После того, как СО по одному из районов Санкт-Петербурга СК России, выдвинул по отношению к руководству ООО, некоторые претензии уголовно-правового характера, возникла стандартная ситуация – обыск в офисе коммерческой организации, (в котором я участия не принимал).

Обыск закончился предсказуемо – выгребанием с рабочих мест сотрудников всех носителей информации, включая и личные сотовые телефоны, допросами присутствовавших, в качестве свидетелей по делу и обещанием вызвать в случае необходимости.

Уже после обыска и допроса, в связи с отсутствием какой-либо определенности в своем будущем статусе, ко мне мне обратился один из сотрудников, занимающий должность выше среднего уровня в данной компании. Первоначально, в связи с отсутствием связи с руководством организации, передо мной был поставлен вопрос о законности обыска и возможности обжалования постановления о его производстве.

Изучив ситуацию, пришлось сделать вывод о нецелесообразности этих действий в данном случае, так как закон дает достаточно широкие возможности для проведения обыска, (о которых писал здесь).

Второй вопрос касался того, есть ли в действиях обратившегося ко мне сотрудника состав какого-либо правонарушения. Проанализировав совместно с доверителем ситуацию, мы пришли к выводу, что оснований для привлечения именно его, к какой-либо ответственности, не имеется.

После этого встал вопрос о том, правомерно ли был изъят недешевый сотовый телефон, являющийся собственностью доверителя. В свете норм УПК РФ, в соответствии с которыми, в ходе обыска, изъято может быть практически что угодно и у кого угодно, и на этот вопрос мне пришлось ответить утвердительно. Вспомнился мне и давний опыт из той поры, когда я сам был следователем и довольно успешно отбивался от попыток стороны защиты взыскать возмещение якобы причиненного вреда при изъятии имущества, (пример того как не надо делать — здесь).

Однако, то, что следователь либо сотрудник органа дознания вправе изъять практически любое имущество или документ, не значит, что изъятое должно навеки оставаться в недрах следственного отдела, или вовсе сгинуть где-то на бескрайних просторах «правового поля».

Мой доверитель утверждал, что в его телефоне никаких сведений, имеющих отношение к событиям, описанным в постановлении о производстве обыска, не было и быть не могло. В связи с этим, никаких оснований для признания телефона вещественным доказательством и приобщения его к материалам уголовного дела не имеется, так как для расследования дела он ничего не давал, но имел высокие шансы, в случае бездействия по его «вызволению», затеряться в недрах уголовного дела на несколько лет, после чего морально устаревший, уже не представлял бы никакой ценности.

Изначально приготовившись к тому, что быстро достигнуть успеха не удастся, составил план действий, согласовал с доверителем и приступил к возврату изъятого.

Естественно, первым делом было заявлено ходатайство об ознакомлении со следственными действиями, проведенными с участием моего доверителя, в качестве свидетеля – протоколом допроса и протоколом обыска. На резонный вопрос о том, зачем знакомиться с протоколом обыска, если его копия должна вручаться участнику обыска, остается только вздохнуть – к сожалению, многие правоприменители, воспринимают требование об обязательном вручении копии протокола обыска, просто как требование о том, что в соответствующей графе протокола должна стоять подпись, свидетельствующая о его получении. И естественно, добиваются того, что данная подпись (либо отметка об отказе от подписи), появляется в протоколе.

Это характерно не только для протоколов обыска, но в принципе для любого протокола, а также иного документа, копия которого должна вручаться «под роспись» — подпись на оригинале документа есть, а копию вручить «забыли».

Из протокола обыска, стало ясно, что объем вещей и документов, изъятых в офисе весьма велик, что грозило не только тем, что до «нашего» телефона, руки у следователя дойдут не скоро, но и тем, что он вообще может затеряться в шкафах и на антресолях следственного отдела. С одной стороны, это могло быть и неплохим вариантом развития событий, но не в нашем случае, т.к. клиент был уверен, что в его телефоне, ничего, относящегося к событиям, из-за которых был проведен обыск не имелось.

