Финляндии и срок службы которых составляет, я цитирую договор, 40 лет.
За такую гарантию Доверитель не поскупился и заплатил 5 200 евро.
Поскольку расчет в иностранной валюте в России запрещены, то договор купли-продажи переведя их в рубли на дату платежа (курс 48 рублей/евро), что составило 250 000 рублей.
Установка была также произведена силами плохого поставщика.
Не прошло и года, как:
— в стыках между оконными блоками и деревянной рамой образовались отверстия, в которые легко проходит палец;
— запорный механизм в одном из блоков сломался, что исключило возможность использования окна по своему назначению;
— появились трещины в деревянных брусах.
Плохой поставщик быстро отреагировал на просьбу доверителя и прислал мастеров для выяснения проблемы.
Старший мастер, осмотрел оба окна и тут же с телефона доверителя звонит начальству.
Диалог был следующий:
Мастер: «Шеф, это наша вина», но похоже, что еще и завод-изготовитель «постарался».
Начальник: «Пиз…. оттуда на х… и ничего не подписывай!»
Приказ был смиренно выполнен, после чего все звонки Доверителя игнорировались и осталось только бороться.
Часть 2 Эпопеи – выбор юриста
Выбранными первоначально «юристами» был подготовлен иск, который, иначе как «творчеством народов России» не назвать (приложен к публикации).
По Закону о защите прав потребителей, потребитель, чьи права были нарушены поставкой товара с существенными недостатками имеет право:
1) Требовать расторжения заключенного договора и взыскать в полном объеме денежные средства, уплаченные по договору;[1]
2) Взыскать проценты за пользование чужыми денежными средствами;[2]
3) Взыскать неустойку за отказ от добровольного исполнения требований потребителя;[3]
4) Взыскать судебные расходы (услуги представителей, экспертов);[4]
5) Плюс, в пользу потребителя взыскивается штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом за отказ от добровольного исполнения требований потребителя.
В иске содержалось четыре требования о расторжении договоров купли-продажи и установки оконных блоков, возврате денежных средств, морального вреда и судебных расходов!
Тонкость ситуации для плохого поставщика заключалась в том, что цена предмета договора купли-продажи была установлена в иностранной валюте (Евро), которая подлежала перерасчету в рубли на дату платежа.
Такая формулировка позволяет потребителю совершенно законно пересчитать сумму основного требования на дату с курсом, более выгодным ему (пусть это будет и 100 рублей за Евро).
Однако, псевдоюристы-мошенники заявили, что так делать нельзя и они будут взыскивать только 265 000 рублей (цена окон, доставки и установки), которые Доверитель уплатил при перерасчете в рубли в 2012 году.
Добавлю, что иск готовился 4 месяца, на корректности требований псевдоюристы-мошенники настаивали, в предварительное заседание никто не явился, что и вынудило близкого родственника Доверителя, моего друга, обратиться ко мне за помощью.
Часть 3 Эпопеи – переговоры с псевдоюристами-мошенниками
Когда ко мне обратился друг и попросил вступить в дело, чтобы помочь своему родственнику выйти из тяжелой ситуации и сэкономить нервы и силы.
Первое, что нужно было сделать, поехать к мошенникам и разобраться с перечнем исковых требований.
Естественно, что на следующий день уже было назначено разбирательство по существу.
Начну с того, что к нам вышла девочка 22 лет. Тон общения такой, будто мы должники и пришли просить об отсрочке платежа, т.е. хамство невообразимое.
Я и мой друг стали задавать вопросы, с Законом «О защите прав потребителей» и Пленумом Верховного суда РФ №17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в руках.
Почему нет этого требования, почему нет другого, а можно так, а вот так?
Девочка, чувствуя, что ее гонор не справляется с вежливым напором взрослых мужчин, призвала на помощь старшего коллегу, который подтвердил нашу правоту.
В итоге, девочка в ночи переделала иск, расширив перечень требований взысканием 50% штрафа (с неустойкой так и не договорились), а главное пересчитала требование о взыскании денежных средств, уплаченных по договору, по более выгодному курсу (55 рублей/евро) с формулировкой в уточнении «на дату подачи соответствующего уточнения».
Часть 4 Эпопеи – судебное заседание
Когда я увидел уточнение, то снова почувствовал, что Доверителя обманывают.
Ну почему она не пересчитала по курсу 90 рублей/евро, а взяла за основу дату уточнения – 15.04.2015?!
К счастью, в уточнении к иску была допущена ошибка, которая нас спасла.
Судья обратил внимание, что в конце нового расчета сделана просьба пересчитать сумму основного долга (цену оконных блоков) на дату подачи уточнения к иску.
