Предисловие
Полагаю, что такая тема может быть интересна многим коллегам, потому, что прекращение уголовного дела ситуация рядовая и встречается немногим меньше чем вынесение приговора.
К изучению этого вопроса меня подтолкнуло одно из гражданских дел, по которому в качестве единственного доказательства причинения убытков было представлено именно постановление о прекращении уголовного дела в связи с актом амнистии, т.е. по нереабилитирующему основанию (далее – постановление).
В данном публикации я не буду входить в обсуждении самого дела, поскольку ему и правовым позициям судов обязательно будет посвящена отдельная публикация, после того, как отпадут все известные мне риски для доверителя.
Кратко стоит отметить, что суд первой инстанции не впечатлился нашими доводами, а апелляция отменила решения в связи с нарушением правил подведомственности и не дала оценки иным доводам.
Интересно, что вопрос о том, является ли постановление о прекращении уголовного дела основанием для освобождения от доказывания умело обходится высшими судебными инстанциями (по крайней мере, на момент рассмотрения спора я такой практики не нашел).
Основания для освобождения от доказывания предусмотрены ст. 61 ГПК РФ, из них, к постановлению можно «притянуть за уши» лишь ч. 2 и ч. 4 указанной статьи, чем иногда пользуются наши уважаемые судьи.
Кроме того, имеется крайне неприятный для ответчика п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении», который позволяет суду не входить в вопросы исследования вины.
В тоже время, применение указанных положения закона следует расценивать как неправильное применение норм процессуального права по следующим основаниям.
О применении ч. 2 ст. 61 ГПК РФ
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Данная норм содержит волшебное слово «постановление», которое может ввести суд в заблуждение относительно возможности применения данной нормы к постановлениям, которые выносит суд в рамках уголовного дела.
В тоже время, под судебным постановлением, указанным в части 2 ст. 61 ГПК РФ, понимается любое судебное постановление, которое согласно части 1 ст. 13 ГПК РФ принимает суд (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении»).
Согласно ч.1 ст. 13 ГПК РФ, суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции.
Таким образом, сфера применения ч. 2 ст. 61 ГПК РФ ограничена судебными постановлениями, перечисленными в ч.1 ст. 13 ГПК РФ, которые выносит суд в порядке гражданского судопроизводства.
На этом, вопрос о применении указанной нормы можно закрыть.
О применении ч. 4 ст. 61 ГПК РФ и п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении».
Согласно ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Во исполнение указанной нормы, Верховным судом РФ даны разъяснения, что «суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения» (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении»).
Возможно потому, что постановление о прекращении уголовного дела и приговор являются итоговыми судебными актами, которыми оканчивается рассмотрения уголовного дела по существу, некоторые судьи считают, что указанные судебные акты влекут аналогичные правовые последствия.
Однако необходимо заметить, что постановление о прекращении уголовного дела отличается от приговора тем, что в приговоре, решается вопрос о наличии вины и назначении наказания, а это, согласитесь, немало.
К таким выводам достаточно просто прийти, если прочитать определения, которые дает УПК РФ приговору и постановлению (п. 25 и 28 ст. 5 УПК РФ)
Согласно п. 25 ст. 5 УПК РФ, постановление — любое решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично; решение, вынесенное президиумом суда при пересмотре соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу; решение прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, вынесенное в ходе досудебного производства, за исключением обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления;
Согласно п. 28 ст. 5 УПК РФ, приговор — решение о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции;
Об этом же свидетельствуют положения ст. 49 Конституции РФ и ч.1 ст. 14 УПК РФ, согласно которым, вина в совершении преступления может быть установлена исключительно вступившим в законную силу приговором суда.
С учетом вышеизложенных положений закона (п. 25, 28 ст. 5, ч. 1 ст. 14 УПК, ст. 49 Конституции РФ), обосновывающих различия между постановлением и приговором, можно сделать достаточно очевидный вывод о том, что при прекращении уголовного дела, суд не вправе устанавливать виновность или невиновность подсудимого.
Таким образом, разница между приговором и постановлением становится очевидной и вопрос о применении ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, также не представляет особой сложности.
В этой связи невозможно и применение п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении», поскольку вина является одним из обстоятельств, подлежащих доказыванию при рассмотрении иска о взыскании убытков (Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2016 N 18-КГ15-237, Определение Верховного Суда РФ от 15.12.2015 N 23-КГ15-6)
Значение постановления о прекращении уголовного дела
И так. Мы разобрались, что постановление не обладает свойством преюдиции и не относится к основаниям, освобождающим сторону от доказывания. Тогда возникает вопрос, что с ним делать и зачем оно нам нужно?
Определение Конституционного суда РФ от 16.07.2015 N 1823-О указывает нам на возможность принятия постановления о прекращении уголовного дела в качестве письменного доказательства и оценке его наряду с другими доказательствами.
Полагаю, что различия между «письменным доказательством» и основанием для освобождения от доказывания, являются существенными, поскольку такой подход, во-первых, дает возможность ответчику опровергнуть сведения, содержащиеся в постановлении путем представления дополнительных доказательств и проведения экспертизы, в том числе, возможно обосновывать отсутствие вины и оспаривать размер и факт причинения убытков, установленный постановлением.
Надеюсь, что это кому-нибудь поможет!