Вопрос о понятии и происхождении аналогов наркотических средств и психотропных веществ до сих пор остается актуальным. В соответствие с законодательным определением, аналоги наркотических средств и психотропных веществ — это запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.

Отсутствие четкого отражения сущности данного рода веществ и специального их Перечня являются вовсе не исчерпывающими проблемами в законодательстве.

Кроме того, анализируя статьи УК РФ, возникают некоторые разночтения при квалификации преступлений, связанных с аналогами наркотических средств и психотропных веществ. Ст. 228 УК РФ содержит в диспозиции наряду с такими деяниями, как незаконное приобретение, хранение, перевозка наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, также незаконное изготовление и их переработку.

Здесь возникает вопрос, исходя из каких критериев, следует квалифицировать преступление как незаконное изготовление либо как незаконную переработку такого рода веществ, если данное деяние связанно с изменением химической структуры аналога и получением при этом наркотика, являющегося исходным для данного аналога веществом? И наоборот, получения из наркотика его аналога путем определенных химических реакций?

Для того, чтобы попытаться разобраться в поставленных вопросах, обратимся к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года №14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и психотропными веществами» (2), в котором раскрываются понятия незаконного изготовления и незаконной переработки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Однако определения данных понятий содержатся и в Федеральном Законе от 8 января 1998 года № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах», в соответствие с которыми:

Изготовление наркотических средств, психотропных веществ — действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные средства;

Переработка наркотических средств, психотропных веществ — действия, в результате которых происходят рафинирование (очистка от посторонних примесей), повышение в препарате концентрации наркотических средств или психотропных веществ, а также получение на основе одних наркотических средств или психотропных веществ других наркотических средств или психотропных веществ либо получение веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами.

Парадоксально, но данные определения вовсе не содержат упоминания об аналогах наркотических средств. Таким образом, учитывая, что аналог – это не наркотик и не психотропное вещество, и, более того, их оборот запрещен в РФ, в отличие от последних, ограниченных, применять данные определения по аналогии, не представляется правильным, и, в целом, возможным. (Стоит отметить, что только переработка предполагает получение иных веществ, которыми могут являться аналоги, но перерабатываться могут только наркотические средства или психотропные вещества)

Однако данное понятие содержится в определениях, данных Пленумом Верховного Суда РФ.

Итак, под незаконным изготовлением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, в результате которых из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ получено одно или несколько готовых к использованию и потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

Таким образом, изготовление предполагает получение наркотиков или их аналогов с помощью любых умышленных действий при использовании любых веществ (о чем свидетельствует наличие альтернативы при перечислении последних), что, как видим, идет вразрез с законодательным определением, которое предполагает изготовление только на основе наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и, соответственно, расширительному толкованию не подлежит, поскольку все перечисленные вещества содержатся в Перечне. Еще одним вопросом, возникающим при анализе данного определения, является сущность и происхождение наркотикосодержащих растений.

Безусловно, есть растения, которые отнесены к наркотическим средствам и содержатся, в большинстве своем в I Списке Перечня (например, каннабис, лист кока, опийный мак и др.), но можно ли их назвать именно наркотикосодержащими?

Анализируя данный термин, получается, что это такое растение, которое содержит вещество-наркотик и вещество не-наркотик, но, обращаясь к перечисленным растениям, оборот которых запрещен в РФ, вряд ли можно отнести их к наркотикосодержищим, так как данные растения, бесспорно, являются наркотическими «полностью», поскольку занесены в соответствующий Список Перечня.

Далее, под незаконной переработкой без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия по рафинированию (очистке от посторонних примесей) твердой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, либо повышению в такой смеси (препарате) концентрации наркотического средства или психотропного вещества, а также смешиванию с другими фармакологическими активными веществами с целью повышения их активности или усиления действия на организм.

Таким образом, переработка осуществляется либо путем очистки от примесей, либо повышения концентрации наркотического средства либо смешивания с другими фармакологическими активными веществами, однако важным и обязательным элементом здесь является цель – повышение активности наркотика или усиления действия на организм.

Теперь давайте попытаемся представить следующую ситуацию. Аналог N-ного наркотического средства подвергли определенной химической обработке, в результате которой произошло расщепление на первичный наркотик и сопутствующее вещество. Таким образом, произошла очистка от посторонних примесей аналога, что выявило чистое наркотическое вещество.

Возникает вопрос, является данное деяние изготовлением наркотического средства или переработкой аналога? Обращаясь к определениям, упомянутым выше, наводит на определенные размышления лишь цель, как обязательный признак незаконной переработки. Однако, давайте по рассуждаем, какое место она может здесь занимать и занимает ли вообще. В данном случае лицо, потребляющее такого рода вещества (а иного варианта быть не может, поскольку цель сбыта в диспозиции ст. 228 УК РФ отсутствует, поэтому мы говорим о субъекте преступления, как о непосредственном потребителе) стремится получить максимум эффекта от данного процесса.

