Недавно в Симоновском районном суде г.Москвы произошел курьезный случай, когда ошибка следствия не была выявлена в ходе судебного разбирательства ни стороной защиты, ни стороной обвинения, а была вскрыта судом после удаления в совещательную комнату для постановления Приговора.
И так по порядку.
В это дело я вступил в качестве защитника Иванова на стадии судебного следствия по назначению суда. У другого обвиняемого Петрова еще со следствия было два защитника по соглашению. Надзор за расследованием осуществляла окружная прокуратура.
Иванов и Петров обвинялись в том, что мошенническим образом группой лиц по предварительному сговору пытались похитить у Смирнова, являющимся бывшим сотрудником МВД, значительную сумму в американских денежных знаках под предлогом его устройства заместителем Префекта одной из префектур г. Москвы через влиятельных лиц в руководстве ФСБ России (ч.3 ст. 30 – ч.4 ст. 159 УК РФ).
Естественно, что Смирнов, являясь в подобных делах гораздо более опытным, чем те, кто пытался его «трудоустроить», сразу же догадался об истинных намерениях будущих обвиняемых и все последующие переговоры и передача «вознаграждения» происходили под непосредственным контролем правоохранительных органов.
Уголовное дело слушалось чуть боле полугода и вот наконец-то закончили исследование всех доказательств, прокурор и защитники выступили со своими итоговыми речами, подсудимые произнесли свое последнее слово и суд удалился в совещательную комнату для постановления Приговора.
Каково же было всеобщее удивление, когда вместо Приговора суд огласил Постановление о возвращении уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Из описательно-мотивировочной части Постановления следует, что несмотря на то, что Иванов и Петров обвиняются в покушении на мошенничество группой лиц по предварительному сговору, тем не менее, в описании предъявленного обвинения указан разный способ совершения мошеннических действий: Иванов — путем обмана, Петров — путем злоупотребления доверием, что исключает квалификацию их действий по признаку предварительного сговора группой лиц.
При этом обвинение построено таким образом, что без единого умысла и согласованных действий подсудимые достичь преступного результата не могли, так как их роли были заранее распределены и каждый из них действовал для достижения общей цели.
Сторона защиты указанный нюанс пропустила, так как каждый адвокат читал только то обвинение, которое было предъявлено его подзащитному, обоснованно предполагая при этом, что другому фигуранту дела предъявлено аналогичное по способу исполнения преступного деяния обвинение.
С Постановлением суда не согласился окружной прокурор. В апелляционном представлении он указывает, что понятия «обман» и «злоупотребление доверием» являются тождественными, а потому не свидетельствуют о вменении разного способа совершения мошеннических действий!!!
По мнению прокурора никаких нарушений Закона не допущено, поскольку описание способа совершения инкриминируемого обвиняемым деяния дано в полном объеме.


Уважаемый Евгений Викторович, позиция прокуратуры исходит из принципа ‘а баба яга против...’
Мне порой аж интересно становится — они сами-то понимают какой бред порой несут?
Уважаемый Евгений Викторович, это ещё что, было дело вменили лицу и путём обмана и путём злоупотребления доверием… и ничего, все нормально и апелляция засилила.
Уважаемая Виолетта Сергеевна!
Не вижу в этом ничего незаконного когда мошенничество совершается одновременно двумя способами.
Уважаемый Евгений Викторович, Верховный категорично высказался по этому поводу, или-или.
Уважаемый Евгений Викторович, очень интересный случай.
Даже как-то странно, что в обвинительных заключениях формулировки разные, я всегда думала, что следователь в подобных случаях идет более легким путем: обвинительное заключение одно, меняются только фамилии обвиняемых. 8)
Уважаемая Алёна Александровна!
В 99,999% случаев так оно и есть. И вот именно это обстоятельство нас и сгубило. Никто из защитников не удосужился сопоставить предъявленные фигурантам обвинения.
Уважаемый Евгений Викторович, весьма казуистичный случай, спасибо.
Побежал анализировать дела с новым рвением.(handshake)
Уважаемый Владимир Михайлович!
В том то и «прелесть» нашей работы, что бы вовремя замечать и реагировать на подобную казуистику.
Уважаемый Евгений Викторович, и обязательно надо делиться ею с коллегами, так как именно подобный проиллюстрированный примером рассказ о том, как и где найти зацепку, по-моему, намного полезнее многих повествований о победах.
Спасибо за практику! Возьмём на вооружение.
Уважаемый Евгений Викторович, надо признать случай, действительно редкий, если не сказать редкостный.
Обычно подобные формулировки чаще встречаются в жалобах стороны защиты, а тут прокуратура «бьет себя пяткой в грудь». Позабавило!
По одному из дел, в котором я участвовал в качестве защитника, прокуратура выходила с апелляционным представлением, мотивировав его нарушением принципа состязательности сторон, описывая, что суд первой инстанции, в нарушение прав стороны обвинения, отказал в назначении повторной экспертизы и в дальнейшем вынес оправдательный приговор. При этом, те обстоятельства, что это ходатайство было подробно рассмотрено судом первой инстанции и прокурору отказали ровно потому, что она не смогла никаким образом его обосновать, это сторону обвинения нисколько не смущало.
Уважаемый Евгений Викторович, курьезный случай, но поучительный(call) возьму на заметку!
Уважаемый Евгений Викторович, и ту меня «осенило». А можно ли было вынести приговор без группы лиц, одного — за обман, другого- за злоупотребление.(giggle)
Уважаемая Елена Вениаминовна.
Нельзя, так как обвинение построено таким образом, что без единого умысла и согласованных действий подсудимые порознь достичь преступного результата не могли.
Уважаемый Евгений Викторович, честь и хвала судье, мог бы занять позицию, авось и пронесёт… Такое же тоже часто бывает!
Уважаемый Андрей Владимирович.
Вы совершенно правы, судья действительно грамотный и принципиальный, за что его уважаю.
Однако ошибка следствия и ненадлежащий надзор прокуратуры привели к затягиванию рассмотрения уголовного дела, что по моему мнению вредит интересам обвиняемых.
Уважаемый Евгений Викторович, шикарная история! Получается суд… вместого того чтобы вынести приговор по делу… или переквалифицировать деяние… по сути поступил незаконно… и фигурантов дела не освободил из под стражи, которые наверняка более 6 месяцев за судом сидели… и следствие не наказал переквалификацией… но выручив… отправив дело на дослед?
Уважаемый Дмитрий Николаевич.
Переквалифицировать деяние никак нельзя.
Либо они совершили преступление вместе, имея единый умысел на обман и злоупотребления доверием, либо никакого совместного умысла не было, что влечет отсутствие группы лиц и рушит всю фабулу обвинения. Не в группе подсудимые этого преступления совершить не могли.
Прокуратура кстати эту помощь судьи не оценила, обжаловав постановление в Мосгорсуд.
Уважаемый Евгений Викторович, я Вас прекрасно понимаю! Об этом и говорю… что суд на приговоре мог прийти к выводу об отсутствии группы лиц!
Уважаемый Евгений Викторович, интересная публикация. Скажите пожалуйста, а решение суда устояло в апелляции?
Уважаемый Евгений Федорович, к сожалению нет. Постановление было отменено и уголовное дело направлено для рассмотрения по существу.