В настоящем деле я представлял интересы ответчика при рассмотрении ходатайства о взыскании судебных расходов на представителя в суде общей юрисдикции.
Гражданское дело, в рамках которого заявлено требование о взыскании судебных расходов, было рассмотрено еще в 2015 году, решение суда по настоящему спору вступило в законную силу 06 февраля 2016 г.
Нормами ГПК РФ не предусмотрен срок давности обращения в суд с требованием о взыскании судебных расходов. Однако, отсутствие в процессуальном праве нормы, регулирующей сроки возмещения судебных расходов, не означает, что данное требование может быть предъявлено по истечению любых сроков.
Учитывая, что с ходатайством о взыскании судебных расходов на представителя в размере 60000 рублей, истец обратился только 17 мая 2019 г., я просил суд применить аналогию закона при исчислении процессуальных сроков.
Согласно ч.4 ст. 1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Поскольку правовая норма, устанавливающая срок предъявления требований о возмещении расходов на оплату услуг представителя, в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации отсутствует, здесь следует в соответствии с ч.4 ст. 1 ГПК РФ применить аналогию закона и руководствоваться ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Срок исковой давности по искам, связанным с возмещением расходов на оплату услуг представителя в суде и основанным на положении ст. 15 ГК РФ, исчисляется с момента вступления в законную силу решения суда, которым установлено нарушение права лица, предъявляющего такой иск. При этом к искам, связанным с возмещением убытков, применяется общий срок исковой давности – три года (ст. 196 ГК РФ).
Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников гражданского оборота от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
Такое ограничение взыскания выступает в качестве защитной меры, позволяющей оградить заинтересованное лицо от недобросовестности заявителя, предъявление которым требований за продолжительный период времени фактически являлось бы злоупотреблением правом.
Пропуск срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В настоящем случае, суд принял во внимание нашу правовую позицию и отказал истцу во взыскании судебных расходов, применив аналогию закона в указанной части.
Ниже прилагаю документы по делу.