Праворуб
Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Добро пожаловать!

Профессиональное общение. Уникальные процессуальные документы. Актуальная судебная практика. Квалифицированная помощь.

Приветственное видео
Это продолжение моей предыдущей публикации о том, какое препятствие может возникнуть на пути частного обвинителя и преградить ему доступ к правосудию. Существование этого препятствия подтвердила практикующая в другом регионе Ротькина Елена Владимировна, которой я очень за это благодарен. Преодолимо ли оно? Вполне, только об этом надо позаботиться, причем до подачи заявления в суд.

Повторюсь, проблема возникает как правило в результате невыполнения правоохранителями требований пункта 3 части 1 ст. 145 УПК РФ, когда они, оберегая мировой суд от лишней нагрузки, не отправляют ему заявление потерпевшего, а сами незаконно выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и «хоронят» его в своем архиве. Впоследствии, когда потерпевший решится обратиться в мировой суд, это архивное «отказное» постановление в руках хорошей защиты станет основанием прекращения уголовного дела.

Отсюда вывод: потерпевший, во-первых, еще до обращения в мировой суд должен добиться отмены незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Во-вторых, поскольку материал проверки сообщения о преступлении не может валяться без принятого решения, оно должно быть принято — в полном соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 145 УПК РФ. В-третьих, поскольку заявление потерпевшего в этом материале вряд ли отвечает требованиям ст. 318 УПК РФ со всеми вытекающими, в мировой суд нужно дослать нормальное, хорошо подготовленное заявление о возбуждении уголовного дела частного обвинения.

Заключив соглашение с потерпевшим, я эти три действия объединил в одно. Прокурору была отправлена не только жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, но и адресованное суду заявление о возбуждении уголовного дела частного обвинения, с тем, чтобы прокурор, отменив «отказное» постановление, все документы в одном пакете сам отправил в суд.

Так и было сделано. Не скажу, что мое посягательство на основы (в действительности — порочную правоприменительную практику) было воспринято радостно. Возгласы возмущения до меня долетели. Причем из суда, который увидел опасный прецедент в открывании двери, плотно им для собственного спокойствия закрытой. Однако, сделали как положено. Потому что закон — это закон.
04.05.2016
19
30
2
Автор публикации
Россия, Москва и Московская область, Москва
Только уголовные дела. Следователь с 1998, прокурор с 2001, адвокат с 2002.
Получить персональную консультацию

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Документы
Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""
1.Постановление об отк​азе в возбуждении уг​оловного дела2.4 MB
2.Жалоба прокурору на ​постановление об отк​азе в возбуждении уг​оловного дела2.5 MB
3.Постановление прокур​ора об отмене постан​овления об отказе в ​возбуждении уголовно​го дела294.7 KB
4.Сопроводительное пис​ьмо прокурора в суд208.5 KB
5.Постановление суда о​ принятии заявления ​к производству278.9 KB
Комментарии (30)
      04 Мая 2016, 11:30 #

      Уважаемый Олег Витальевич, спасибо за дополнение к обсуждению по делам частного обвинения.
      Вполне вероятно, что в существующей правоприменительной практике, кому-то подобный алгоритм действий реально сможет помочь выйти из юридического тупика, навязанного правоохранителями.

      +6

        Уважаемый Игорь Иванович, это дело рассмотрено давно. На практику никакого влияния это не оказало и не могло оказать. Дверь, которую я открыл для себя по этому делу, тут же за моей спиной и захлопнулась.

        +3
        Свернуть ветку

          Уважаемый Олег Витальевич, прошу прощения. Пробежался по материалам не ставя акцент на датах. Понравился материал, как в кино, было интересно чем закончится дело! А, что значит захлопнулась?

