Патрик Донабедян, профессор университета Прованс-Марсель, по этому поводу заявил: «Дело в том, что в 2001 году был принят закон о признании геноцида, но этот закон не довели до логического конца, потому что отрицание геноцида не было наказуемым, не преследовалось во Франции. Тогда как это было сделано для отрицания еврейского геноцида».
Заметим в этой связи, что аналогичное положение сложилось, в частности, в России, которая признала геноцид армян, но не криминализировала факт его отрицания. Будем надеяться (а также всемерно содействовать!), что и в России этот вопрос получит окончательное разрешение. Кстати говоря, обстоятельства складываются так, что России, возможно, придется криминализировать и факт отрицания победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Что делать, такие времена!
Реакция Турции на указанный законопроект, как и ожидалось, была болезненной. Там (как ни странно!) сразу стали говорить «о криминализации отрицания Геноцида армян», хотя, повторяем, законопроект предусматривает уголовную ответственность за отрицание любых геноцидов, признанных законом.
Франция устами своего президента ответила достойно. «У Франции есть принципы и убеждения. Я уважаю убеждения наших турецких друзей – великой страны и великой цивилизации. Однако турки должны также уважать наши взгляды», — заявил президент. «Франция не дает уроки кому-либо, однако она также не желает, чтобы ее учили», — добавил Саркози.
Между прочим, Турция, критикуя Францию, цинично забывает о существовании пресловутой статьи 301 Уголовного кодекса Турции, карающей за отрицание турецкой идентичности. Разве не лицемерием на этом фоне являются стенания министра иностранных дел Турции о свободе слова?
Исторический факт Геноцида армян очевиден. Это было признано даже на состоявшихся в 1919 году в самой Турции судебных процессах. Однако сейчас турки предлагают отдать этот вопрос на откуп историкам, а не политикам.
Мы же смеем утверждать, что на данном этапе вопрос Геноцида армян должен разрешаться юристами (это и происходит, в частности, во Франции).
Анье Пуарье в «The Guardian» (Великобритания) пишет, что в самой Франции многие задают хороший вопрос — возможно, единственный, который стоит задать в связи с этим: как можно издавать законы для прошлого? И сам же на него отвечает: «Это невозможно, и потому прошлое лучше оставить историкам».
Такой ответ нам представляется нелепым. Любого человека за любое преступление в любой стране судят за прошлые действия. Если, например, совершено убийство, то убийцу судят после его совершения, то есть за действия, ставшие уже историей, историческим фактом. При этом к рядовому убийце по закону могут быть применены сроки давности. К лицам же, совершившим преступление против мира и безопасности человечества (в том числе геноцид) сроки давности не применяются. И это правильно! Естественное и неотъемлемое право человека (народа) на жизнь имеет абсолютное значение! Массовое уничтожение армян (геноцид) в Османской империи не может быть оправдано, какие бы политические мотивы и основания не приводились в оправдание этой чудовищной акции! А отрицать это преступление сейчас означает оправдывать его!
Конечно, верхушку руководства Османской империи надлежало судить практически сразу, но человечество, к сожалению, тогда еще «не доросло до Нюрнбергского процесса». В результате, армянским мстителям пришлось разыскивать сбежавших из Турции, словно крысы с тонущего корабля, высших должностных лиц государства и казнить их уже в Европе.
Нам могут возразить, что если теперь речь не идет об уголовной ответственности виновных, то о юридической стороне дела говорить не приходится?! На самом деле юридических вопросов много! Это вопросы возвращения земель Западной Армении, компенсации причиненного ущерба (потомки пришлых и непрошеных гостей-кочевников должны вернуть автохтонному армянскому народу варварским образом отобранную землю и награбленное имущество).
Несомненно, что для их законного разрешения Геноцид армян должен быть признан повсеместно, а его отрицание должно наказываться в уголовном порядке.
Тенденция в этом направлении существует давно и с каждым годом усиливается, а о том, что за Францией могут последовать другие страны ОБСЕ, уже написал известный аналитик Станислав Тарасов в своей статье «Геноцид армян: за Францией могут последовать другие страны ОБСЕ», опубликованной ИА REGNUM.
Похоже, Турция интуитивно чувствует, что вслед за признанием Геноцида армян и криминализации его отрицания, неизбежно встанут указанные вопросы, поэтому бурно сопротивляется. Между тем представители либерально-демократических сил Турции остро критикуют руководство страны за жесткие заявления в адрес Франции. Это вселяет определенные надежды.
Очевидно, что в соответствии с приоритетом международного права каждая национальная правовая система (французская, российская…) должна строиться сообразно принципам и критериям права человека (См. подробно: Алексеев С.С. Право – предназначение / Развитие основных идей Гражданского кодекса России в современном законодательстве и судебной практике. М., 2011. С. 46.). Мы уверены, придет время, когда и турецкая юридическая система будет выстроена подобным образом! И тогда Турция признает Геноцид армян, введет уголовную ответственность за его отрицание. Пока же нужно этому всячески способствовать!