«Мирская жизнь — всего лишь игра и потеха,  а последняя обитель лучше для тех, кто богобоязнен. Неужели вы не разумеете?»
Коран, 6 сура «Аль-Анам», 32.[i]

 1.
Иногда успешность целой религии зависит от умения  найти правильный тон.  Любые «религии – сообщения»  с необходимостью формируют социальную систему. В этом отношении и формирование социальных систем, и сами социальные системы являются довольно молодым экспериментом человеческого. Сегодня мы знаем всего лишь несколько успешных попыток формирования социальных систем на основе «религий-сообщений». Искусственность подобного  метода познания сквозь обязанность долженствования –  залог неудачи (хотя грань формирования  социальной системы и лежит в области  осознанности проектирования). С тех пор как человек стал управляться формой уверенности в своей правоте, мир и его судьба изменились  безвозвратно. Теперь для управления миром необходимо создавать некоторую методу познания  для всех и каждого, приобщение к которой  давало бы отдельному человеку собственность знания и суждения. И только в этом случае данный человек может быть кооптирован в систему.  Безверие и обыденный нигилизм, рожденный две тысячи лет назад, в последние 300 лет достиг  своего апофеоза.

  Уже совершенно недостаточно сообщить массам картину мира, настаивая и утверждая, что она  правильна. Базовые формы убеждения,  как логического, так и военного, уже неактуальны  в силу, как бездейственности самой логики, так и стертости представления непосредственной угрозы для личности (отдаление страха неминуемой и скорой смерти). Право, закон, также растранжирили свой кредит доверия. Тех же, кто уподобляется верующим в данную мифологию, мы больше относим к животным, чем к людям, ибо человек – биологический  вид, изменчивость  которого управляема в первую очередь сознательно. И животным  можно управлять сознательно, но большинство социальных систем строятся исключительно при желании управляемого участвовать в управлении, быть ему сопричастным, сопереживать его. Именно таким образом достигается коррелирующая в построении социума, когда сам социум в лице своих представителей, инфицированных определенным образом долженствования, стремится к  доработке общего плана и общей схемы наличной действительности.

Людям свойственно ограничивать себя. Так и мы сегодня ограничиваем себя представлением о нас самих периодом в 5-6 тысяч лет, полагая, что именно это период нашего управляемого развития, от начала до дня сегодняшнего. А до этого было некоторое время,  которое изучается больше палеонтологически и антропологически, но к причинно-следственной связи дня настоящего имеет косвенное и весьма условное отношение. Но именно этот  период времени, заретушированный самомнением сознания, является областью проектирования социальных систем. Проектирование начинается там, где вместо грубой механики физического воздействия управляющего над управляемым, появляется возможность идеологического управления посредством предписания самостоятельного, самодостаточного, универсального представления о мире, о  том, каким образом он должен быть выстроен и организован в  отношении универсума  восприятия относительно предельности управления действиями управляемого. Переоценка влияния божественного в современности приводит к тихому и спокойному ожиданию верующими катастрофы современного. Сомневаться в Боге невозможно, сомневаться в религии как костюме Бога – необходимо. Применение к божественному  понимания точности, временности и вообще любых материалистических форм познания – сведено к нулю. Но использование веры при государственном  строительстве, отправлении правосудия, долгосрочном планировании – лучшее из всего арсенала проектирования социальных систем (сложный, но действенный инструментарий). Без веры существование человека ограничено импульсами и аффектами необходимости, при этом неважно, чем они продиктованы. В вере любой, приобщающийся к религии, становится телом Господа, передавая свою жизнь и свой разум Богу, становясь по своим внутренним  убеждениям (а это и есть самое главное) частью процесса, бытия, определяющего смысл абсолютного бытия этого мира вне пределов времени и пространства. Бог как необходимое продолжение предельности познания, как то, что наступает лишь там, где силы человека, в области действительного и духовного совершенно недостаточны для безболезненного существования. Бог на сегодняшний момент  является единственным средством структурированияидеальной социальной системы.

Но мы предлагаем пойти чуть дальше любезному читателю…  при этом полностью настаиваем на  отсутствии какого-либо сомнения в  Боге. Но предмет нашей работы не должен ни оскорбить чувств  верующего, ни тем более умалить воли Бога.  Мы просто не будем говорить, что  нам известно нечто, что  исходит от самого Бога, и тем  самым является законом для верующего, мы сосредоточим свои усилия познания на том, что любой  религией воспринимается как исключительное испытание перед жизнью после смерти — на самой жизни, сопровождаемой сознанием и возможностью руководства своими действиями, как в отношении себя лично, так и в отношении неопределенного круга масс личностей и времен. 

Ни в малейшей степени те вопросы, которые  мы будем затрагивать, в том числе и вопросы религиозные, не могут причинить оскорбление  чувствам верующих, ибо мы исходим из полного и абсолютного признания Бога и его власти над собой, и единственного, кто есть с нами,  и потому не чувствуем  себя одинокими в этой жизни.  Но без воли божественного, без дозволения, не было бы и возможности  подумать о том, чему посвящена эта работа — мир, в предельности его доступности как поле для эксперимента, социальная система, которую возможно проектировать, изменять, обладая необходимостью тех или иных ресурсов.
 
2.
Каждый, кто человек, участвует в проектировании социальной системы. Уровень сложности  проектирования социальных систем сегодня таков, что девиантное поведение, отрицающее в том числе,  уже заложено в самой системе. И поэтому, сколь откровенны не были бы  разговоры об индивидуальности судьбы  каждого человека, его уникальности, все мы,  по сути,  являемся частью системы, которую мы либо поддерживаем, либо отрицаем (тем самым поддерживая косвенно). Многое  из того, что нам кажется подлинно нашим и индивидуальным, было уже сотни раз описано, исследовано и многократно  проверено.  В наивысшей степени это проявляется при расследовании уголовных преступлений.  Преступнику всегда кажется, что его преступление есть форма стечения «вихря обстоятельств», порожденных глубокими личными проблемами, что это уникальный акт отрицания общественного, неповторимый и уже точно индивидуальный. Следователь таких уникумов  видит  по несколько человек в день и за раскрытие преступления и привлечение к уголовной ответственности виновного получает деньги, что не мешает талантливым следователям, психотерапевтам, священникам и прочим использовать глубокую уверенность своих подопечных в своей неповторимости, равно  и безвинности (в этом отношении Христианство, объявившее всех преступниками, грешниками, сделало гениальный ход). Вместе с тем, с течением  времени все больше становится понятен и тот факт, что мир развивается личностями одиночного плана. Людьми, которые что-то придумывают, до кого-то доносят, что-то, где-то внедряют, проецируют, завоевывают и так далее. Успешные представители каждой социальной группы (страта) уверенны, что именно их стараниями мир расширяется, «круг человека» становится полнее, а они определяют, чему быть, а что придать безмолвию неизвестности. Политики уверены, что именно власть меняет мир; философы, что все это суета-сует, и  их познание переживет любой политический режим, как это уже неоднократно бывало; киноактеры и публичные люди, что они управляют образом человека долженствующего; финансисты, что  предельность любого вопроса упирается в деньги, и так далее.  Именно для них неверие в Бога будет прижизненным адом. У каждого индивидуума есть определенный волевой порог, который и определяет суть его успешности и возможность успеха именно для него. Как правило, это степень признания тебя тебе подобными. Кто-то предпочитает ни во что не вмешиваться, следовать единожды воспринятым правилам и нормам, кто-то все отрицает, на все смотрит как  на препятствие  для жизни и от того все разрушает, кто-то сбегает в одиночество и там старается найти гармонию с самим собою.  Но все стремятся к власти любой ценой, подчиняя все в себе и вокруг себя единственному – стремлению к власти. Они это называют желанием обустроить мир, они верят, что несут добро, но  на самом деле для них важно только одно — захват  власти.