          +2
          Свернуть ветку

            Уважаемый Игорь Иванович, как выносились полицейскими отказные по делам частного обвинения, так и выносятся. Все как описано здесь

            Для изменения практики нужно поднять из судебного архива дела и поотменять приговоры. Практически все. Это будет бомба :@ 

            +6
            Свернуть ветку
              06 Мая 2016, 08:51 #

              Это будет бомба
              Нет, Олег Витальевич! Бомбы не будет. Вы забыли, что мы с Вами живём в России в той правовой системе, которая есть (увы). Даже если в апелляционной (кассационной и т.п.) жалобе поставить вопрос об отмене приговора по указанному Вами основанию, в прокуратуре мгновенно «найдётся» давнее («затерявшееся») постановление какого-нибудь заместителя прокурора об отмене постановления об отказе в ВУД и направлении материала мировому судье. Ну просто они забыли его отправить. Но оно же есть! (giggle)
              И всё, первая же «бомба» превратится в пшик. ;(

              Запрета на фальсификацию процессуальных документов прокуратурой в законе нет!   (rofl) Она сама за собой надзирает. (dance)

              +3
              Свернуть ветку

                Уважаемый Геннадий Анатольевич, это дела частного обвинения, прокуратуре они по фигу. Всякая игра стоит своих свеч. Ради этих дел прокуратура мараться не будет.

                +1
                Свернуть ветку

                  Уважаемый Олег Витальевич, не забывайте, что в соответствии с ч. 2.1 ст. 133 УПК РФ осужденные по уголовным делам частного обвинения, возбужденным судом в соответствии со ст. 318 УПК РФ, в случаях полной или частичной отмены обвинительного приговора суда и оправдания осужденного либо прекращения уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 5 ч. 1 ст. 24 и п. 1, 4 и 5 ст. 27 УПК РФ имеют право на реабилитацию.

                  Государству крайне не выгодна массовая отмена состоявшихся обвинительных приговоров по реабилитирующему основанию. А прокуратура в данном случае — блюститель прежде всего государственных интересов, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

                  +2
                  Свернуть ветку

                    Уважаемая Елена Владимировна, все так, но прямой связи с интересами прокуратуры все же нет. Вина суда есть, ответственность государства есть, а вот прокуратура курит в сторонке. Хотя, конечно, ее могут попросить позащищать интересы государства.

                    Но и здесь каждый новый шаг порождает новые проблемы. Отмену отказного нарисовать можно, даже задним числом, а дальше-то что? А дальше должно быть одно из решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ. Причем возбудить нельзя, отказать нельзя… Передать материал в суд? Задним числом? Со всеми сопроводиловками, подписями, печатями и штампами? В массовом порядке?

                    Не-а. Замучаются рисовать. 

                    +3
                    Свернуть ветку

                      Уважаемый Олег Витальевич, учитывая происходящее нынче в уголовном процессе, мне так кажется, что суду для принятия решения достаточно будет самого факта отмены «отказного».
                      Вот в эти тонкости
                      А дальше должно быть одно из решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ. Причем возбудить нельзя, отказать нельзя…суд вникать не будет.

                      +2
                      Свернуть ветку

                          Уважаемый Олег Витальевич, с этим спорить не буду :)
                          Хотя от готовности судьи выслушать адвоката тоже зависит немало. А вот слушают нас всё реже, увы.

                          +2
      06 Мая 2016, 08:53 #

      Уважаемый Олег Витальевич, чрезвычайно полезный материал! Спасибо! (Y)

      +3
      07 Мая 2016, 01:58 #

      Уважаемый Олег Витальевич, спасибо за статью. Попробую применить полученные с Вашей помощью знания на практике. Полностью разделяю точку зрения уважаемого Александра Валерьевича, который сказал: «Надо сломать эти двери раз и навсегда, чтоб за спиной не захлопывались». С уважением!

      +3

      Уважаемый Олег Витальевич, отличная работа) Жалоба написано коротко, ясно и доходчиво для перегруженных прокуроров. С момента описываемых событий ситуация поменялась в лучшую сторону?

      +1
      Свернуть ветку

      Уважаемый Олег Витальевич,
      Все как бы логично. ОДНОГО понять не могу (опыт частного обвинения был ранее на личном примере): ПРИ ЧЕМ ТУТ ДОЗНАВАТЕЛЬ??
      Или я что-то пропустил по жизни?
      Частник же является компетенцией мирового судьи.
      С одним исключением — в отношении военных — там гарнизонный военный суд.
      Т.е. заинтересованная сторона вообще не обращалась с Заявлением о преступлении к мировому судье судебного участка ...?

