На дворе весна… На опушке леса одного из подмосковных городов сотрудники полиции ловят старушку. Наручники на руки, допрос, арест и возбуждение дела по ст. 228 УК РФ. Пирожки дома пекла да с детьми сидела, никуда особо не выходила – говорили о своей задержанной тёте родственники. Вопросов и НО у явно шокированных ситуацией клиентов была масса. Как можно поверить, что добрая бабушка Маша, которой под 70! сбывает наркотики
Версия подзащитной
Приехала из Украины к племяннице в Подмосковье. По семейным обстоятельствам гостила у нее несколько месяцев. В последнее время личные денежные средства стали заканчиваться. Быть обузой не хотела, решила найти работу. Вакансии искала в интернете на всем известных сайтах. Поступило предложение работать курьером медицинских товаров, пояснили что и работа не пыльная, и на хлеб с маслом хватит.
Вот только условия работодатель предъявил интересные: общение исключительно по одному из мессенджеров посредством интернет и обязательное наличие в телефоне двух программ – навигатора и программы, помогающей редактировать, рисовать и устанавливать координаты на фото. Меня это сразу улыбнуло, вас коллеги, думаю, тоже.
Но бабушка Маша впервые столкнулась с таким. Не вникая в суть дела, скачала необходимые программы, под чутким руководством работодателя бабушка несколько дней училась искать места по координатам, делать и отправлять ему фото с пометками (в последствии эта переписка помогла мне в переквалификации). В какой-то момент Мария задала вопрос: а почему по координатам, а не по адресу нужно ездить за посылками? На что получила ответ — так проще, вся их компания только так и работает. Настал день выхода на работу. Утром Мария получила сообщение с координатами и пояснением «как заберешь, скажу куда везти», а следом последовало «будь внимательней, таблетки запрещены к свободной продаже» (прим. не дословное воспроизведение). В этот момент Мария насторожилась, но собралась и поехала работу работать.
По координатам, полученным от работодателя, приехала в один из подмосковных городов. Проследовала в лесной массив на окраине и стала искать. Время весеннее, снег таит, грязь. Провозившись около часа, плюнула, решила не заниматься этой ерундой и ехать домой. На выходе из леса ее остановили неизвестные парни, спросили, что она тут делает в столь ранее время.
На что баба Маша без промедления честно ответила «работаю». Просто история для Comedy, но увы. Молодые люди достали удостоверения сотрудников полиции и попросили Марию предъявить свои документы. А после наша бабушка как на духу там же в лесу все о своей работе им поведала, да еще и телефон отдала, высказала сомнения относительно законности подлежащего поиску лекарства ну и … была задержана.
Оперативники по предоставленным координатам очень быстро нашли тайник со свертком, вызвали СОГ, провели все необходимые им мероприятия. По итогу в отношении Марии было возбужденно уголовное дело по ч.3 ст.30, п.«г» ч.4 ст. 228.1 УК РФ, покушение на сбыт мефедрона.
Версия правоохранителей
Ознакомившись с материалами уголовного дела и пообщавшись со следователем, стало понятно следующее. Оперативные сотрудники, проводя профилактическое мероприятие по предупреждению незаконного оборота наркотических средств, в лесном массиве заметили пожилую женщину, явно что-то искавшую в снегу, при этом использующую телефон. При виде сотрудников она поспешила в сторону выхода из леса, где и была задержана.
После чего оперативники доставили задержанную в ближайший отдел полиции, установили личность и провели личный досмотр, в ходе которого изъяли в том числе телефон, в котором и нашли изобличающую переписку. В последствии в составе СОГ выехали на место и обнаружили и изъяли сверток с наркотическим веществом. Картина маслом, но !
Согласно допросу подозреваемой, а в последствии и обвиняемой Мария акцентировала внимание на то, что до задержания сотрудников полиции она решила отказаться от своих прежних намерений и не совершать указанные действия, а при встрече с правоохранителями в инициативном и добровольном порядке обо всем им сообщила и виновной себя не признает.
