«Алло, помогите! У моего мужа беда. Его арестовали за наркотики, но это какая-то ошибка, он не такой, у него семья!»
С этих слов обычно и начинается мой разговор с клиентами. Многие годами живут и не знают о происходящем в жизни близкого ничего. Современные наркоманы в основном уже и одеты хорошо, и выглядят прилично. Да и по поведению заметить в них неладное далеко не каждый может. Так и вышло с героиней этого дела. Назовем ее Юлией.
Муж Юлии – Николай – любящий отец. Трудится в несколько смен на заводе, чтобы обеспечить достойную жизнь своему большому семейству. Добрый, порядочный, отзывчивый – так очень нежно и тепло описывала Юлия супруга, даже после того, как 2 недели назад его задержали в пригороде Москвы оперативники. В багажнике автомобиля у нашего «порядочного семьянина» нашли несколько свертков с наркотическим веществом. Возбудили уголовное дело по ч.4 ст. 228.1 УК РФ и отправили Николая на время следствия в СИЗО. Во время первого же допроса задержанный в присутствии адвоката по назначению признался в намерении сбывать изъятые у него наркотики.
А сейчас немного лирики
Я и сам порой хожу в следствие, как адвокат по назначению. Понятно, что многих моих коллег не устраивает размер оплаты такого труда. Но, товарищи, разве это сложно посоветовать человеку не торопиться с показаниями, не свидетельствовать против себя (это сделать никогда не поздно) и взять 51-ую! Ведь почти во всех уголовных делах есть существенные «технические ошибки», несостыковки и нередко явные фальсификации материалов дела.
В уголовном деле Николая нарубили дров все: и оперативники, и следователь, и даже судья.
Я буквально вывернул наизнанку это дело, но в итоге добился для своего клиента 5 лет колонии, несмотря на его признательные показания с другим адвокатом.
И вот как это было.
Пообщавшись с Николаем в СИЗО, изучив материалы его дела, а особенно результаты ОРМ, у меня возникло много вопросов к имеющимся там протоколам обследования транспортного средства и личного досмотра. Последний был произведен именно в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Николай, действительно, оказался приятным и образованным человеком, но наркотики в его жизни всё-таки имели место быть. От семьи свою зависимость скрывал. Почти всё время проводил на работе, где один из коллег со словами «не благодари» и дал ему когда-то первую дозу амфетамина. Сила есть ума не надо. Последний год Николай сам покупал себе наркотик у одного и того же поставщика. В один из дней, когда Николай приехал за очередной партией порошка, поставщик пояснил, что на руках у него ничего нет, но если Николаю так надо, то он может сам съездить и забрать закладку. Все координаты предоставил.
Особо не думая о последствиях, Николай согласился и окрыленный поехал за желаемым. Забрал в месте Х сверток и, не разворачивая его, забросил в багажник автомобиля, тронулся. Но буквально через 100 метров от места закладки его остановили сотрудники ДПС. После чего Николая задержали оперативники. Во время обследования машины нашли тот самый сверток, внутри которого было 18 пакетиков с порошкообразным веществом. Николай, как мы помним, в этот же день дал изобличающие показания. Подписывал, как он говорил, не глядя всё, что просили полицейские, и адвоката в тот момент рядом не было, однако подпись его во всех процессуальных документах присутствовала.
Вот так и закрепилась ч.4 ст. 228.1 УК РФ с железобетонной версией следствия, что Николай приобрел наркотики у неизвестного ему лица и желал их сбыть неопределенному кругу лиц.
Несмотря на существенные нарушения, допущенные как оперативными сотрудниками, так и следователем, а решил не выкладывать им все свои козыри на этом этапе. Не заявляя каких-либо жалоб и ходатайств, подписал 215 и 217, при этом Николая «жестко» посадил на 51 статью. Данная позиция очень устроила следствие и, по всей видимости, прокуратуру. Она быстро утвердила обвинительное заключение, и мы оказались в суде.
А вот в суде началась основная работа. На предварительном слушании я заявил ходатайство о недопустимости ряда доказательств, а именно результатов ОРМ. И хочу сказать, что по итогу я получил огромный бонус. Судьей в удовлетворении моего ходатайства было отказано по следующим основаниям: органы полиции допустили ошибочную ссылку на ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» вместо норм КоАП РФ и ФЗ «О полиции», регламентирующих такого рода действия. И такое решение судья приняла, без допросов оперативных сотрудников!
Выходим в процесс, судебное следствие. Мою позицию неожиданно усиливает допрос оперативников. Они говорят, что действовали исключительно в рамках закона об ОРД и никак иначе. Даже наводящие вопросы гособвинителя и судьи их не смутили! Просто находка для адвоката J. Тут еще и понятые в своих показаниях начали путаться: не совпадало время их участия в производимых оперативными сотрудниками мероприятиях и др. Ближе к прениям, помимо иных бесчисленных ходатайств, я заявляю ходатайство об отводе судьи. И вот тут нужно было видеть реакцию председательствующей — непередаваемые ощущения! Николай от дачи каких-либо показаний по-прежнему отказывается, и мы уходим на прения. По итогу — 5 лет строгого режима. Такой приговор Николай и его супруга попросили не обжаловать.