      +1
      Свернуть ветку

          Уважаемый Олег Витальевич,
          Спасибо! Не сталкивался. Сам когда-то лично подавал Заявление о преступлении по ст.128 (прежней) УК РФ в гарнизонный военный суд.
          Ну, что тут скажешь — про обращения граждан в милицию-полицию по УД частного обвинения?
          Получается, что наш федеральный законодатель сделал милицию органом-посредником: между незнайкой-гражданином и мировым судьей.
          И при этом Дознаватель еще вправе отказать в ВУД.
          Намного было бы проще вменить обязанность субъектам дознания и следствия оформлять отказ в рассмотрении по существу и разъяснении права обратиться к мировому.
          Правда мы живем по действующим законам. Точнее должны жить:(

          +1
          Свернуть ветку

            Ну, что тут скажешь — про обращения граждан в милицию-полицию по УД частного обвинения?Уважаемый Юрий Борисович, да это само собой получается. Парни в сельском клубе дерутся, девчонки визжат, а бабушка-вахтер вызывает полицию. Полиция всех тащит в отдел, получает объяснения и заявление от пострадавшего. Все! — автоматом завертелась проверка сообщения о преступлении (ст. 144 УПК РФ).

            А еще медицинские учреждения сообщают в полицию об обратившихся к ним с телесными повреждениями. И тоже автоматом включается ст. 144 УПК РФ.

            +1
            Свернуть ветку

              Уважаемый Олег Витальевич,

              «заявление от пострадавшего»
              Вообще-то надо стучаться в соответствующую дверь.
              Конечно, эту тему можно обсуждать долго.
              Вот кому интересно заниматься не своим делом.
              В переводе на юрязык — не твоя компетенция: откажи и разъясни.
              Все привыкли ставить галочки за свою работу еще с советского времени.

              «А еще медицинские учреждения сообщают в полицию об обратившихся к ним с телесными повреждениями. И тоже автоматом включается ст. 144 УПК РФ
              О! А вот в отношении частников — это уже совсем другая песня.
              Нет Заявления пострадавшего — все должны отдыхать. За исключением, когда он в силу… не может.
              В таком случае ни полиция, ни мировой НЕ ВПРАВЕ по собственной инициативе возбуждать УД.

              +1
              Свернуть ветку

                В таком случае ни полиция, ни мировой НЕ ВПРАВЕ по собственной инициативе возбуждать УД.Уважаемый Юрий Борисович, а они и не возбуждают. Они отказывают. Но прежде надо разобраться, а о каком правонарушении вообще идет речь. 

                Что же касается того, что разбирая драку в сельском клубе, полиция занимается не своим делом — не соглашусь. Другое дело, что она должна отделить зерна от плевел. То есть, разобрать всю ситуацию она должна. Выяснить, есть или нет правонарушений, подведомственных ей. Свое взять себе, а не свое отправить по назначению (без принятия решения по существу).