Власть как механизм, гарантирующий воплощение  в действительном  замысла организации  той или иной  социальной системы — вот  задача таких людей. Кто они?  Люди, преодолевшие высшие болевые и социально зависимые пороги,  что стоит им восхождение к данной вершине?  Что  стоит им выносить тщетность жертвы пустых хлопот, когда многолетний труд бывает не  только не полезным, но признается ими самими чистейшим заблуждением и ошибкой?  Это трудно представить себе с позиции жизни обывателя, погруженной в систему потребления и  вечных «поглаживаний». Но в большинстве своем именно для этих индивидуумов написана данная книга. Где бы и в какой бы области  своего развития они не находились, именно в помощь тем, кто преобразовывает свою жизнь в целях преобразования мира посвящена эта работа.
 
3.
Чем же  может быть полезнонаше знание тем, кто задумал изменить мир? Или точнее тем, кто, раз вступив на  путь изменения, уже пленен упоительностью чувства безграничной власти  знания истины, знания пути преобразования, точного знания о том, что именно он то и есть помазанник и посланник, именно ему то и выпало счастье управлять теми процессами, которые по нашей вере простого человека составляют исключительную компетенцию Бога? Спаситель истиной, но только собою как истиной, только своей истиной знания того, каким должен быть мир. Эта работа есть, прежде всего, руководство для тех, кто может слышать, и кто может не слушать там, где он не согласен, приписывая автору именно то, что и должно только согласовываться с его внутренним убеждением. Но, мы смеем надеяться, что знание, которое здесь сообщается, поможет  избежать всякому правителю самого страшного на своем пути, того, что убивает любого  быстрее, чем оружие его заклятых врагов. Саморазочарование.  Именно в тот момент, когда лицо, достигшее высшей  власти, обнаруживает, что ему по большому счету и поговорить не с кем,  когда всякий превращается в эхо его собственных мыслей, и он может сделать все, что угодно, и все будет одобрено и принято искренне как совершеннейшее благо, наступает ужас разочарования. Кто-то сходит с ума, кто-то сжирается алкоголем и наркотиками, кто-то топит свои страхи в убийствах и лютых оргиях, кто-то прячется от голоса  своего сомнения, но все они разочаровываются в себе, все они становятся параноиками, и никогда не узнают себя в зеркалах. Все они стремятся избавиться от своей  сущности человека и начинают ненавидеть свое тело и все, что с ним связано, все они начинают приписывать себе и требовать от других  свидетельств  своего иного состояния и отношения, сверхчеловеческого человеческого.

Помимо этого, ни у кого, кто занят тренировкой своей воли нет времени на то, чтобы пребывать в рефлексии относительно правильности своего пути. И если не сделать правителя философом — то, по-крайней мере,  дать ему  знание о том, что есть основа организации мира, основа социальной системы. Своего рода ноты и ключи социальной химии. Ибо мы знаем, что еще не один раз уроки прошлого и уже множества раз сказанного забудутся, и еще сотни раз те, кто встанет у власти, начнут видеть врагов своих опять же в других, и реки крови еще будут течь  на этой земле, только потому, что сила всегда невежественна, а знание всегда обезличенно и потому бессильно. Но люди не часто ищут причины всего только  в том, что неизменно и всепоглощающе, они очень часто приписывают то, что им не принадлежит, себе подобным, и поэтому страдания неизбежные решают методами  простыми и примитивными. Наши властители тоже люди и над ними тоже есть порок и грех. Таков мир.

Чтобы жертва человеческая не была напрасной, убийства не были культом, страхи не были причиной войн, глупость власти мудростью нищих духом, создана была эта книга. И если она сбережет от напрасного смертного приговора, воздержит от убийства невинного, кражи чужого, то оправдает себя.
 
