Немного теории для непосвященных. Изготовление – ст. 228 УК РФ. Производство – ст. 228.1 УК РФ. В соответствии Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»:
«производство наркотических средств, психотропных веществ — действия, направленные на серийное получение наркотических средств или психотропных веществ из химических веществ и (или) растений;
изготовление наркотических средств, психотропных веществ — действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные средства».
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»: «2. Имея в виду, что для определения вида средств и веществ (наркотическое, психотропное …), их размеров, названий и свойств, происхождения, способа изготовления, производства или переработки, …, требуются специальные знания, суды должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов.»
Большинство экспертных заключений, которые мне довелось анализировать, содержали примерно такие выводы:
Однако заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. То есть в экспертизе должно быть научно обосновано происхождение, способ изготовления или производства наркотика.
При этом, для доказывания изготовления, в заключении эксперта должны иметься сведения о том, что вещества получены в форме, готовой к использованию и потреблению.
При доказывании производства, в экспертизе должны быть представлены сведения, свидетельствующие о серийности получения тех или иных веществ.
Но это все теория, которая, как известно, зачастую далека от практики.
Ситуация: изъяты банки, склянки, ведра, тазы, возможно пара колб, канистры с различными неподконтрольными реактивами, реже прекурсоры, плитка, перчатки и маска.
Всё, доморощенный Хайзенбер попался!
Все это направляется на экспертизу, описывается примерно на 20-30 листах, а собственно исследование умещается на одной странице экспертизы.
Эксперты, при проведении исследования, ссылаются на методики, которые не позволяют проверить обоснованность и достоверность представленных выводов, так как в них не описываются ни способы получения подконтрольных веществ, ни используемые при этом реактивы и оборудование. В лучшем случае, приводится название какой-нибудь из схем синтеза и то, в вероятностном виде. При этом, эксперты абсолютно не поясняют что за схема, какие стадии она включает, какие реактивы и в каком порядке используются при получении веществ по данной схеме, а также как и в каком порядке могли применяться изъятые реактивы, банки, склянки и т.д.
Не описываются в экспертизах и какие-либо факты, аргументирующие выводы о том, что набор и количество реактивов, а также посуды и оборудования, необходимы и достаточны для совершения действий, направленных на серийное получение веществ, а также и о том, что из вышеуказанного набора реактивов с использованием представленных посуды и оборудования, могут быть или были получены готовые к использованию и потреблению формы наркотика или психотропного вещества.
Периодически, для аргументации сделанных выводов, эксперты употребляют магические слова «экспертная практика»:
Однако для меня, они не являются аргументом, а в своих заключениях предлагаю эксперту подтвердить знание «экспертной практики» и, по заданию органов следствия или суда, поучаствовать в следственном эксперименте, в ходе которого он сможет на «практике» продемонстрировать свои познания и синтезировать то или иное вещество из представленных ему реактивов, с использованием представленных банок, склянок, ну и т.д.
Добавлено: 10:48 20.12.2020