В канун Нового года расскажу я вам, друзья, не сказку, а быль, да не простую, а международную. Хотя последней её, язык не поворачивается назвать, ибо нижеописанные действия разворачивались на полях проживания русичей (имена и наименования действующих лиц скрыты).
Итак, жило-было Общество РФ. Данное Общество и его участники создавали Промышленные Образцы (ПО), регистрировали их в Роспатенте и получали на них соответствующие патенты.
Затем в контрактном производстве по лицензионному договору Общество РФ по образу этих ПО изготавливало оригинальный Товар (стеклянную бутылку) и продавало её как внутри своей страны, так и за рубежом.
В соседнем царстве-государстве жило другое Общество РБ, которое разливало свои оригинальные напитки в разные бутылки, в т.ч. и в стеклянные бутылки, закупаемые у Общества РФ.
Долго дело делается, да быстрее сказка сказывается.
Решило вдруг Общество РБ не закупать у соседей их оригинальную бутылку, а сделать такую же у себя на дружественном стеклозаводе, получить экономию и заодно, так сказать, поддержать отечественного производителя.
Вопрос правильности и порядочности таких действий взамен на блеск серебрянников не стоял, как говорится: «ничего личного, только бизнес».
Благо и юристы подсуетились, разъяснили руководству Общества РБ простую истину: это на территории РФ никто не имеет право производить и вводить в гражданский оборот (по простому продавать) оригинальную бутылку без разрешения Общества РФ, а на территории РБ можно.
Всего лишь нужно было с целью «красоты и соблюдения интересов дружественного стеклозавода» слизать внешний вид закупаемой в РФ оригинальной бутылки и получить аналогичный патент РБ, после чего заключить между Обществом РБ и стеклозаводом лицензионный договор, тем самым перекрыв дорогу на территорию РБ бутылке, уже давно пользующейся популярностью в данном царстве-государстве.
То, что данные действия фактически стали объявлением торговой войны Обществом РБ Обществу РФ имело риторический, а точнее безмолвный характер.
Для соблюдения чистоты с формальной стороны вопроса Обществом РБ было решено: на горлышке ПО по патенту РБ сделать дополнительный еле различимый ободок, никак не влияющий не общий вид бутылки, но отсутствовавший в патенте РФ.
Поскольку Общество РБ было одним из крупнейших налогоплательщиков в столице РБ, то и получить патент РБ для него не составило особого труда.
Итак, в канун прошлого НГ Общество РБ прекратило закупать оригинальную бутылку у Общества РФ и организовало производство своей бутылки по патенту РБ с дальнейшим розливом в нее как и прежде полюбившегося жителям РБ и ее гостям напитка.
При таком положении дела Общество РФ и автор интеллектуальной собственности, постфактум узнавшие об описанном развороте событий, были вынуждены обратиться ко мне за помощью и защитой.
Между тем, по весу в классических торговых войнах Общество РБ являлось тяжеловесом по отношению к представителю легкой весовой категории – Обществу РФ. К тому же этот тяжеловес выступал «на своем ринге» в отличие от легковеса.
При таком положении дела после исследования нюансов ситуации, ознакомления с документами и сравнительного анализа нормативной базы по регулированию и защите прав на интеллектуальную собственность в РФ и РБ был выработан определенный план действий.
Несмотря на то, что законодательное регулирование этих вопросов в РФ и РБ имеет много общего, оно и имеет ряд существенных отличий, как со стороны материального права, так и с процессуальной стороны, обусловивших выбор тактики и стратегии защиты.
Имея ввиду главное — наше дело правое и используя вышеозначенные особенности законодательного регулирования соседнего государства, мы ввязались в бой.
Сначала на основании Модельного Закона об экспертизе и экспертной деятельности, принятого постановлением N 47-7 от 13 апреля 2018 года на сорок седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, в т.ч. России и Белоруссии, была заказана и получена патентоведческая экспертиза соответствующих патентов РФ и РБ. В результатах экспертизы было зафиксировано и описано отсутствие соблюдения в оспариваемом патенте РБ обязательных во всем мире условий новизны и оригинальности ПО.
Затем на ее основе мною по согласованию с патентным поверенным РФ, осуществлявшем ранее соответствующие действия для регистрации патента Общества РФ на ПО, было подготовлено возражение на выдачу Обществу РБ патента на промышленный образец (в статье оно приводится в весьма усеченном — почти без графической части и приложений, но в понятном виде, поскольку данный файл из-за большого объема просто не прикреплялся к публикации).
Далее, патентообладатель подал данное возражение в Апелляционный Совет при Национальном Центре интеллектуальной собственности Республики Беларусь.
Оно было принято и через почти три месяца состоялось заседание совета по результатам которого и было принято ниже прилагаемое Решение о признании патента РБ недействительным полностью.
Данное Решение вновь открыло законную дорогу стеклобутылке Общества РФ на территорию РБ, а также закрыло возможность изготовления плагиата и его введения в гражданский оборот на территории РБ местными производителями.
Таким образом, основные права владельца интеллектуальной собственности — Общества РФ были защищены и восстановлены.
На этом часть первая марлезонского балета, затеянного Обществом РБ, для моего клиента была благополучно окончена.