4.
Социальная система, что это?
Теории любого познания, общий анализ адекватности и  прочее, все приводит со временем к тому, что анализ социальной системы вне связи с определенной базовостью ее идеального содержания не представляется возможным. Анализ социальной системы проходит в рамках людологической школы познания[ii]. Социальная система возникает везде, где можно констатировать факт реализации бытия в возможности (бытия мысли), вплоть до факта его возникновения и восприятия индивидуальным образом. В общем же, социальные системы бывают совершенно разных типов и оснований, различие и моделирование которых будет во многом предметом нашей работы. Главное, что необходимо уяснить здесь, – социальная система  в равной мере в части своего создания и проектирования доступна любому лицу, обладающему культурологическим наследием (надлежащим уровнем коммуницирования). В момент своей завершенности (не оцениваем как правильное или неправильное) она есть представление, дело остается за малым — волей. И здесь первая ошибка, смысл которой в том, что воля как форма реализации уже содержится в представлении и  поэтому не является способной к осуществлению.  Как правило, воли хватает лишь на то, чтобы сформировать представление и, максимум, его обнародовать. Поэтому классическая связка «Стагирит — Искандер», «Карл Маркс — Владимир Ленин» — социально приемлемые формы. Наша задача — позволить объединить в одном лице и проектировщика, и архитектора, и строителя социальной системы (что было фактически только однажды в истории). При этом, в рамках человеческой жизни, должен быть еще и запас на доработку и шлифовку полученного результата. Как это можно сделать? Прежде всего, необходимо разрушение мифа одиночества и индивидуальности. Как правило, личности, действительно добивающиеся уровня власти, позволяющего проектировать социальные системы,  на своем первоначальном пути выступают подражателями великих деятелей прошлого, устанавливая связь подобия. Индивидуальность как черта, предполагающая неповторимость  комплекса реагирования на унифицированные жизненные обстоятельства, устраняется сложнее, так как связана уже с определенной долей персонификации личностью в отношении себя до этого  обезличенных и чужеродных ей ценностей. Но, именно понимание себя всего лишь средством и инструментом в общем процессе становления системы, порождает такие черты характера, которые подкупают в дальнейшем окружающих – аскетизм (форма экономии психологической энергии), кротость, очаровательность в общении (не реагирование на собеседников, как на равных, как на тех, кто может причинить обиду), естественная последовательность принятия решений в отсутствии наглядной внешней и внутренней рефлексии, желание постоянно усиливать свои позиции и прочее. 
Во многом проектирование социальных систем зависит от типа личности – исполнителя.  Наиболее близко к данной проблеме  подобралась отрасль научного знания «Жизненная стратегия творческой личности», авторы которой[iii]  сделали попытку алгоритмировать ход развития обстоятельств (а точнее, постоянную в сопротивлении окружающей среды творческой личности). Любой правитель уровня проектирования социальной системы, безусловно, человек творческий.  Но вот именно здесь надо провести грань между обычными  властьимущими без великой идеи и такими правителями, как Цезарь, Чингисхан, Гитлер, Ленин, Сталин и другие. Не стоит так же забывать, что религия – это большая политика. Что же составляет отличие всех прочих от этих исторических фигур, чей характер и идеи  преобразовали и преобразовывают мир? Коренное отличие заключается именно в содержании области мысли, бытия в возможности. Личность этих людей, их тело, их быт, были всего лишь придатком их идей, идеологии. В людологическом отношении  формул можно сказать, что  персонификация бытия в возможности, которым они обладали, доходила в их повседневной жизни до критического уровня. Это желание перенести в область действительного свою внутреннюю веру, при этом, где-то в глубине души понимая, что она неизменно проигрывает уже существующим типам организации социума — главная их черта и отличие. Ничто из того, что было ими сделано, не удовлетворяло их в достаточной степени (но такова  черта любого творческого человека). Именно поэтому первоначальная  разработка плана развития  системы  должна быть для них первейшим условием для начала движения, но, при этом необходимо знать, как эта система устроена.  Что, в принципе, возможно лишь после того, как проверил свои знания опытным путем, оказавшись на вершине власти.  Почти замкнутый круг.
Современное представление о социуме, насквозь зашоренное материально- диалектическими основами познания, не справляется с динамикой жизни и развития  мира. Мир, как форма катастрофы, вполне устраивает современность. Но вечность мира, как и отсутствие смерти для человека, – вещи вполне очевидные с точки зрения именно конечного, не общественного  познания (известно: ни одна вечность не длится дольше жизни человека; пока есть человек — нет смерти, когда наступает смерть — нет человека). Мир, как поле для форматирования социального, социума, будет всегда сохранять в себе свойство изменчивости того типа, который невозможно уложить ни в какие концепции и представления разумности политически выгодных действий.
Именно поэтому стоит попытаться. Но не для того, чтобы быть мечтою о самом себе, а попытаться изменить мир  уже только потому, что это естественное право каждого человека, не требующее разрешения и одобрения.  Мир  развивается благодаря тем личностям,  которые берут на себя право его проектировать и менять. И, если не убивать в себе силу веры в себя, если следовать одной только лишь возможности, идее того, что именно тебе-то и удастся изменить этот мир, то это вполне новый путь к совершенно другому мирозданию. Ведь уже сегодня в западной цивилизации не осталось ничего из того, чем она была, и чем собиралась быть для самой себя. По большому счету, ключ к успешному проектированию социальной системы лежит в основе сознания человека, в позволении себе быть тем, кто знает, как  устроено бытие и то, каким оно должно быть. Государственная  власть и прочее — всего лишь атрибуты и механизм. Любое  высшее должностное лицо любой станы, без внутренней веры в свое знание о том, какой должна быть социальная система, больше похож на своевольную обезьяну, чем на того, кому стоит довериться.
Социальная система — это и результат, и поле для  реализации собственности духа, поэтому надо быть  легче.  Ничто в этом мире не стоит собственности разочарования в самое себя. Удивительно то, что в основе  всей той сложности, которая предстает  перед человеком в  момент познания мира, вся эта организованность, распутывание которой иногда занимает годы и приводит в совершеннейший трепет, в основе всего этого лежит простая способность человека быть носителем идеальных объектов в  отрыве от их непосредственного восприятия. Человек, любой человек, несет в себе все свое прошлое, все то, что он уже в настоящий, текущий момент осознания  не может связать с наличной действительностью, которая ограничивается часом, днем, временем пробуждения и сна. Ранее люди все то, что было им сопутствующим, символизировали в Богов, переживали жизнь  путем ее символизации в мифе.[iv] Так появлялось многобожие – как форма хранения множественности знания о множественном мире. При этом человеку свойственно осознавать свою ничтожность – именно поэтому так мало философов. Не все готовы  быть тлей ради познания, и потому позор тем философам, которые  превращают свои истины в гордость и знаки отличия. Человеку свойственно отдавать те образы, которые преследуют его и которым он подвержен. Все управляется Богами, которые  приобретают образы.  Запад потому так далеко продвинулся в области проектирования социальных систем, что его Боги были похожи на людей. Причина опять же проста: общественное устройство — полис.  Человек, образ себе подобного в условиях возможности выживания за городской стеной, не был враждебным абсолютно. Вражда носила не сущностный характер, а волевой.  Античные герои ненавидят и убивают друг друга не за то, что они разноплеменники, люди другой веры и прочее, а за свойства личности, которые они размещают в области именно волевого отношения. В то время как на Востоке истребляют по принципу принадлежности к другому племени, роду, и о личностных качествах речи вообще не идет. Воля как форма изменчивости, как область принятия решения, определяющего развитие события, родилась именно на Западе. Впервые именно в силу возможности причастности к политическому управлению  не правителя, а любого, кто обладает личностным, а, следовательно, волевым (признается право на собственный мир).

Сначала ограниченный имущественным цензом, затем политическими правами и предпочтениями.  Но так рождается возможность одного, а значит и  каждого влиять на  ход истории.  Так  рождается механика проектирования  социальных систем. Личность становится тем, благодаря чему многообразное в явлении (мир возможностей, предоставляемых формами быта общества) упорядочивается определенным образом (выбор профессии, социальной роли). Этим образом становятся личные предпочтения, личная форма уверенности, система доказательств,  система доказывания самому себе. Но именно понимание того, как проектируется социум, именно знание о том, как это должно происходить — вот  первостепеннейшая задача для Западной цивилизации. Она всецело игровая, построенная исключительно на том, чтобы привлечь зрителя, участника, и  ее вырождение  в  форму безразличия и животности  стада есть  первое условие ее гибели, ибо Западный мир  приходит к тому, с чего начинал Восток.