Когда знакомился с протоколами, я спросил у следователя, когда он примет решение по поводу судьбы «нашего» телефона, на что он устало отмахнулся – «как только, так сразу». Уголовное дело хотя и было возбуждено по статье «экономической», но не входившей в перечень статей УК РФ, по которым решения по вещдокам, должно приниматься в «сокращенные сроки» (немного об этих сроках – здесь).

Ну раз устно не удалось получить внятный ответ на вопрос – придется задавать его письменно. Однако и письменное ходатайство осталось без ответа – видимо у следователя были дела более важные и более срочные, чем решение судьбы одного телефона, а тем более – обсуждение того, когда этот вопрос будет им решен.

Ничего страшного, рабочий момент, не повод для того, чтобы опускать руки и тихо сидеть злиться на несправедливость этого мира в целом и игнор от конкретного следователя в частности.

В конце концов, следователь – лицо должностное, что выражается в наличии у него начальника, к которому и было обращено следующее мое послание, оформленное уже в виде жалобы.

Жалоба уже возымела некоторое действие – не в том смысле, что изъятое было с извинениями возвращено, но по крайней мере на нее был дан ответ. В письме (постановление по разрешению жалобы сейчас выносить почему-то не принято), один из руководителей СО сообщил, что вернуть имущество сейчас никак нельзя, т.к. сначала ведь надо осмотреть. Вот когда осмотрят – тогда вернут (или не вернут), но не сейчас. Потом.

Когда потом – руководитель писать не стал, чтобы не обнадеживать меня напрасно. Тем более, откуда ему знать, когда следователь осмотрит какой-то телефон? Когда надо будет – тогда и осмотрит, закон не устанавливает в данном случае никаких рамок. Захочет – сегодня осмотрит, захочет – через год. А не захочет – ну значит не судьба, ибо пока не осмотрит – вернуть нельзя (и приобщить к делу тоже нельзя, зато просто лежать в кабинете – можно). Удобно, да?

Но все таки, видимо понимая некоторую абсурдность ситуации – хранение изъятого без осмотра и без признания вещдоком, руководитель СО напомнил мне, что его решение я имею право обжаловать, да не один раз, а как минимум три – в ГСУ СК, прокуратуру и суд (ну вдруг, я забыл об этом и не буду понимать, что мне делать дальше) – шутка, просто обязанность есть разъяснять право обжалования, даже адвокату, который прекрасно знает куда писать жалобы и неплохо умеет это делать.

Восприняв разъяснение руководителя СО как руководство к действию, я подготовил жалобы:

  1. В ГСУ СК по Санкт-Петербургу;
  2. Прокурору района;
  3. В суд.

На первую был получен ответ, который меня честно говоря, совершенно не устроил – жалоба была направлена в тот же районный следственный отдел. Вторая осталась без ответа в принципе, но по опыту я осмелюсь предположить, что ее отправили туда же (в смысле – в СО). Возможно, перенаправленные жалобы, сопровождались некими устными комментариями о том, что не стоит доводить проблему с каким-то непонятным телефонным аппаратом до больших начальников и прокуроров, т.к. это отвлекает их от более важных дел. Впрочем это только догадки…

Однако, не получив формальных ответов, я получил желаемый результат. Спустя непродолжительное время, в моем телефоне раздался голос следователя, вежливо, но с интонацией: «как же Вы мне дороги», пригласившего нас с клиентом для получения многострадального телефона, в котором, как показал осмотр, действительно не оказалось никаких сведений, имеющих хотя бы малейшее отношение к расследуемому делу – просто надо было отложить другие дела и провести его осмотр.

А что же жалоба в суд? К счастью, она не понадобилась, вопрос был разрешен в досудебном порядке, тем более, что обжалование действий следователя в суд – инструмент настолько тонкий и обоюдоострый, что обращаться с ним нужно с мастерством ювелира, хорошо понимая возможные последствия, но это отдельный долгий разговор…

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.Ходатайство192.4 KB
2.Жалоба СО241.6 KB
3.Ответ СО175.3 KB
4.Сопроводительное ГСУ128.6 KB
5.Жалоба прокурору 1202.6 KB
6.Жалоба прокурору 2151.9 KB

Автор публикации

Адвокат Филиппов Сергей Валерьевич
Санкт-Петербург, Россия
Защита по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.
Представление интересов потерпевших.
Обжалование решений государственных органов. Индивидуальный подход к каждому клиенту!