Получается, что и при изготовлении, и при переработке де-факто цель едина, и говорить о таком обязательном признаке, как повышение активности наркотика или усиления его действия на организм, учитывая, что преступление изначально связано именно с аналогом наркотических средств, как определение, так состав, структура и порядок отнесения которого именно к данному типу веществ законодательно не урегулирован, представляется несостоятельным.

Единственное, что отмечается в Постановлении Пленума, в качестве критерия для правильного решения вопроса о наличии или отсутствии в действиях лица такого признака преступления, как изготовление либо переработка наркотического средства, психотропного вещества или их аналогов, это то, что суды в необходимых случаях должны располагать заключением эксперта о виде полученного средства или вещества, его названии, способе изготовления или переработки либо иными доказательствами.

Однако, о каком названии может идти речь, если, например, был получен аналог наркотического средства, о котором можно сказать лишь то, какое именно наркотическое средство является его основой. Способ же, как было сказано выше, при изготовлении может использоваться любой, что свидетельствует о возможности применения одних и тех же способов, как при изготовлении, так и при переработке наркотиков и их аналогов.

Говоря о виде полученного вещества, можно назвать или чистое наркотическое вещество из соответствующего Перечня или основу в виде того же самого вещества, только представив его в целом как «аналог» вышеупомянутого наркотика. Таким образом из всех перечисленных критериев, надежду оставляют лишь «иные доказательства», которыми и будут руководствоваться эксперты для определения того, имело место незаконное изготовление либо была осуществлена переработка наркотического средства, психотропного вещества или их аналогов…

Выходом из данной ситуации может послужить следующее. Совершенно логично, что изготовление – это получение из простого вещества более сложного. Однако законодательное определение четко данный момент не отражает, предоставляя альтернативную возможность использования различных веществ.

Однако, на наш взгляд, во избежание сложностей при квалификации указанных деяний, особенно применительно к аналогам наркотических средств, понятие незаконного изготовления следует изложить в следующей редакции: под незаконным изготовлением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, в результате которых из наркотикосодержащих растений, химических и иных веществ естественного происхождения получено одно или несколько готовых к использованию и потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Почему исключаем лекарственные препараты?

Потому что любое лекарство – это сложное химическое соединение, из которого можно получить чистый наркотик только способами, характерными для переработки.

И снова вернемся к сущности аналога наркотического средства. В упрощенном виде, аналог = наркотик + сопутствующее вещество. Теперь представим, каким образом деяние можно квалифицировать как незаконное изготовление аналога? По своей сути деяние то в данном случае будет подпадать под признаки переработки наркотика, поскольку в соответствие с законодательным ее определением, одним из способов переработки является смешивание с другими фармакологическими активными веществами, именно с целью повышения их активности или усиления действия на организм, что само собой разумеется, при совершении вышеуказанных деяний.

Таким образом, деяние, результатом которого явилось изготовление аналога наркотического средства, следует квалифицировать как незаконную переработку наркотического средства.

Вопрос, связанный с переработкой аналога и получении в результате чистого наркотического средства, следует решать исходя из похожей логики. Аналог – сложное химическое соединение, которое включает в свой состав наркотик и N-ное вещество либо несколько таковых. Путем химической реакции под действием определенного катализатора происходит расщепление и получается изначальный наркотик. В данном случае квалификация деяния должна производиться как «незаконная переработка аналога наркотического средства».

Да 5 5

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Бозов Алексей, gomulin2010, koreshkova
  • 23 Декабря 2014, 08:55 #

    Уважаемый Евгений Витальевич, ваша статья переполнена заблуждениями.

    +2
    • 23 Декабря 2014, 09:23 #

      Бесспорно, в судебной практике все гораздо прямолинейнее и проще. Захотел посмотреть на проблему с другой точки зрения, сознательно поставив в заголовке знак вопроса.

      +2
      • 23 Декабря 2014, 10:16 #

        Уважаемый Евгений Витальевич, я не про практику или теорию, а по сути Ваших заблуждений относительно того что такое аналоги и некоторых других моментов.

        +2
  • 23 Декабря 2014, 13:45 #

    Уважаемый Евгений Витальевич, полагаю, что вы затронули очень актуальную тему, которая активно обсуждается в ФСКН РФ и, безусловно, требует разрешения на законодательном уровне.

    +1

Да 5 5

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Изготовление наркотического средства – переработка его аналога? » 1 звезд из 5 на основе 5 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Архипенко Анна Анатольевна
Южно-Сахалинск, Россия
+7 (924) 186-0606
Персональная консультация
Защита прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве и оперативно-розыскной деятельности.
https://arkhipenko6.pravorub.ru/
Эксперт Лизоркин Егор Владимирович
Пятигорск, Россия
+7 (960) 228-1228
Персональная консультация
Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
https://lizorkin.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации