Довольно часто ко мне обращаются за оказанием юридической помощи уже тогда, когда кажется, что сложившаяся ситуация полностью безвыходная и нет никаких перспектив хоть как-то улучшить положение обвиняемого (подсудимого).
Об одном из таких дел хочу рассказать.
Небольшое отступление для читателя: Не торопитесь давать признательные показания. Воспользуйтесь ст. 51 Конституции РФ и не свидетельствуйте против себя и своих родственников. Дайте СВОЕМУ адвокату сделать свою работу.
А теперь к делу.
Когда я вступил в дело, оно уже три месяца расследовалось на предварительном следствии. Фактически доказательственная база была собрана, координально что-то менять не представлялось возможности.
До меня в данном деле участвовал защитник в порядке ст. 51 УПК РФ.
Моему подзащитному было предъявлено обвинение по двум эпизодам ч. 1 ст. 30, п. «г» ч.4 ст. 228.1 УК РФ — приготовление к незаконному сбыту психотропных веществ, в крупном размере.
Ознакомление с делом
Изучая документы обратил внимание, что сотрудники правоохранительных органов в день «Х» наделали много ошибок: незаконно проникли в жилище, в рамках ОРМ также незаконно его осмотрели и изъяли амфетамин массой 120 грамм в холодильнике на кухне, а другие 25 грамма амфетамина вместе с электронными весами на лестничной площадке в предбаннике. Но в процессе следствия все эти ошибки были устранены разными вполне законными способами.
Обвиняемый с защитником дал признательные показания, подтвердил, что всё психотропное средство, изъятое в разных местах принадлежит ему.
Чтобы узаконить незаконное обследование жилого помещения, которое по своей сути превратилось в обыск, сотрудники взяли подпись с Артема (мой доверитель) о том, что он не против нахождения в его жилище сотрудников правоохранительных органов и проведения ОРМ.
В итоге, на момент принятия поручения на защиту вырисовывалась картина с прогнозом осуждения, принимая во внимания Общую часть УК по совокупности преступлений в промежутке от 10 до 15 лет лишения свободы.
Уголовное дело по сути расследовано. Следователю осталось как художнику добавить лишь заключительные мазки. Он, кстати, предсказывал моему доверителю 12 — 15 лет лишения свободы.
Интересные подробности
Супруга моего подзащитного рассказала, что в тот день сотрудники правоохранительных органов зашли в жилище, прошли на кухню и засунули в морозилку психотропное средство, причем в её присутствии.
А вот изъятые 25 грамм амфетамина с электронными весами, найденные в коридоре, действительно принадлежат его супругу.
На мой вопрос, «Как же так получилось, что супруг согласился и признал своими 120 грамм амфетамина?» жена Артёма ответила, что домочадцы были испуганы, сотрудники госнаркоконтроля предложили супругу признать подброшенное психотропное вещество, иначе они вменят данный наркотик ей, а у нее двое маленьких детей.
Именно по этому Артём вынужден был признать подброшенный амфетамин своим. О чем расписался в протоколах обследования жилого помещения. А затем данное обстоятельство было закреплено в многочисленных следственных действиях при участии защитника.
Во время нашей беседы в СИЗО мой подзащитный подтвердил версию своей супруги. Картина фактического состояния и версии предварительного следствия не совпадали. Но у следствия были доказательства: было проведено приличное количество следственных действий, где обвиняемый, опять же со своим защитником, признавал действия сотрудников правоохранительных органом законными, а найденные запрещенные к свободному обороту предметы — своими.
После такой информации, мне пришлось уйти в глубокое раздумье.
Объединяем два эпизода в один
Я долго думал чем можно помочь Артёму и одновременно как при этом своими действиями не навредить ему. ст. 228.1 УК РФ одна из самых суровых, приговоры по ней соответствующие. Да и на процессуальные нарушения суды часто закрывают глаза.
В итоге на стадии следствия мне всё-таки удалось улучшить положение Артёма. Вот каким образом:
- Эпизод 1. Амфетамин массой 25 грамм (принадлежал моему подзащитному) – квалифицированно следствием по ч. 1 ст. 30, п. «г» ч.4 ст. 228.1 УК РФ.
- Эпизод 2. Амфетамин массой 120 грамм (подброшен сотрудниками полиции) — также квалифицированно следствием по ч. 1 ст. 30, п. «г» ч.4 ст. 228.1 УК РФ.
Объединяем общую массу психотропного вещества — 145 грамм, это так же состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 30, п. «г» ч.4 ст. 228.1 УК РФ.
Психотропное средство – одного и того же вида. Следует рассматривать его как единый предмет. А это значит, что эпизод один.
На стадии предварительного следствия нам удалось убедить в этом следователя.
Приговор
В уголовном деле я усмотрел и развил получение снисхождения по п. «и» ч.1 ст. 61 УК РФ для того чтобы добиться уменьшения нижнего предела наказания с учетом положений ч.1 ст. 62 УК РФ. То есть, нижний предел наказания существенно падает.
Гособвинение в суде просило назначить наказание в виде 10 лет лишения свободы.
Суд учел смягчающие обстоятельства, в итоге назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет 3 месяца в исправительной колонии строгого режима.
Приговор не обжаловался. Доверителя полученный результат полностью устроил.