Но Восток — это  существование с единственной целью – пронести себя сквозь время и пространство только потому, что условия жизни на Востоке — это в первую очередь условия каждодневного выживания, где  оно и есть жизнь. Запад как  форма возможности  преодолеть самое страшное  (смерть) — это удел мирской жизни. Если где и стоит жить не богобоязненным, то на Западе, если где и стоит создать новую религию, то на Западе. И ужас не в том, что нет признания и какого-то диалектического линейного целеполагания, или чего-то, что давало бы возможность расслабиться и проживать жизнь, наблюдая за ней со стороны, изнутри своей уверенности в ее организованности; Запад – это форма  возможности роста  наших представлений о том, что есть человек, о том что мы есть сами по себе. Но путь Бога – это Восток. Это путь счастья и добродетели жизни. Это путь спокойствия. Не грех, что есть те, кто, веруя в Бога,  позволяет себе безверие  в отношении самого себя и уверенность тщетности  эксперимента познания. Человек и Бог связаны, как  создатель и творение, поэтому нет греха в  том, кто умер  при жизни. Запад либо погибнет, но в современности развития он погубит лучшее в человеке – Восток, либо постепенно потеряет себя в слабости и отсутствии личностей. Регулировать процессы таинства  развития того, что очерчено как Западная цивилизация – вот наверное предельность задачи данной работы.
 
5.
Прав был тысячу раз Артур Шопенгауэр — познать таинство человеческого в представлении невозможно, как нельзя увидеть свой глаз без чего-либо отражающего. Сама по себе простейшая позиция и успешность любой религии-сообщения (не основанной на ритуальности, а, следовательно, на чувственности) разбивает любую логику тем, что Бог — однозначно не человек. Познать человека невозможно. Знание о человеке, сообщенное самим человеком, мягко говоря, в его предельности  бессмысленно, если, опять же, не является формой ритуальности и канонизированности (предмет управления и  формализации человека как вещной атрибутики). Но вот слово Божие — форма удовлетворения самого лютого запроса  самопознания, при  том, что субъект высказывания однозначно не связывается с пониманием человека, но больше человека. Ведь тотемность проигрывает именно с ростом технических возможностей человека. Научившись покорять стихии и убивать любое животное, человек перестает верить в тотем, он перестает верить в многобожие, экспериментально проверив свою силу над тем, что кажется непреодолимым. Возведя себя в Бога, сделав себя Богом, самые жесткие правители понимают комедийность этого маскарада. Но появление Бога как того, что есть непознанное в такой же степени, как повелевающее, как то, что настолько далеко от человека, что  и полет Гагарина не есть форма его отрицания – это серьезный шаг на пути познания человека. Это первое ценностное познание человека – через форму незнания.  Это первый шаг на пути  предписания дельфийского оракула — познай себя. Если ранее  люди себя в основном испытывали, то с религиями-сообщениями они стали себя познавать. И пусть христианство не удержалось в лице своих последователей и предало гностицизм забвению, сотворив из Иисуса Христа  фетиш, но в целом, это прорыв. Философскую ценность религии  не осознают до сих пор. Какую только чушь не сказали в отношении  религии.  Но не надо забывать, человек — импульсное животное. Сохранять присутствие философского духа  при  течении жизненных обстоятельств – невозможно.  Необходим modus vivеndi, который изолирует саму жизнь, делая знание  философа безжизненным и отвлеченным.  Карикатура философии была бы очевидной  и до сих пор, если бы мы пользовались клинописью.

Человек познаваем через религию, и только. Это верно, как истина. Но отрешение через религию невозможно  при  наличии доблести познания. Это то обстоятельство, которое расширяет круг человека и дает возможность бытия науки. Обряды любой религии не уничтожают тех, кто не желает довольствоваться мерой и доходит до предельности познания, несмотря на гибель в области по ту сторону. Познать человека и историю человеков через себя самого, через предельность бытия самого себя — единственный выход, кроме смерти, которая всегда глупа и мало, что решает. Дихотомия, если не выражается в активной политической деятельности, то неизменно сводит к тому, что  называется выбросом в неизменность смертности духа.  Ницше более всех преуспел в этом. Какова же цена за знание о человеке? Сама  собственность жизни. Как любой инфицированный наукой западный человек понимает, что один — это слишком мало для научной объективности, и поэтому он уходит в философию, не зная, как стать пророком. Наша задача — показать, как стать пророком в современности Западной цивилизации. Пусть рубленность фразы не смущает нашего читателя.

 Для восточного человека понимание слова Бога – уже высшая награда и творческая удача жизни, и дальше этого только безбожие, многобожие.  Но нам не повезло родиться в этой культуре и впитать в себя ее предельность  представления истинности. Мы живем в мире идей, пантеона миллиарда идей. Мы балансируем на грани  социального отчаяния и, пребывая в нем,  как истинные сыны своего племени, связываем свое горе только с самими собой. Но такова правда жизни, энергетику  которой мы можем использовать. Ужас в том, что познание  предела основ человечества через себя самого и  сопричастности до тебя оставляет тебя наедине с природой, и в этом  отношении мы подобны тем, кого ранее изгоняли из общин и племен, радуясь втайне его смерти. Человек в одиночестве, тем более без Бога, не выживает. Нам тяжело в одиночестве, и мы сбегаем к людям, цепляемся за то, что не может уже принадлежать нам. И  потому каждый из нас обречен. В своем успехе мы обречены на политическое управление, на эту иллюзию обустройства и служения людям вместо Бога. И это тягчайшее из наказаний — тысячью смертей соотечественников доказать свою несостоятельность перед лицом собственности запросов. Есть конечно и театралы, которым политическое влияние и связанные с ним почести дороже всего, но им больше подходит карьера лицедеев. Настоящий правитель поймет – тяжесть разочарования и воля, как форма продолжающего – единственная наша награда.

Что же есть человек, как не то, что должно превозмочь? Путь преодоления всегда  начинается с изживания в себе окружения.  Всего  того, что есть заданного в тебе твоим подобием и встречностью окружающим людям. Но этот путь ведет только к политической власти и Восток в этом отношении первым открыл ничтожность правителя по отношению к самому себе в момент восхождения к власти. Софистика. Но не только. Жить познанием так, как жить религией, отвернуться от Бога, чтобы увидеть его. Это как ругательства величайшего царя современности — Сталина, православной церковью. Они ругали его за то, что он их не уважал. Но как мог человек, достигший предельности испытания жизни, познания жизни, человека, обращаться с ряженными от Бога? Он, перенесший все испытания Бога, возведенный Богом, и прощенный Богом, как он мог к ним относиться? Неужели нет технологии? Мы ведь так привыкли к технологиям! Не пора ли  создать технологию именно для демонов, для тех людей, которые есть рожденные демоном, бесом, представителем Бога в крови и плоти на земле. Что был бы Бог в теле? – Человеком. Таково христианство.  Но для тех, у кого божественности, демонического при жизни столько, что Боги завидуют ему, почему же его, этого двигателя нашей западной цивилизации, мы обрекаем на одиночество  познания?