Да 34 34

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Павленко Иван, steeler1975, Болонкин Андрей, Филиппов Сергей, user95354
  • 16 Марта 2021, 20:19 #

    Уважаемый Сергей Валерьевич, хороший пример того, как настойчивость вкупе с профессионализмом приводят к желаемому результату!
    Отличный результат и хорошая статья!

    +5
    • 16 Марта 2021, 20:27 #

      Уважаемая Анна Геннадьевна, благодарю за внимание к публикации и высокую оценку!
      Настойчивость, планомерность, даже «занудность», приходится использовать для того чтобы наши оппоненты поняли, что игнорированием от ходатайств и жалоб отмахнуться не удастся.
      Иногда это дает нужный результат…

      +7
      • 16 Марта 2021, 22:32 #

        Уважаемый Сергей Валерьевич, иначе никак. Под лежачий камень вода не течёт. Надо только эти камни грамотно ворочать. И один из примеров по достижению намеченной цели Вы очень удачно привели в этой статье.

        +5
        • 16 Марта 2021, 22:41 #

          Уважаемый Андрей Владимирович, благодарю Вас за внимание к статье и оценку!
          Очень верно Вы сказали, ибо ключевое слово на мой взгляд — «грамотно»!
          А то бывает так наворочают, до обращения к адвокату, что потом хочется вернуться на исходную позицию, но даже статус-кво тяжело уже восстановить, не говоря уже о чем-то большем…

          +6
          • 17 Марта 2021, 15:58 #

            Уважаемый Сергей Валерьевич, ну и главная наша заповедь: не навреди. 
            Зачастую, взвесив временные и моральные затраты, посчитав стоимость изъятого оборудования и оплаты моего труда, доверители радуются неожиданной необходимости обновления системных блоков и ноутов конторы.

            +3
  • 17 Марта 2021, 18:19 #

    Уважаемый Сергей Валерьевич, хороший пример правильно построенной тактики из имеющихся средств, которая привела к решению поставленной задачи!

    +3
    • 17 Марта 2021, 18:28 #

      Уважаемый Иван Андреевич, благодарю за внимание к статье и оценку!
      Выбор средств для достижения цели у нас невелик, поэтому выжимаем из них максимум возможного!

      +3
  • 18 Марта 2021, 08:14 #

    Уважаемый Сергей Валерьевич, я бы сразу жаловался в части несвоевременности проведения осмотра, т.е. докапывался бы до слов ответа на «обращение». Вообще, когда я вижу слово «обращение», у меня срабатывает рвотный позыв:&

    +4
    • 18 Марта 2021, 08:21 #

      Уважаемый Константин Сергеевич, благодарю Вас за внимание к публикации!
      Наша цель была — обеспечить возврат имущества, поэтому работал на результат, которого нужно было достичь, поэтому меня интересовали не столько формулировки ответов, а «ускорение» производства конкретного следственного действия.

      +4
    • 18 Марта 2021, 08:25 #

      Уважаемый Константин Сергеевич, по поводу того, что жалобы и ходатайства обзывают «обращениями» и рассматривают не в соответствии с нормами УПК, а по ФЗ регулирующему работу с обращениями — это прямо какая то болезнь.
      Уже много раз сталкивался с таким подходом, иногда получается «переломить» эту ситуацию и вернуть следователей и начальников в рамки УПК РФ, но увы не всегда

      +3
      • 18 Марта 2021, 09:04 #

        Уважаемый Сергей Валерьевич, в данном случае должна применяться специальная норма — УПК, а не общая. Неужели следователи этого не знают?

        +2
  • 10 Апреля, 21:55 #

    Уважаемый Сергей Валерьевич, и вновь вернулся к Вашему опыту. Очень благодарен за щедрый обмен опытом и наработками.

    +3

Да 34 34

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Как вернуть изъятое на обыске?» 5 звезд из 5 на основе 34 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая помощь, представление и защита интересов граждан и бизнеса. Абонентское юридическое сопровождение, консалтинг. Банкротство. Очно, дистанционно, все регионы РФ. Консультации платные
https://fishchuk.pravorub.ru/

Продвигаемые публикации