Руководство по подготовке проекта изменений осуществлял Председатель ВАС РФ А. Иванов, вносить проект планирует Президент РФ.
Казалось бы, какая необходимость через несколько лет после принятия совершенно нового ГК вносить в него масштабные изменения?!
Однако, по-видимому, есть мнение, что гражданское право дает слишком много «свобод» простым гражданам, и решил «закрутить гайки».
Я пока что только начал изучение проекта (и намерен написать критическую статью по нему в целом), но сразу бросается в глаза следующее.
Статья 1 «Основные начала гражданского законодательства» дополняется пунктами 4 и 5:
«4. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
5. Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения.».
Абзац первый пункта 1 статьи 10 ГК излагается в следующей редакции:
«Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом)».
Таким образом, понятие злоупотребления права дополняется категорией неких непонятных «действий в обход закона».
Такие изменения в ГК совершенно не способствуют правовой определенности в гражданском обороте и способны лишь грубо нарушить права его участников.
«Недобросовестность» — понятие неопределенное, всегда, даже во времена СССР, суды очень осторожно подходили к возможности его применения, с тем, чтобы не нарушать закона; теперь же судебная практика ориентируется на очень широкое употребление этого понятия и последствий его применения (отказа в защите права).
Что такое «действия в обход закона», вообще понять очень сложно. Если несколько положений закона (законов) предусматривает несколько возможных вариантов действий, то выбор любого из этих вариантов будет правомерен. Несовершенство законодательства в правовом государстве (коим Россия, вопреки конституционному определения, совершенно не является) не должно и не может влечь за собой какое-либо бремя для граждан и организаций, и является проблемой государства и законодателя.
В настоящее время уже сложилась практика арбитражных судов и судов общей юрисдикции, когда — в интересах властей и крупных корпораций, по конкретным делам, суды игнорируют закон, и принимают судебные акты исходя из «государственных интересов» и интересов корпораций, забывая о Человеке.
Отказать в прямо предусмотренном писанным законом праве — в наше время стало прямо-таки «государственнической» доблестью судов по гражданским и административным делам!!!
Теперь режим хочет закрепить эту незаконную практику в законе.
Также обращает на себя внимание, что планируется установить обязательную нотариальную форму сделок с объектами гражданских прав, подлежащими государственной регистрации.
С одной стороны, это — явное лобби нотариального сообщества, в целях увеличения доходов нотариусов и, вероятно, их «откатов» государственной системе, которое приведет к невероятному росту стоимости заключения таких сделок для граждан и организаций.
Но, самое главное, проектом нового законодательства о нотариате предусмотрено возложение на нотариат полицейско-контрольных функций. При этом, по-видимому, фактически нотариат будет выполнять не только «активную» проверку законности сделок, но и, получив доступ к разным «учетам», фактически будет проверять, совершаются ли какие-либо сделки «неблагонадежными» для режима лицами, и докладывать об этом властям.
Изменения в законодательстве, предоставляются совершенно недопустимыми для демократического правового государства, коим — номинально — Российская Федерация декларирована в ч. 1 ст. 1 своей Конституции.
http://igorpuzanov.name//civil_code_lawless_changing