ЖАЛОБА
на действия должностного лица
Я приехала на остров Итуруп, что бы участвовать в качестве защитника по уголовному делу, в рамках которого мне в руки попала аудио запись. В очередной раз, меня удивляет тактичность в работе сотрудников Военной прокуратуры гарнизона Горячие Ключи, а именно майора юстиции Сафронова Н.Е., так при допросе в рамках уголовного дела, в отношении Шайхулгатарова И.В. по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ, когда допрашивали свидетеля со стороны защиты, Тимуряна А.В., произошел разговор следующего содержания:
Майор Сафронов: — Темурян, какие планы на будущее, служить?
Сержант Темурян: — Здравие желаю! Так точно!
Майор Сафронов: — Ну вы служить не будете, если будете давать такие же показания как сейчас, вы служить не будете. У нас со штрафом увольняют военнослужащих.
Сержант Темурян: — Вы так говорите, что….
Майор Сафронов: — Да я говорю, то что я знаю!
Сержант Темурян: — Что вы знаете?
Майор Сафронов: — Что я знаю? А вы мне товарищ сержант тут не «выкаблучивайтесь».
Сержант Темурян: — То есть каждому человеку, который сюда приходит, вы говорите, что…
Майор Сафронов: — Если я знаю, руки свои опустите нормально…
Сержант Темурян: — Да я и не поднимаю руки.
Майор Сафронов: — И если Вас не спрашивают, вы не отвечаете, а я вам говорю, что вам будет, вы будете судимы и осуждены к штрафу, а со штрафом Вас уволят.
Сержант Темурян: — Вы мне угрожаете майор?
Майор Сафронов: — Да я не угрожаю, я Вам объясняю товарищ сержант, мне угрожать не надо.
Сержант Темурян: — Каждому человеку который сюда приходит вы говорите, что он сядет в тюрьму?
Майор Сафронов: Товарищ сержант я смотрю, вы не до конца понимаете, кто Вы? Кто я? и что я вам говорю!
Сержант Темурян: — А кто я? Сержант контрактной службы, командир стрелкового взвода снайперов.
Майор Сафронов:Контрактной службы у нас нет. А то что, Вам наш Чумаченко наплел, это его работа такая «понаобманывать», а у вас был такой товарищ Паустян, которого осудили к штрафу, его увольняют, если еще не уволили? Так что то же самое и вас ждет. Чумаченко и с Шайхулгатарова получит деньги и с вас потом получит. Так что обеспечивайте ему работу. Мне то же в принципе это годится, потому что надо больше уголовных дел. Еще до того как с вами начали работать, и с Шайхулгатаровым, то поведение которое у Вас начало складываться, ваша политика, я сразу сказал, что у вас адвокат Чумаченко.
Сержант Темурян: — У кого у Вас?
Майор Сафронов: — А когда я у следователя уточнил, кто адвокат? Он сказал «Чумаченко», потому что почерк Чумаченко я знаю, а потом в суде….все нормально будет. А со штрафом у нас военнослужащих увольняют.
Копия данной аудио записи находится у меня. Не совсем понятно о каких «таких» показаниях говорит в данном случае товарищ майор? О неугодных следствию? И как же этика в работе и на каком основании он вмешивался в ход допроса и почему это не отражено в Протоколе допроса? Очень много вопросов, в которых следует не просто формально разобраться, а как минимум провести служебную проверку и впредь не допускать таких бесед от лица руководящего состава в адрес военнослужащих.
Считаю, что в данном случае усматривается состав преступления предусмотренного ст. 302 УК РФ «Принуждение к даче показаний», в чем это выражается, если внимательно изучить данный диалог, то невооруженным взглядом можно заметить, что майор Сафронов говорит об уголовной ответственности, к которой будет привлечен Темурян, за то, что он дает не те показания и так далее. Давая понять свидетелю, что ему нужно изменить показания, и давать «нужные» следствию.
Объективная сторона преступления выражается в действии — принуждении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля к даче показаний либо эксперта к даче заключения путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя или лица, производящего дознание, а равно другого лица с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание.
Под принуждением понимается такое воздействие на допрашиваемого (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, эксперта), которое подавляет его волю и заставляет давать показания вопреки своему желанию, нужные следователю или лицу, производящему дознание. Понятие «принуждение» включает все незаконные методы допроса, которые нарушают принцип добровольности дачи показаний. Принуждение к даче показаний препятствует установлению истины по делу.
Угроза — вид психического принуждения, которое выражается, например, в угрозе применения физического насилия (побоев, телесных повреждений, убийства), заключения под стражу, ухудшения условий содержания, привлечения к уголовной ответственности за более тяжкое преступление, уничтожение имущества. Закон не конкретизирует, к кому именно может быть обращена угроза причинения вреда — к потерпевшему или его близким. Главное, чтобы угроза затрагивала интересы потерпевшего.
Иными незаконными действиями являются: использование сфабрикованных доказательств, обман лица, связанный с введением последнего в заблуждение по поводу обязанности давать показания, задержание свидетеля.
Состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 302 УК РФ, является формальным. Преступление считается оконченным с момента применения допрашивающим принуждения независимо от того, к получению ложных или правдивых показаний стремился субъект преступления, а также были ли получены в результате этого нужные показания.
Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что, злоупотребляя служебным положением, принуждает допрашиваемого дать нужные ему показания путем угроз, шантажа или совершения иных незаконных действий, и желает таким образом получить эти показания.
Прошу разобраться в сложившейся ситуации и дать оценку действиям майора Сафронова.
P.S. Копию данной аудио записи, возможно представить по письменному запросу.