Неужели непонятно, что результатом такого одиночества будет террор социального плана, в котором погибнут совершенно безвинные животные? Террор, необузданный и дикий, единственной целью которого будет возможно найти, или взрастить себе подобного для того, чтобы было с кем поговорить в этой вечности одиночества? И все вопросы будут так же по кругу. Вопросник предельного познания настолько клиширован и стереотипен, что странно, что за последние 5 000 лет его никто не систематизировал. Воистину, человеку свойственно быть мистиком – все от нас, от вышестоящего, другого, иного… К храбрости ли познания я призываю?  Да,  пожалуй. К тому, чтобы все-таки жить, но жить за гранью жизни,  прижизненно умершим, по правилам и образам сотен тех, кто преодолевал эту черту. В этом смысле проектирование  социальных систем в некотором роде — упорядочивание жизни избранных. Технология к тому, чтобы создать носителей знания, переживущего само знание об избранных.

Пусть отрицание и безверие ваше не пугает вас, ибо это не есть вы, но некоторое орудие для вас, и то, что может помочь вам. Любой аффект бытия есть услуга Богам, ибо  Боги  есть смыслы ваши, такова вера любых избранных. И пусть не пугают вас свидетельства и не заронят в вашей душе сомнения, ибо так должно быть с вами. Кто не человек?
Наше знание даст только одно — знание  уверенности. Вы же послужите истиной.

6.
Как уже было неоднократно сказано, человек пребывает в вечном противоборстве противоположностей – идеального и реального. Это было отмечено с тех времен, как люди выдавали сны за реальность. Рано или поздно в человеке наступает противоборство действующего и мыслимого. Эта грань не сотрется в человеке уже никогда, пока он заново не обратится в животное. Совпадения мыслимого, воспринимаемого путем бесчувственным, образностью, и налично заданного сообразно мыслимому не  произойдет никогда. Редкие моменты этого (победы на олимпийских играх, выигрыши в играх, оргии, оргазмы и прочее) – ничто в отношении вопросов знания. Жить в этом пределе нельзя, к нему можно только стремиться, и потому жалок каждый, радующийся счастью ужаса преодоления и достижения.

Нам уже никогда не вернуть эллинства, радости жизни в торжестве над смертью от голода, от рук врага, от любви. Мы уже никогда не вернемся в те времена, но мы можем создать нечто новое, столь же прекрасное, как преодоление мифов тотемности, путем замены собственности  духа отношений с богами. Мы можем создать новую религию, создать ее не торопясь, не обращая внимания на соотечественников, постепенно, настолько уверенно, чтобы никуда не спешить. Но не наполнять ее собственными страхами и плодами своего размышления, которое в особенности теперь не имеет никакого значения в эпоху вечных великих перемен. Но сообщить главное – свой опыт преобразования, там, где смог один, там смогут  и другие встречные и подобные ему. Такова идеология аристократии и всех тайных обществ, но они себя, увы, разбазарили и  растранжирили, в том числе и на политической сцене. Но есть ли у нас, у таких людей содержание, которое было бы возможно передать не только личным примером? Этому шансу  содержания и посвящаем мы нашу работу.

Переходы идеального, что в своей сущности и составляет бытие человека в реальном, преобразование этого мира, вне зависимости от источников познания прошлого сквозь содержание этих источников в современном. Как сделать такое государство, чтобы каждая кухарка в нем  могла управлять? Лучше сделать такое содержание человека, чтобы каждая кухарка могла стать человеком и решила, стоит ли ей его превозмогать, и что в нем необходимо превозмогать, и ради чего превозмогать.

Я не говорю о критике, и никто не взывает к критике. И нет во мне морали ни на йоту, кроме того, о чем я договорился с людьми, но каждый из вас должен понимать, что это путь в одну сторону. И даже если вы со всем согласитесь в чтении, но ничто не затронет душу вашу в действии, и ни одно действие не принесет вам пользы, то надо искать свой путь и свою религию. Ибо имя нашей религии неизвестно, и кроме Бога, нет никого, но не с Богом, потому уже только, что известен он нам из самих себя и из Писания, которое есть для нас форма снятия сомнений.  Ибо каждый из нас может пробыть монахом Бога, но не станет от этого меньше убиенных в  мире, ибо Бог не разделяет нас, а говорит с нами, ожидая ответа. И поэтому источником Бога, познания Бога, мы выбираем прежде всего Писание, но истиной о Боге – самих себя. Фонарь для собирающегося в путь готовим мы, и об этом эта книга. Ибо мирская жизнь суета и потеха, но если встал ты на путь Бога, то нет тебе ни суеты, ни потехи, и потому такая жизнь есть такое же познание,  как и соблюдение Писания, предписаний его. Мы не живем суетой и потехой, и ни Ему ли не знать об этом. Во славу Бога призываю я Вас в Путь.

Абстрагируясь от текстовки как  формы  понимания того, что хочешь выразить, следует четко определяться в предмете исследования. Итак, человек. Как задан он нам в познании? Через религию как форму выхода за грань человека. Как еще? Опытность. Это то, что открыло естествознание. Когда совершенно необъяснимое и заданное тебе исключительно в опытности познания становится подчиненным понятому тобою из опытности, совершенно близок  к тому, чтобы привить этому новому знанию форму управляющего начала исследованной опытности. Но знание как таковое, в том числе добытое экспериментальным путем, наукообразное знание, по сути своей представляется все тем же бытием в возможности, которое проживает свою жизнь и свои циклы согласно законам перехода возможного в действительное. Поэтому эксперименты в области  человеческого, результатом которых была уверенность знания о том, что человек теперь сам  в состоянии жить и управлять собою в отсутствии божественного, Бога, так же не увенчались на практике  успехом. В  итоге, сегодня человек может и знает о себе в несколько раз меньше, чем при управлении им  религией. Творческие прозрения гения Великих реформаторов не удалось привить народу. Новая религия — психоанализ, так же не справилась с задачей познания человека.  Но первым шагом на пути познания человека в отсутствии критики современного, является понимание различия между людьми в протяженности времени и их идентичности в той же протяженности.  Безусловно, какие-то вещи нас в той же степени отвращают от людей прошлого,  как и те вещи, которые позволяют нам устанавливать духовную связь и видеть подобие в героях Иллиады. Таким образом, начальная классификация представления о человеке по основанию встречности и подобия, протяженная во времени, может приоткрыть нам завесу над тем, что есть человек, как неотъемлемая часть любой социальной системы. Человек в социальной системе является как воспринимающим звеном, так и подчиненным звеном архитектуры социальной системы, воспринимаемым в своих проявлениях. Поэтому, как бы взаимоисключающи не были две эти общие позиции, без их форматного анализа обойтись нельзя. 