Расчет сделан 15.04.2015, а уточнение подано в день заседания – 16.04.2015, т.е. все штрафы и итоговая сумма требования рассчитаны неверно, что стало основанием для отложения заседания.
Часть 5 Эпопеи – работа над ошибками и снова в суд
Этот эпизод в судебном заседании стал последний каплей и мы с другом и Доверителем решили отказаться от «услуг» псевдоюристов-мошенников.
Но проучив их…
Я подготовил новое уточнение к исковым требованиям, в котором пересчитал сумму основного долга по курсу на дату подачи иска (70 рублей/евро), добавил требование о взыскании штрафной неустойки и сократил итоговую сумму санкций до разумных пределов.
Начало судебного заседания.
Мой доверитель заявляет перед судьей, что выражает недоверие представителю псевдоюристов – мошенников.
Судья не допускает девочку к представлению интересов, а я вступаю в дело.
На лице представителя ответчика непередаваемая мина…..
Ходатайствую об уточнении исковых требований (документ приложен) и передаю ответчику.
Представитель ответчика, увидев итоговую сумму требования ( почти 1 млн. рублей по сравнению с первоначальным в 440 771 рубль), ахнула от приятной неожиданности.
Судья просит проговорить все требования устно, что я и делаю.
Судья со всеми требованиями соглашается и задает вопрос представителю ответчика с легкой улыбкой на лице: «Ну что же вы цену в договоре купли-продажи прописали в валюте?»
Представитель ответчика: «Ваша честь, это же неосновательное обогащение, нельзя взыскивать такую сумму».
Я: «Представитель ответчика, не могли бы дать ссылку на нормы права и судебную практику?»
Представитель ответчика: «Смотрите статью 1102 ГК РФ, а практика есть.»
Статью смотрю, прошу пояснить вывод по причине непонимания посылки.
Представитель ответчика, тоже «милая» девушка, уже утверждает, что сейчас кризис и взыскание такой суммы будет неосновательным обогащением для истца.
Судья продолжает ехидно улыбаться, удаляется в совещательную комнату.
Основательно сократив расходы на услуги эксперта (до 45 000 руб. вместо 65 000 руб.), псевдоюристов (до 15 000 рублей с 35 000 рублей, но здесь я судью не осуждаю) и размер штрафных санкций суд удовлетворил требований на сумму в 708 091 рубль.
Эпилог…
Ответчиком подана апелляционная жалоба, поэтому еще предстоит повоевать, но хочется сказать не об этом.
После этого дела на душе смешанные чувства.
С одной стороны, сделал дело для близкого человека и почти герой.
Ведь вырвал процесс из цепких лап настоящих подлецов, а итоговая сумма удовлетворенных требований вдвое больше того, что полагалось бы при первоначальных требованиях.
С другой стороны, болит душа за те десятки, а может и сотни граждан и организаций, которых продолжают так обманывать, тупо покупая первый строчки рекламы в поисковиках, тесные офисы в центре Москвы, а затем исчезая в неизвестность.
Понимаю, что в этих ситуациях огромная доля вины лежит на населении, которое, как рынке, часто выбирает, что подешевле и покупается не на квалифицированных специалистов от юстиции, а специалистов от мошенничества, готовых решить любой вопрос за сиюминутное и «скромное» вознаграждение.
И проходится некоторым, особенно начинающим специалистам, выбирать: «Честно ли сказать о перспективах дела или продать призрак надежды, оставив себя без заработка?»
Конечно, вариант с призраком надежды сулит финансовую выгоду, даже благополучие (если поставить дело на поток).
Но что будет дальше?
Допустят ли такого специалиста в «высшую лигу», когда очередная конторка избавится от него, как избавляется от своих доверителей?
Не думаю.
Полагаю, что есть над чем поработать и профессиональному сообществу.
Юристы, по моему скромному мнению, не склонны дружить и общаться между собой, хотя есть комплекс вопросов, нуждающихся исключительно в коллективном решении.
Нет какого-либо вменяемого регулирования профессиональной деятельности, отсутствует правовое просвещение населения, выпускаются толпы «юристов», не разбирающихся в основах законодательства.
И даже если тебе посчастливилось, как мне ( без шуток) отучиться в лучшем юридическом вузе страны, то кто о тебе таком умном и хорошем знает на выходе?
Ведь ты — часть толпы, а не эксклюзивный специалист, за которым очередь выстроилась.
Это не пессимизм, отнюдь, а всего лишь констатация факта.
Факта, который является задачей, а задачу, всегда можно решить.
[1] Абз. 5 пункта 1 статьи 18 закона «О защите прав потребителей».
[2] Статья 395 ГК РФ.
[3] Статья 23 Закона «О защите прав потребителей»
[4] Статьи 88,95, 98, 100, 102 ГПК РФ.