Помните себя в 18 лет? А теперь сравните с теми, кому сейчас 18. Как пришельцы с другой планеты. Гвоздь не забьют, а вот смартфон хороший выберут. Хотят иметь все и сейчас, жить в моменте, как говорится. Моя клиентка по имени Валерия едва не променяла всю свою молодость в один момент.
Выпускница-хорошистка не пьет, не курит, но в свои 18 она — оптовый курьер небезызвестного интернет-магазина по распространению наркотиков. Свою «работу» девушка воспринимает как некий квест, в котором, чтобы повысить свой уровень, нужно просто выполнять указания некого «Босса». И чем лучше, быстрее ты их выполняешь, тем больше получаешь бонусов. Но в августе 2020 года для Валерии «игры» кончились, и началась уголовная ответственность.
Будучи старшеклассницей, девушка в Сети познакомилась с парнем, с которым у нее закрутился роман на расстоянии. Общаясь продолжительное время без единой личной встречи, Валерия постепенно начала выполнять мелкие поручения своего возлюбленного, получая за это небольшие гонорары. В какой-то момент она стала мелким курьером-закладчиком. При этом ее предупредили, что занимается она незаконной деятельностью, и свои действия нужно скрывать от посторонних. С этой задачей школьница справлялась на отлично. Когда Валерии исполнилось 18 лет, она практически сразу же съехала от родителей, сама арендовала квартиру и там уже начала играть по-крупному. По указанию своего «Босса» получала, расфасовывала и в последствии (закладками или почтовыми отправлениями) сбывала партии наркотических средств килограммами!
В апреле 2020 г. Валерия через одну из курьерских компаний г.Москвы отправила сразу 4 посылки в регионы России. И все бы прошло как обычно, у милой приветливой девушки даже паспорт не спрашивали. Да и кто бы мог подумать, что в коробках, упакованных как подарки, лежит несколько кг наркотиков. Но в этот раз что-то пошло не так, и посылки до адресатов не дошли. Сообразив, что ее «подарки» скорее всего обнаружены полицией, Валерия решает взять паузу и уехать…отдыхать к морю. Вернувшись девушка не заметила внимания к своей персоне и поэтому продолжила свой МЕФический квест. Но наступил август, и на пороге той самой съемной квартиры ее встретили сотрудники полиции. При себе у девушки было 5 кг наркотических средств. А далее — задержание, уголовное дело и арест.
Я с Валерией познакомился в СИЗО после ареста. По результату нашего первого разговора я так и не понял, с кем общался: с совершеннолетним здравомыслящим человеком или еще подростком, не понимающим, что происходит, и на каком таком основании задержанным и помещенным в это ужасное СИЗО. Ветер в голове юной особы еще сыграет свою роль в этом деле, но пока вернемся к сути.
В тот момент, когда Валерия через курьерскую службу отправила 4 посылки, как она и предполагала, девушка попала в поле зрения полиции. По чистой случайности сотрудники службы доставки, ранее не интересовавшиеся содержимым посылок, были вынуждены вскрыть коробку. Ведь одна из посылок должна была отправиться получателю авиаперевозкой, а соответственно ее в обязательном порядке нужно было досмотреть. В результате досмотра сотрудники курьерской службы увидели в подарочной коробке несколько черных целлофановых пакетов с надписями: «АМФ» и «МЕФ». Вызвали сотрудников полиции. Те по приезду изъяли все упаковки, отправленные Валерией, и видеозаписи с камер наблюдения в офисе. Согласно экспертизе, отправить пытались партию психотропных веществ. На упаковках были обнаружены отпечатки пальцев и биологические следы, но об этом мы до соединения уголовных дел не знали. На записях с камер четко видно лицо Валерии, изображение внесли в Единую базу распознавания личности. Да, эта система всё-таки работает в Москве. Сам не ожидал, что не только за отсутствие маски ловят. СМИ в феврале 2021 г. со ссылкой на мэра Собянина писали, что система видеонаблюдения в Москве уже охватывает почти все дома города, все подъезды, все школы, большинство улиц. А анонсировали ее запуск еще в 2017 году.
Благодаря алгоритму, основанному на использовании нейросетей, видеозаписи с городских камер проходят анализ в режиме реального времени. Лица на записях сканируются, чтобы их при необходимости можно было сравнить с информацией в различных базах данных… Кроме того, такая аналитическая система может помочь правоохранительным органам при поимке преступника выстроить маршрут его передвижения по городу. Система сама подберет нужные видеозаписи с разных камер наблюдения, идентифицировав подозреваемого на видео.