7.
Сложность задачи весьма часто компенсируется простотой ее решения. Встречность и подобие – основополагающие принципы бытия человеческого. Но они весьма просты, чтобы в  них увидеть фундаментальность. С трудом можно предположить, что все то многообразие мира, которое застает исследователь в момент прозрения и познания, может быть уложено в прокрустово ложе двух этих оснований. Вместе с тем предельное познание может выделить только эти два основания для бытия человека как социального животного. Именно они формируют сходство и отличие, в основе которого затем подстраивается вся гамма  человеческого. В самой предельности  встречное отнесено к области действительного, в то время как подобное, сообразное — к области идейного, бытия в возможности. Мы с трудом можем представить себе что-то, не существующее в области образности. Даже те сферы научной деятельности, которые работают с материалом, который невозможно воспринимать с помощью органов чувств, прибегают к наглядной аналогии, не говоря уже о средствах выражения, заложенных непосредственно в языке. В русском языке есть хорошее выражение, подчеркивающее этот момент познания при выражении полного несогласия: «это что-то немыслимое, непостижимое».

 Мир идеи условно можно разделить на:
1. Совокупность знания групп индивидуумов в течении их существования (профессии, народности, сферы деятельности, семья и подобное);
2. Отдельное творческое, преобразованное представление индивидуумов;
3. Область возможного для восприятия бытия в возможности вне временного континуума (все то знание, которое унаследовано из прошлого и хранится в различных носителях, начиная от музеев и библиотек и заканчивая сказками  на ночь).

Третья группа однозначно шире первых двух в любом случае. Она есть результат взаимодействия с объектом познания (бытием) любого представителя рода человеческого, любого, кто способен к перцепциям и ретрансляции их результатов. Это в предельности то знание, которое составляет круг подобия, в том числе и в форме знания о не знании. Как правило, заглянуть за этот круг может только творческая личность, которая сама создает то, что ранее не существовало, и вот тут то она и сталкивается с тем, что все, ею созданное, не встречно и не подобно ничему из того, что составляет подобие человеческого. Церберы третьей группы, например, в виде ученых, занимающих высокие должности в титульном знании той или иной области, так сказать, «не признают» новой формы подобия, что может стоить жизни их создателю. Но такова ситуация  практически в любой области человеческого, просто в творческой среде, связанной с формированием полноценного носителя бытия в возможности, она более наглядна. Там, например, где носителем нового бытия в возможности является не результат деятельности  самого человека, а сам человек (политика, отношения  власти), антагонизм еще острее, как в области средств и орудий конфликта, так и в отношении предания анафеме нового бытия в возможности и его возможных последователей.

Каждая из групп может быть классифицирована на подвиды. Это возможно сделать применительно к самому проектированию той или иной социальной системы. Но основное в том, что человеку свойственно относиться враждебно ко всему тому, что не охватывается его содержанием бытия в возможности, а следовательно, не является ему подобным. Любопытство же возникает только в том случае, если антиподобное не встречно человеку познающему, то есть представляется ему нейтральным с точки зрения возможности реализации, но при этом  вполне доступным в области проникновения в бытие в возможности (приобщения), при том условии, что только от познающего зависит, приобщаться ли к данной системе, и организовываться ли в соответствии с  содержанием ее бытия в возможности.

Важность идеального в исследовании социальных систем  абсолютна. Это только на первый взгляд может показаться, что такая категория, как бытие в возможности, бытие мысли, — сопутствующая, а не определяющая. Именно разница между кажущимся и действительным породила разницу между материалистами и идеалистами. Эволюция философской мысли в той же степени стихийна, что и образование горных рельефов в природе. Идеалисты утверждают, что дух и не материальная составляющая управляют и определяют мир. Это правда, как и то, что если не спать несколько ночей, не есть, и принимать психотропные вещества — все бытие плоти будет сведено к раздражению и самым болезненным ощущениям. Мысль как таковая есть сопутствующая  составляющая человеческого. Даже такое понятие как здоровье — именно понятие, и не относится к области материального. Человек, который смертельно болен, но не знает этого (например радиация, СПИД, рак) существует абсолютно нормально до тех пор, пока не узнаёт о своей болезни и неотвратимости условно прогнозируемой смерти. И именно с этого момента наблюдается полнейшая дисфункция сцепления бытия в возможности с действительностью, мысли с ощущением. Таким образом, понять важность бытия в возможности относительно  действительного  можно только в области  расцепления мысли с  областью налично заданного. Творческий человек, человек, терзаемый сомнениями, человек стадии выбора из не вполне ясных ему противоположностей — первый из тех, кто может приобщиться к пониманию важности  однополярного представления о действительном.  Многоликость мысли о действительном там, где действительность требует однозначности, там, где речь идет о предельности понимания жизни, а потому является фундаментальностью — тяжкое бремя для человеческого. Ни одна социальная система по наиболее острым, актуальным для себя проблемам (зависит от конфигурации), не потерпит многозначности по таким  вопросам. Появление монорелигий во многом объясняется именно этим, если смотреть на религию (а не на Бога), как на средство управления  народом.  Когда отправление культа многим богам становится обременительным для светской власти, когда  появляется множество субъектов, которые начинают рваться к политической власти, утверждая, что они сторонники того или иного бога, которому мало оказывается почести, и именно поэтому в государстве та или иная ситуация ухудшается, и так далее, тогда политическая власть осознает свою несостоятельность перед религией. Именно тогда возникает идея не множить богов, умножая тем самым приемлемые формы социального поведения служителей культа, а ввести образ единого Бога, сведя культ и послушание Богу к минимуму, решив все наиболее острые и глобальные вопросы, сняв тем самым противоречия. Далее мы рассмотрим такие социальные системы, как христианство, античность, ислам и прочие, где подробно проанализируем как менялось в них мировосприятие. Но простой вывод, иллюстрирующий механизм бытия оснований встречности и подобия, можно сделать уже сейчас. Многобожие требовало подобности всех (бог — абсолютная величина) образам и соответствующим комплексам действий, которые подчас взаимоисключали друг друга, и от субъективности арбитров (священников и правителей) порой зависело, кому отдать предпочтение в конкуренции культов, что тормозило естественное развитие и активно влияло на сферу различных интересов, в то время как монорелигия позволила привести множественность оснований (которые были ранее хаосом превращенным в стабильность) к единому знаменателю, что, несомненно, конкретизировало  основание подобия и упростило как политическое управление, так и дихотомию познания Бога. Инструментарий нам так же известен  — текст. С учетом того, что ранее текст служил целям, во многом более значительным, чем сейчас (запись договоренностей, законов, истории), это, несомненно, была социальная революция в области государственного управления,  да и в области управления  вообще, явив нам совершенно новую форму организации социальной системы. И это только потому, что человеку стало жить спокойнее и проще, когда он стал понимать, чему необходимо быть абсолютно подобным.

