Ко мне за юридической помощью обратился мужчина, назовем его Григорий, которому решением Пенсионного фонда было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
В льготный стаж не был включен период с 06.07.2005 г. по 01.03.2016 г. (10 лет 07 месяцев 25 дней) в должности водителя автобуса маршрутного такси в ГП КО «Кемеровская автоколонна».
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В решение об отказе в назначении досрочной пенсии Пенсионный фонд ссылался на то, что п. 10 ч. 1 ст. 30 Закон «О страховых пенсиях» не предусмотрена должность «водителя маршрутного такси» — есть только «водитель автобуса, троллейбуса, трамвая».
Вторым доводом было отсутствие подтверждения специального стажа сведениями индивидуального учета.
В исковом заявлении мы ссылались на то, что условия работы водителя маршрутного такси и водителя автобуса идентичны — повышенная опасность движения, частые остановки, режим работы связан с ранним началом работы и поздним его окончанием, интенсивностью движения на городских маршрутах.
По сути перед нами стояло 2 задачи:
- доказать, что Григорий в спорный период был занят на регулярных городских пассажирских маршрутах;
- доказать, что в спорный период им выполнялась работа в течении полного рабочего дня.
Для этого к материалам дела были приобщены путевые листы, платежные ведомости (расчетные листы), личная карточка работника, паспорта маршрутов, на которых в спорный период работал Григорий. Порадовало то, что все необходимые документы за весь период у работодателя имелись. Кроме путевых листов, которые хранятся только 5 лет, т. е. путевые листы нам смогли предоставить только за 2012-2016 гг.
В судебном заседании судья предложила провести экспертизу условий труда, которая «нам ничего не будет стоить». Отказаться от такого предложения было трудно, хотя лично я волновалась по поводу возможных выводов данной экспертизы.
Но идти нужно было до конца — заявила ходатайство о назначении данной экспертизы. Назначили.
Перед экспертом было поставлено 2 вопроса:
- Соответствует ли работа Григория в спорный период водителем маршрутного такси работе в качестве водителей автобуса, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах, предусмотренной Законом «О страховых пенсиях» для досрочного назначения страховой пенсии.
- Выполнялась ли работа Григорием в указанный период в условиях полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени?
На первый вопрос эксперт дал утвердительный ответ — работа Григория в спорный период соответствовала работе водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах.
На второй вопрос эксперт не смог дать ответ. Но в самом тексте экспертизы дана подсказка: «работодатель справкой может подтвердить работу в режиме полного рабочего дня»
Вот только работодатель давать такую справку не захотел, со словами «Мы такие справки водителям маршрутного такси не даем, только водителям автобуса».
Но… мне удалось убедить работодателя, что справка подтверждающая занятость моего доверителя в течении полного рабочего дня в должности водителя маршрутного такси никому не навредит. И заветная справочка была получена!
В судебном заседании она была приобщена к материалам дела и в этот же день судом удовлетворены наши исковые требования.
Суд обязал Пенсионный фонд назначить Григорию пенсию с даты обращения — 01.03.2016 г.
Апелляционная инстанция решение оставила без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.