Комплекс проведенных оперативно-розыскных мероприятий, а по факту «искусственный интеллект» дал полиции адрес, где моя клиентка появляется довольно часто. Задержание оставалось делом времени. Оперативные сотрудники решили понаблюдать за Валерией. В ходе наблюдения собрали оперативные материалы ее деятельности и в один из дней, когда Валерия точно поехала за очередной партией наркотических средств, решили ее задержать. У Валерии изъяли не только около 5 кг мефедрона, но и мобильный телефон. Она как купила его несколько лет назад, так ни разу не чистила. Там очень много лишней информации, изобличающих ее фотографий, видео и все переписки с «Боссом» к великой радости оперативников. При задержании Валерия сообщила им и пароль от телефона, и все обстоятельства приобретения наркотического вещества, обнаруженного при ней.
Моя работа с Валерией шла нелегко. В первое наше общение она мне явно не доверяла, пыталась даже обманывать. Девушка свято верила, что про те 4 посылки никто не узнает, ведь паспорт свой она тогда никому не показывала, отправляла все под вымышленным именем и вообще все делала на другом конце Москвы. Что интересно, следователь изначально, действительно, и сам не знал о наличии уголовного дела по тем посылкам в другом следственном управлении.
По результату общения с Валерией, следователем, изучения доступных материалов дела мне стало очевидно, что оперативная разработка в отношении моей клиентки началась операми другого округа в апреле, именно тогда и в том округе Валерия отправила те 4 посылки. Для меня оставалось неизвестным, насколько сильно она там наследила и какова доказательственная база. Мы решили попробовать сработать на опережение и ходатайствовать о заключении досудебного соглашения. О посылках пока молчали. Но спустя пару недель уголовное дело по посылкам все же пришло на соединение.
Валерия продолжала вести себя как 14-летний подросток, и такое впечатление она производила не только на меня, но и на следователя. Ей назначили психолого-психиатрическую экспертизу, куда внесли мои вопросы о соответствии психического развития Валерии ее возрасту.
По итогу, экспертиза пришла не в пользу моей подзащитной. Она показала, что Валерия какими-либо психическими расстройствами не страдает, признаков синдрома зависимости от алкоголя и наркотических средств у нее выявлено не было, психическое развитие соответствует нормам ее возрастного развития.
В заключении досудебного соглашения нам отказали, следствие и оперативники побоялись, что не смогут по предоставленным данным выявить организатора магазина, дело по посылкам было соединено в одно производство с настоящим делом. К окончанию следствия у нас была не очень радужная для нас картина. Помимо вышеуказанных моментов, в деле имелись видеозаписи с моей клиенткой, а также отпечатки пальцев моей клиентки на упаковках наркотических средств, хорошая оперативка и более 180 листов распечатки с мобильного телефона Валерии, а там и переписки, и фото, и видео ее изобличающие.
Фактически понимая, что эпизод пересылки наркотических средств – это оконченный состав ч.5 ст. 228.1 УК РФ, эпизод на котором Валерия была задержана – это покушение на ч.5 ст. 228.1 УК РФ, ходатайство о заключении досудебного соглашения нет, было принято решение идти ва-банк. До окончания следствия между мной и следователем возникла жаркая дискуссия об окончательной квалификации, в ходе которой я «пригрозил» судом присяжных. По итогу при предъявлении окончательного обвинения Валерии вменили 2 эпизода ч.3 ст.30, ч.5 ст. 228.1 УК РФ. В нашем случае нас это в полной мере удовлетворило, и мы с данной квалификацией направились в суд.
В суде все пошло, как и планировалось, мы не создавали головной боли суду, он не мучал нас. Мною были собраны все максимально возможные данные по характеристике личности Валерии, допрошены свидетели по личности, обращено внимание на активное содействие на этапе следствия. По результату Валерия была признана виновной. Но вместо 11 лет, которые просил для нее прокурор, суд назначил ей наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет 6 месяцев и это по двум эпизодам ч.3 ст.30, ч.5 ст. 228.1 УК РФ, применив в качестве смягчающего 61 ст. УК РФ.
PS: Вынося приговор, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью. Ведь судьи тоже люди, чьи-то родители, которые зачастую понимают, что «детям нужно давать второй шанс».
Добавлено: 12:22 25.10.2021
О том, как получилось отменить приговор по ч.4 ст. 228.1 УК РФ, читайте в моей статье Поправили корону «звёздному» судье