Принципы подобия и встречности, разделенные на формы и формулы, могут быть  очень хорошим средством и отличной формулой в  построении фундамента любой  социальной системы.
Размышляя о человеке,  нельзя совершать ошибку и включать  в это размышление себя и свое знание о нем. Бог, и познание человека через Бога является по-прежнему единственной  конструктивной точкой зрения, выводящей нас за круг человеческого и позволяющей не быть человеческому в наших рассуждениях слишком человеческим. Любая иная позиция сделает нас либо субъективными и подобными тиранам, издающим глупые законы, либо безумцами, знание которых не будет представлять ценности ни для кого, а для нас всегда останется вечным сомнением. Есть еще и пример старика Ницше, но он слишком героический, и не применим ни к чему более, как только  к эстетике наслаждения тем, на что способен отдельный человек. Впрочем, о Ницше, фашизме и ХХ веке еще многое будет сказано в этой работе.

Ранее вообще Бог был даже для неверующих — данностью и  реальностью. Все в мире было связано с божественным, в особенности мудрость и знание, помогавшие пережить порой самые тяжелые времена. Неверие было формой отрицания, превозмогания, обиды, и формой отрешения при полном упадке социально-полезного содержания в человеке. Атеизм, как форма мышления, как форма опознавания мира и основание для увязки мира вокруг с миром в себе, возник только в Новое время, и не оправдал себя как форма разрушения оснований единого подобия.

Дело в том, что человеку свойственно верить не потому, что так задано его природой, а лишь потому, что символизация, как следствие многократности повторения, предполагает известное количество оснований для транспортировки общих отвлеченных форм бытия в возможности в область личной ассоциации, личного мира человека. Единый Бог как создатель всего и хозяин всего является универсальным основанием для подобия, для разделения вещей на принимаемое (встречное) и отрицаемое (не встречное, враждебное, параллельное). Это неимоверно упрощает восприятие хаоса, систематизируя его относительно  человека  как во времени, так и в пространстве. Атеизм же предполагает необходимость человека руководствоваться собственностью представления ежедневно, формируя с течением времени собственность подобия и опыта. Неважно, будет ли она коллективной, индивидуальной или глупой. Задача такого человека —  сформировать в своем представлении область приемлемого (подобие). При этом можно оказаться  в ситуации Раскольникова, то есть не вынести эксперимента по формированию того, что приемлемо, не пройти чистилище представления, а можно оказаться и в роли винтика государства, персонифицировавшись в государственном представлении того, что является приемлемым и должным, лишившись воли. Таким образом, подобие и встречность в балансе  социальной системы  можно, пожалуй, соотнести с категориями Артура Шопенгауэра – представление и воля. От того, как соотносится встречность и подобие, каковы их содержательные аспекты, зависит та или иная конфигурация субъектов социальной системы, а, в конечном счете, и сама социальная система.

Следует всегда учитывать, что человек сам по себе ничего не стоит. Он не есть система. Он система для себя самого, но это не представляет никакой ценности в условиях отсутствия какой бы то ни было коммуникации. Тот же Робинзон Крузо  является  формой воспроизводства общества на  своем острове, он находится в области коммуникации с обществом в своем ежедневном  стремлении  продлить свою жизнь, спасти себя. Это коммуникация надежды, это коммуникация возможности. Это жизнь ради спасения.  То, что общество не слышит этой коммуникации, и он проводит  свою жизнь на необитаемом острове год  за годом, — это форма, оболочка реализации  социальной системы в вещности, в наличной заданности, в материи, но сама система при этом не меняется. Иными словами, Робинзон Крузо остается участником цивилизационного процесса, находясь в изоляции.  Это прекрасный пример работы системы.

Но сам по себе человек, лишенный содержательного слоя, начиная  с языка и заканчивая возможностью представляться и опознаваться другими субъектами, как встречный и подобный  воспринимающим субъектам — ничто. Это прекрасно  проиллюстрировано на отношении к сумасшедшим, которые полностью утрачивают социализацию.  В Древности их убивали, сегодня — положение не многим лучше.

 В философском плане, как  и в палеонтологическом, сам по себе человек  не способен выжить в одиночестве. Именно поэтому ранее изгнание было  формой наказания, как сегодня пожизненное заключение.  Человек  интересен и выживаем только коллективно. С этой точки зрения совершенно верными были те социальные системы, которые обожествляли коллектив, нацию, общность.  Но это только первые шаги в области разумности проектирования социальной системы.  Можно сказать, что  с эволюционной точки зрения — это рождение возможности  сознательной управляемой  изменчивости социума, которой только предстоит развиться  в отрезки исторического времени. Уровень технического  решения математических задач, в особенности с развитием бинарной математики в последние 70 лет (компьютеризация) позволит символизировать то, что ранее объяснялось и доводилось силами обучения.  Точно то же в свое время сделал Стагирит, придумав формализацию того, что было очевидным. Но вот уже 200 лет как очевидно, что логическое построение социальных систем ущербно. Необходим новый метод, новый органон  структурирования.  И пути на самом деле два. Либо это заморозка социума и его возвращение  к тому уровню материально-технического  развития, где работают законы логики, и именно эти законы могут быть основой для  формирования достаточного уровня разумности, позволяющего управлять социальными процессами, либо формирование нового  инструментария.  При этом  следует избегать всяческих гениальностей и  прочих социально-полезных девиаций.  Речь идет именно об инструменте, основным качеством которого является то, что без движущей своей причины (пользователя) он абсолютно не функционален, но и пользователь может получить функциональность только с помощью этого инструмента, и никак  в отсутствии него.  Самостоятельная жизнь вещи, инструмента, не предусмотрена.

Подобные инструментарии познания необходимы именно как функциональность уже потому, что на протяжении  всей истории человека формирование неопределенных идеальных реальностей было заданной  константой развития (образы, мифология, религия). Причем мифологический тип мышления, когда центр идеального помещен в самого человека как субъекта управляемого и воспринимающего миф,  характерен именно для тех периодов истории, когда централизованное управление замкнутой социальной системой самого масштабного типа (государства) испытывает кризис.  Любая философская система  может с течением времени, благодаря бытию в той или иной социальной системе, претерпевать коррозию, вплоть до формирования из самое себя мифа и структурирования соответственно  мифологического типа сообщества.  Именно  поэтому понимание методологии как инструментария и не более весьма важно для целей настоящего исследования.
 
Продолжение следует

[i] Цитируется по изданию «Коран», Перевод смыслов.- Э.Р. Кулиев, изд. «Издательский дом «УММА», 2007г, издание шестое.
[ii] Людология (ludo- играю, Logos- знание )- системный метод познания, предметом которого является мир как универсум,  а методом  анализ любого явления с точки зрения игры, обладающей различной степенью алеантности. См. подробнее о методологии  «LUDI & ЛЮДИ. Краткий курс людологии», Москва, 2007, изд. «ЛИГАЛ ЭКСПЕРТ».
[iii] Г. С. Альтшуллер и другие, смотрите,  например, ресурс www.altshuller.ru
[iv] См. об этом блестящее исследование А.Ф.Лосев «Диалектика мифа», изд. «Академический проспект», 2008г.