Гну свою линию
Получив информацию от обеих сторон, определился с линией защиты. Подготовил необходимые запросы и ходатайства, и буквально через сутки после начала работы выясняется — следователь уходит в отпуск и кому передают дело она не знает. Не проблема подумал я и сильно ошибся. Данный процесс затянулся, трубки никто не брал, на запросы ответ не приходил, прокуратура на жалобы не отвечала.
Пока я искал у кого же в производстве дело, мне набрал следователь совершенно другого следственного подразделения. Оказалось, что в связи со сложной ситуацией с личным составом, по распоряжению руководителя ГСУ уголовное дело передали для производства следствия в другой подмосковный город. Конструктивно пообщался со следователем, заявив ему ряд ходатайств, которые он удовлетворил. Одним из основных был допрос племянницы Марии якобы «по характеристике личности» Племянница не только исключительно с положительной стороны охарактеризовала свою тетю, но и «внезапно» вспомнила, что в тот день, за несколько минут до задержания, они разговаривали по телефону и тетя в разговоре на вопрос «чем ты занята?» ответила, что «работает и ищет посылку». Услышав данную фразу и поняв, что происходит что-то неладное, племянница дала указание ничего не искать и ехать срочно домой, на что получила утвердительный ответ «Еду».
К допросу попросила приобщить две детализации телефонных разговоров по номерам, используемым ей и тетей. Детализации, конечно же, полностью подтверждали слова племянницы. После такой «характеристики личности» следователь в срочном порядке произвел дополнительный допрос Марии, которая полностью подтвердила показания племянницы. Помимо этого, по моему ходатайству следователь в нашем с Марией присутствии осмотрел мобильный телефон, изучил переписку и получил по ней однозначные пояснения.
В последствии и этот следователь на некоторое время пропал, начались проблемы с коммуникацией. Выяснилось, что, ознакомившись с делом и доложив руководству об интересных деталях, он в срочном порядке уголовное дело отправил туда, откуда оно и пришло. После чего, как и часто бывает, дело затерялось в канцеляриях ведомств и нашлось лишь при продлении меры пресечения Марии.
Продление меры для суда происходило автоматически, так как Мария была гражданкой другого государства и не имела постоянной регистрации на территории РФ. Все ходатайства стороны защиты о домашнем аресте или об избрании иной другой меры пресечения были отклонены, как судом первой инстанции, так и в апелляционном порядке.
В дальнейшем по делу поменялось порядка 7! следователей, ни одного из них невозможно было поймать, так как все они, как выяснялось, были прикомандированы и на дело им было…ну понятно. Вся их работа заключалась исключительно в продлении меры пресечения. При этом ни на ходатайства, ни на запросы следствие и прокуратура не отвечали (вру, часть ответов пришла уже после приговора).
Жалобы судом рассматривались не особо результативно. Подходя к 11 месяцу следствия и содержания бабушки под стражей, очередной прикомандированный следователь, ознакомившись с делом, пообщавшись со мной и Марией, предложил при признании вины переквалифицировать дело на ч.3 ст.30, ч.2 ст. 228 УК РФ и выйти в суд с изменением меры пресечения на запрет определенных действий.
Клиентом после долгой консультации со мной, данное предложение было принято. В последствии Марии перепредъявили обвинение с ч.3 ст.30, п.«г» ч.4 ст. 228.1 УК РФ на ч.3 ст.30, ч.2 ст. 228 УК РФ. Только к годичному сроку следствия уголовное дело было окончено и направленно прокурору на согласование. Согласовывали долго, но дело попало в суд с оговоренной квалификацией.
Суд прошел быстро и легко. По приговору бабушка Мария отделалась 11 месяцами уже проведенными ею в СИЗО. Счастливая и довольная поехала домой печь пирожки. Лучше уж сидеть на шее у родственников, чем у государства на полном обеспечении.
О том, как по 2 эпизодам ч.5 ст. 228.1 УК РФ суд назначил моей клиенте 7 лет, читайте в статье - МЕФический квест. 7 лет за 10 кг