Однако, по порядку:
В феврале 2013 года, ко мне, по электронной почте, обратилась супруга российского гражданина, на тот момент уже (с 12.10.2012 г.) содержавшегося под стражей в СИЗО № 1 г. Пекина (КНР).
При личной встрече, доверительница — Людмила Ивановна рассказала мне короткую, но трагичную историю о том, как результате цепи роковых случайностей, её супруг (Александр Николаевич) оказался в китайской тюрьме.
Купив «горящие» путёвки, семья моей доверительницы в полном составе прилетели в Пекин и разместились в гостинице. Уставшие с дороги путники в номере гостиницы немного перекусили и легли спать, а когда супруга с сыном проснулись, оказалось, что главы семейства в номере с ними нет, зато за дверью их ждут китайские полицейские.
Уже в полицейском участке, Людмила Ивановна узнала, что её супруга задержали на пекинской улице после того, как он, в состоянии алкогольного опьянения, управляя чужой машиной, совершил несколько ДТП, и сбил пешехода, а в гостинице поранил охранника.
Людмила Ивановна не могла поверить, что её супруг, которого все знали только с самой лучшей стороны, как отличного семьянина и примерного гражданина, мог совершить все те действия, которые ему были инкриминированы.
По мнению моей доверительницы, такое могло случиться только в результате воздействия каких-то психотропных препаратов, которые могли быть подсыпаны её мужу китайцами, находившимися рядом с ним в ресторане гостиницы.
Однако, эта версия не нашла своего отражения в тексте приговора. Впрочем, в тексте приговора вообще нет ссылок на проверку вменяемости подсудимого на момент совершения инкриминируемых ему деяний…
К сожалению, ни у меня, ни у моей доверительницы, не было возможности ознакомиться ни с какими материалами предварительного следствия, и все новости, весьма скудные и малосодержательные, Людмиле Ивановне периодически сообщали работники консульства РФ в Пекине.
Несколько обращений в МИД РФ не добавили оптимизма, т.к. никаких документов из материалов уголовного дела так и не было получено, а со слов консульских работников, материальные притязания постоянно увеличивались, хотя, кроме слов, ничем не подтверждались. Однако, требуемой суммы в семье Александра Николаевича попросту нет…
Часть переписки с МИД РФ и консульством РФ в Пекине размещена в приложениях к этой статье. Копия приговора (перевод на русский язык выполнен китайской стороной) получена в самые первые дни января 2014 года.
Вот выписка из резолютивной части приговора:
… в общем его приговорят к тюремному заключению на определенный срок 15 лет. (срок наказания рассчитан с исполнения приговора, а срок задержания до приговора включается, т.е с 12 октября 2012 года до 11 октября 2027 года) и в то же время его депортируют.
Приговор основан на следующих положениях уголовного кодекса КНР:
Общая часть:
Статья 35. К совершившим преступление иностранным гражданам в качестве самостоятельной или дополнительной меры наказания может применяться высылка из страны.
Статья 36. Учитывая, что преступный элемент преступным поведением наносит экономический ущерб, положениями настоящего Кодекса кроме уголовной ответственности предусматривается для таких лиц, исходя из обстоятельств совершенного ими преступления, гражданская ответственность в виде компенсации материального ущерба.
Преступный элемент, несущий гражданскую ответственность в виде компенсации, одновременно наказывается штрафом. Если его имущества недостаточно, чтобы произвести полную выплату, или у него нет имущества, он должен прежде выполнить обязанность по компенсации причиненного вреда.
Статья 61. При определении наказания в отношении преступного элемента, необходимо исходить из характера преступления, обстоятельств дела, степени причиненного обществу вреда, учитывая при этом положения настоящего Кодекса.
Статья 69. Если до вынесения приговора лицо совершило несколько преступлений, за исключением наказуемых смертной казнью и бессрочным лишением свободы, то окончательный срок наказания составляет менее суммы сроков наказаний, назначенных за каждое преступление, но более максимального срока, назначенного за одно из преступлений, при этом, сумма срока наказания при осуждении к надзору не может превышать 3 лет, к краткосрочному аресту — 1 года, к срочному лишению свободы — 20 лет.
Если за преступление предусматривается дополнительная мера наказания, то она применяется на общих основаниях.
Особенная часть:
Статья 115. Поджог, затопление, взрыв, применение отравляющих веществ либо совершение иных опасных действий, повлекших за собой человеческие жертвы, тяжелые увечья или смерть, либо причинивших серьезный ущерб государственному или частному имуществу,
наказывается лишением свободы на срок свыше 10 лет, бессрочным лишением свободы или смертной казнью.
Неудачная попытка совершения указанного в части первой настоящей статьи преступления наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет; при смягчающих обстоятельствах — наказывается лишением свободы на срок до 3 лет или арестом.
Статья 234. Умышленное причинение травмы третьему лицу, -
наказывается лишением свободы на срок до 3 лет, арестом или надзором.
Совершение указанного в части первой настоящей статьи преступления, приведшее к серьезной травме, —наказывается лишением свободы на срок от З до 10 лет;
то же деяние, приведшее к смерти человека или совершенное с особой жестокостью и приведшее к тяжкому увечью, — наказывается лишением свободы на срок свыше 10 лет, бессрочным лишением свободы или смертной казнью.
Если в данном случае применимы иные статьи настоящего Кодекса, наказание определяется в соответствии с этими статьями.
Статья 293. Совершение нижеследующих провокационных, инициирующих ссору действий, нарушающих общественный порядок:
— умышленное избиение третьего лица при отягчающих обстоятельствах;
— преследование, захват, нецензурная брань в адрес третьего лица при отягчающих обстоятельствах;
— изъятие с применением насилия или умышленная порча, завладение государственным или частным имуществом при отягчающих обстоятельствах;
— шумное поведение в общественном месте, серьезно нарушающее общественный порядок.
наказывается лишением свободы на срок до 5 лет, арестом или надзором: *****
В настоящее время, в Генеральную прокуратуру РФ, в соответствии с п. 2 ст. 3 и п. 2, 3 ст. 4, международного договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о передаче осуждённых, от 2 декабря 2002 года, подано заявление с просьбой о переводе осуждённого, для дальнейшего отбывания наказания в Россию. Ответ пока не получен…