                +1
                Свернуть ветку

                  Уважаемый Олег Витальевич,
                  ↓ Читать полностью ↓
                  Приятно общаться. Надеюсь, что Вы поймете, что я просто отстаиваю свою точку зрения?:)
                  «она должна отделить зерна от плевел. То есть, разобрать всю ситуацию она должна. Выяснить, есть или нет правонарушений, подведомственных ей. Свое взять себе ...»
                  ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН.«не свое отправить по назначению (без принятия решения по существу).»
                  В соотв. с п.3 ст. 145 УПК РФ — увы, это так.
                  Однако.
                  По своей  ПРАВОВОЙ природе УД частного обвинения Потерпевший должен ЛИЧНО обратиться к Мировому судье.
                  Ведь Потерпевший может обратиться и к Президенту, и к губернатору, и к Министру внутренних дел, и к директору ФСБ, и к УПЧ РФ, и в ГосДуму, в СК России — ну, может кого забыл?
                  Однако это не их компетенция.
                  Конечно, рядовой гражданин может не знать, что по 3-м основным составам преступлений — именно Потерпевший ВПРАВЕ обратиться к Мировому судье. Который ВПРАВЕ и ОБЯЗАН (при соблюдении формальностей — к примеру, указания собственных паспортных данных) возбудить УД.
                  Ну так орган госвласти — терподразделение МВД в лице Дознавателя ПО СВОЕЙ ПРАВОВОЙ Природе и должен разъяснить:
                  -Гражданин! Вы не в ту дверь стучитесь. Обращайтесь к МС судебного участка.
                  ТО ЕСТЬ я к чему. Ну, не дело Дознавателя быть пересылочным пунктом между Потерпевшим и Мировым судьей.
                  Иными словами: нет подследственности по частникам. За исключением, когда Потерпевший по состоянию здоровья и т.п. ...
                  И если бы Дознаватели разъясняли онным их субъективное право ЛИЧНО обратиться к МС с Заявлением о преступлении — еще не факт, что такое право всегда реализовывалось.Часть первая статьи 43 «Частный обвинитель» УПК РФ:
                  «1. Частным обвинителем является лицо, подавшее заявление В СУД по уголовному делу частного обвинения в порядке, установленном „статьей 318“ настоящего Кодекса, и поддерживающее обвинение в суде.»Может — я плохо излагаю свои мысли?

                  +1
                  Свернуть ветку

                    Ну, не дело Дознавателя быть пересылочным пунктом между Потерпевшим и Мировым судьей.Уважаемый Юрий Борисович, так сформулирован пункт 3 части 1 ст. 145 УПК РФ. Должен пересылать. Наверное, так государство о нас, неразумных, заботится. У нас ведь все органы друг другу обращения пересылают, если они поступили не по адресу. Видимо, это один из принципов работы госаппарата, когда-то кем-то почему-то введенный.

                    +1
                    Свернуть ветку

                      Уважаемый Олег Витальевич,
                      А каковы — по Вашему мнению — действия МС после получения от Дознавателя Заявления о преступлении по делам частного обвинения, подписанного гражданином на имя органа МВД?

                      +1
                      Свернуть ветку

                          Уважаемый Олег Витальевич,
                          Согласен.
                          И вот теперь возникает вопрос о логичности п.3 ст. 145 УПК РФ? Вопрос, конечно к федеральному законодателю.
                          Вместо возврата Дознавателем Заявления гражданину с разъяснением о порядке возбуждения УДЧО — онная юробязанность перекладывается на МС.
                          Да может быть гражданин и не пожелает обращаться в суд — по разным причинам (достижение примирения,  не известно будет ли подано Встречное заявление, каков будет Приговор, какие могут быть судебные расходы в случае проигрыша дела).
                          Как вывод: из-за наложения дознанию и следствию юробязанности по пересылке — законодатель подкинул работу для МС.