Да 8 7

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Юскин Олег, Климушкин Владислав, Чернов Рустам, Lika, Elizaveta, Морохин Иван, strijak, cygankov, +еще 2
  • 04 Июля 2011, 22:02 #

    Очень умно, поэтому не будет востребованно. Полагаю, что человечество прошло свой золотой век религий, золотой век морали и нравственности. золотой век философии, поскольку 21 век показывает настоящий кризис всех этих явлений (мифов, религия, философия, мораль и нравственность) чем больше людей населяет планету. тем мельче становиться религия. философия, мораль и нравственность, все более становятся востребованны стадные инстинкты, более свойственные животному миру, увы, все течет, все изменяется… Но тем не менее спасибо, было интересно, думаю. что эти Ваши изыски, тоже являются проявлением инстинкта небольшого стада… людей…которое в силу определенного места в иерархии склонно к «музицированию»…Преувеличение роли религии в современном обществе это. попыка власти остановить неизбежный процесс «модернизации» человеческого мышления. Прогресс и религия вещи не совместимые, об этом свидетельствует золотой век инквизиции, который также уже в прошлом…

    +5
  • 04 Июля 2011, 22:38 #

    Рустам Павлович, всегда с интересом читаю Ваши философские размышления. Данное начало тоже прочёл с интересом, ожидаю, что именно «проектирование» будет раскрыто в последующих статьях. Интересно ещё и потому, что меня тоже заботят эти мысли.
    Предлагаю Вам некоторые вопросы над которыми сам размышлял в связи с этим:
    — Не является ли появление «коричневой чумы» неким «звоночком» о том, что что-то в мире изменилось и человеку стали подвластны не только материя, но и социум (предполагаю, что это произошло не случайно, словно джина выпустили из бутылки сами этого не поняв)?
    — Известно три вида культуры: физическая, материальная и духовная. Известный культуролог Рождественский предлагает на основе понимания этих культур в конкретно-исторических условиях воссоздавать осязаемые картины прошлого для конкретных народов в конкретный прошлый исторический период. Нередко такие попытки удачны, но даже в удачных воссозданиях возникает проблема: Легко можно представить как физические усилия начинают захватывать и преобразовывать материальный мир (переход от физической культуры к материальной), но вот представить как дальше это порождает определённую духовную культуру, определённый уклад, менталитет и т.п. — не получается (переходы от физической культуры к духовной или от материальной к духовной, или сразу от двоих к духовной). Почему это невозможно представить? Может что-то ещё не открыто или потеряно?
    — Известно учение В.И.Ленина о революционной ситуации, это гениальный способ сломать социальную систему. Но если можно ломать, то где-то тут должен быть и способ строить, а значит и предобразовать, перестроить, без всякой ломки?
    Извините за то что делюсь своими вопросами-размышлениями, но было бы интересно узнать Ваше мнение.

    +5
    • 04 Июля 2011, 23:19 #

      Владислав Александрович! Спасибо за интерес к работе и отзыв о ней. Действительно, в последующих частях многие вопросы о которых Вы говорите обсуждаются. Очень приятно встретить адвоката — философа. Надеюсь мы еще посотрудничаем с Вами в этом качестве. Не судите строго текст, так как все же это Эссе:))

      +4
      • 05 Июля 2011, 14:12 #

        Рустам Павлович, Ваша система теоцентрична. В основе ее — некая сверхидея — Бог. Так?
        Между тем самые «продуктивные» эпохи в истории цивилизаций (например, античность (Сократ, Протагор «Человек мера всех вещей») и Эпоха Возрождения, базировались на антропоцентризме). Умаляя роль личности в пользу Коллектива (нации?), ведомого Богом посредством богоизбранного лидера, в чем Вы видите потенциал для развития системы, если человек-творец низведен до уроня «винтика» и сам по себе никакой ценностью не обладает?
        Простите, если я чего-то не поняла. Эссе довольно сложное и требует глубокого осмысления…

        +5
  • 05 Июля 2011, 08:02 #

    Интересный взгляд на вопрос, но у меня почему-то религия и политика связываются не в самую лицеприятную ситуацию: когда религия используется в качестве политического инструмента, то часто результатом является культ и эксплуатация. Харизма — качество присущее живому человеку, а он, как известно, не вечен. Наверное все-таки истинная власть и истинная религия находится где-то за гранью человеческого.

    +2
  • 05 Июля 2011, 13:25 #

    Сомневаться в Боге невозможно, сомневаться в религии как костюме Бога – необходимо.Гениально(Y). Но эта максима парадоксальна и характеризует автора как теиста и в то же время атеиста. Вера не наука, сомнений и рефлексии не терпит.

    +5
    • 05 Июля 2011, 18:45 #

      Во Всевышнего не нужно и невозможно верить, Всевышнего подобает только ЗНАТЬ!

      +1
      • 05 Июля 2011, 20:32 #

        А Вы, Андрей Вальерьевич, полагаете, что Всевышний познаваем?

        +3
    • 06 Июля 2011, 09:07 #

      Окружающий нас с вами мир обладает величайшей особенностью — дуализмом: белое и черное, добро и зло, Бог и диавол, плюс и минус (это о рейтинге:)) И это просто до гениальности, что и подтверждают публикации/эссе Рустама Павловича!

      +1
  • 05 Июля 2011, 18:41 #

    «Когда Всевышний Аллах возлюбит кого-нибудь, Он подвергает его испытаниям. Тот, кто принимает их и с честью выдерживает, получает довольствие Аллаха». // хадис от Анаса бин Малика // Ат-Тирмизи

    +1
  • 05 Июля 2011, 18:46 #

    Дело в том, что на границе человеческого нет почти ничего, что вдохновляло бы мыслью о человеке. Поэтому не был бы так категоричен атеист или теолог, не так все полярно на мой взгляд:))

    0
    • 06 Июля 2011, 08:58 #

      Ну Рустам Павлович, тут уж извините.
      Разве можно быть немножко беременным?
      В идеалистической концепции, которую Вы нам представили, прямо указано на наличие Бога и его промысел (теизм).
      Кроме того, жаль, что люди Вас не вдохновляют(wasntme)

      +2
    • 06 Июля 2011, 09:10 #

      В мире нет полярности, а есть совокупное целое. Это люди разделили мир надвое, а теперь маются.)))

      0
  • 05 Июля 2011, 18:55 #

    А почему цитаты только из Корана ?! что, в Библии нет подходящих?

    +3
  • 05 Июля 2011, 19:03 #

    Кому что ближе, как говорится. Могу хоть из Кхандхака…

    +1

Да 8 7

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Проектирование социальных систем. Людологическое эссе. Часть № 1 » 1 звезд из 5 на основе 7 оценок.
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Эксперт Лизоркин Егор Владимирович
Пятигорск, Россия
+7 (960) 228-1228
Персональная консультация
Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
https://lizorkin.pravorub.ru/

Продвигаемые публикации

Яндекс.Метрика