                          +1

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Судебная практика
Прекращение уголовного дела частного обвинения, в связи с отсутствием состава преступления
Адвокат
Alexey
03 Ноября 2011, 15:23
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Заявление о прекращении уголовного дела частного обвинения
danilova-natasha1977-qu
01 Июля 2014, 14:09
Личные блоги
Незаконное возбуждение уголовного дела ст.116 ч.1
Энтузиаст
anonym
07 Декабря 2011, 12:52
Личные блоги
Незаконное возбуждение уголовного дела ст. 116 ч.1
Энтузиаст
anonym
07 Декабря 2011, 13:21
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Незаконное возбуждение уголовного дела ст.116 ч.1
boes911
10 Декабря 2011, 12:16
Судебная практика
В порядке реабилитации моральный вред подлежит возмещению и по уголовным делам частного обвинения
Адвокат
cygankov
11 Марта 2011, 06:05
Статьи
Уголовные дела частного обвинения. Редакционный обзор
Адвокат
Главный Редактор
01 Июля 2013, 13:59
Статьи
Незаконное возбуждение уголовного дела и безнадежные методы борьбы с данным фактом
Юрист
djessi2105
13 Февраля 2014, 16:09
Вопросы и ответы онлайн (архив)
РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО ДЕЛАМ ЧАСТНОГО ОБВИНЕНИЯ
bezimeni84
11 Июня 2015, 18:43
Судебная практика
Прекращение уголовного дела частного обвинения, в связи с отсутствием состава преступления
Адвокат
Alexey
03 Ноября 2011, 15:23
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Заявление о прекращении уголовного дела частного обвинения
danilova-natasha1977-qu
01 Июля 2014, 14:09
Личные блоги
Незаконное возбуждение уголовного дела ст.116 ч.1
Энтузиаст
anonym
07 Декабря 2011, 12:52
Личные блоги
Незаконное возбуждение уголовного дела ст. 116 ч.1
Энтузиаст
anonym
07 Декабря 2011, 13:21
Вопросы и ответы онлайн (архив)
Незаконное возбуждение уголовного дела ст.116 ч.1
boes911
10 Декабря 2011, 12:16
Судебная практика
В порядке реабилитации моральный вред подлежит возмещению и по уголовным делам частного обвинения
Адвокат
cygankov
11 Марта 2011, 06:05
Статьи
Уголовные дела частного обвинения. Редакционный обзор
Адвокат
Главный Редактор
01 Июля 2013, 13:59
Статьи
Незаконное возбуждение уголовного дела и безнадежные методы борьбы с данным фактом
Юрист
djessi2105
13 Февраля 2014, 16:09
Вопросы и ответы онлайн (архив)
РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО ДЕЛАМ ЧАСТНОГО ОБВИНЕНИЯ
bezimeni84
11 Июня 2015, 18:43
Ваши персональные заметки к публикации
Видны только вам
Рейтинг публикации: «Безопасное возбуждение уголовного дела частного обвинения» 5 звезд из 5 на основе 33 оценок.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
компетенции: трейдинг, инвестиции, страхование, налоги, юридические лица, долги, ответственность, комбинации.
Консультации, дела.
Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Юридическое сопровождение бизнеса, IT. КИИ, ФСТЭК, в т.ч. №117, ГИС. Защита директоров, собственников. Налоги, банкротство, субсидиарка. 17+ лет опыта, 250+ кейсов на Праворубе. Работаем по всей Росси
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
Разместить свою визитку
Похожие публикации
Прекращение уголовного дела частного обвинения, в связи с отсутствием состава преступления
Судебная практика, 03 Ноября 2011, 15:23 03 Ноября 2011, 15:23
Заявление о прекращении уголовного дела частного обвинения
Вопросы и ответы онлайн (архив), 01 Июля 2014, 14:09 01 Июля 2014, 14:09
Незаконное возбуждение уголовного дела ст.116 ч.1
Личные блоги, 07 Декабря 2011, 12:52 07 Декабря 2011, 12:52
Незаконное возбуждение уголовного дела ст. 116 ч.1
Личные блоги, 07 Декабря 2011, 13:21 07 Декабря 2011, 13:21
Незаконное возбуждение уголовного дела ст.116 ч.1
Вопросы и ответы онлайн (архив), 10 Декабря 2011, 12:16 10 Декабря 2011, 12:16
В порядке реабилитации моральный вред подлежит возмещению и по уголовным делам частного обвинения
Судебная практика, 11 Марта 2011, 06:05 11 Марта 2011, 06:05
Уголовные дела частного обвинения. Редакционный обзор
Статьи, 01 Июля 2013, 13:59 01 Июля 2013, 13:59
Незаконное возбуждение уголовного дела и безнадежные методы борьбы с данным фактом
Статьи, 13 Февраля 2014, 16:09 13 Февраля 2014, 16:09
РЕАБИЛИТАЦИЯ ПО ДЕЛАМ ЧАСТНОГО ОБВИНЕНИЯ
Вопросы и ответы онлайн (архив), 11 Июня 2015, 18:43 11 Июня 2015, 18:43
Продвигаемые публикации