
Представители УФСИН по Тульской области официально опровергли информацию о пытках в ИК-1. Практически сразу после появления в прессе первой информации, 15 февраля в колонию отправилась комиссия с проверкой. В исправительном учреждении побывал и Валерий Анисин, председатель общественной наблюдательной комиссии по контролю за тюрьмами в Тульской области. На пресс-конференцию в Москву он привез снимки, на которых, как он утверждает, запечатлены руки и ноги Виталия.
— Я был в колонии, беседовал с Виталием, фотографировал его. При мне его осматривал врач, он утверждает, что незначительные повреждения ногтей, которые видны на фото, – это следствие грибкового заболевания, — заявил Валерий Анисин. Также он подчеркнул, что, по его глубокому убеждению, 98 процентов изложенного в заявлении Бунтова – ложь.
Виталий Бунтов был осужден в 2002 году на 25 лет за убийство Екатерины Лазаревой. Он отбывал срок в Хабаровском крае, а в январе 2009 года его перевели в ИК-1 Тульской области. Через год Бунтов написал своей жене Ирине письмо, в котором рассказал, как его пытают в колонии за отказ сотрудничать с администрацией. В конверт заключенный вложил собственные ногти, которые, по его словам, выдрали сотрудники ФСИН.

По словам Ирины Бунтовой, 27 января 2010 года сотрудники колонии закрыли ее мужа в одиночной камере, а ночью туда пришли надзиратели и приближенные к ним осужденные. Они стали избивать Виталия, а под утро «загоняли иголки под ногти и вырывали ногтевые пластины клещами». В итоге заключенный лишился всех ногтей на руках и ногах.
Проведенные экспертизы подтвердили, что ногтевые пластины были удалены механическим путем, а не отслоились из-за грибка, как заверяли сотрудники ФСИН.
Бунтова начальник колонии и некоторые заключенные (около 40 заявлений от сотрудников и заключенных) обвинили в клевете. Из суда дело вернулось прокурору, а в декабре 2011 года 129 статья УК (“Клевета”) утратила силу. В марте 2012 года обвинения с Бунтова сняли. А чуть позже своей должности лишился заместитель прокурора города Донского Тульской области Олег Медведев, подписавший обвинительное заключение по делу о клевете.
Осужденный неоднократно подавал соответствующие жалобы на пытки с просьбой предоставить защиту, но всякий раз получал отказ. Ситуация изменилась лишь после того, как в конце апреля Бунтова жестоко избили в колонии строгого режима в Плавске Тульской области. Это стало поводом для подачи очередной жалобы на нарушение ст. 3 Европейской конвенции (о пытках).
До этого надзиратели принуждали Бунтова забрать свое заявление из Следственного комитета и отозвать иск, поданный в ЕСПЧ. Чтобы сломить волю заключенного, его много раз отправляли в штрафной изолятор (90 дней подряд). Также на Виталия налагались дисциплинарные взыскания.
В итоге в ситуацию вмешались правозащитники. В колонию выехали члены общественной независимой комиссии, которые сняли на видео интервью
http://www.youtube.com/watch?v=f8xTFuoa6dc
с Виталием Бунтовым и составили акты медосвидетельствования. После этого собранные материалы были переданы в СКР и ФСИН России.
Глава СКР Александр Бастрыкин взял дело по по факту пыток в ИК-4 на особый контроль.Ирине Бунтовой удалось попасть на прием к главе СКР Александру Бастрыкину, которому она показала вырванные ногти. До этого тульские следователи на протяжении двух лет отказывали в возбуждении дела. Кроме этого, дело Бунтова на спецконтроле в Евросуде.
Виталий Бунтов выиграл дело в Европейском Суде по правам человека. По постановлению суда Российская федерация обязана заплатить Бунтову более 55 000 Евро.
Из постановления суда по делу «Бунтов против России», опубликованного на сайте Европейского Суда по правам человека, следует, что Российская Федерация наказана именно за факт «нарушения статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с тем, что не было проведено эффективное расследование по заявлению о применении пыток».
Пытали Бунтова или нет, Европейский суд в Страсбурге, изучать не стал, факт истязания осужденного не установлен.
Из постановления суда:
«Отсутствует необходимость рассмотрения жалобы в той же части в свете статьи 13 Конвенции, нарушение статьи 3 Конвенции в связи с пытками заявителя в ФБУ ИК-1 (г. Плавск Тульской области), отсутствует необходимость рассмотрения жалобы на нарушение статьи 34 Конвенции, в остальной части жалоба объявлена неприемлемой.
Присуждена справедливая компенсация морального вреда (45000 евро) и издержек (10717 евро), в удовлетворении требований о справедливой компенсации в остальной части (200000 евро) отказано».
По нормам международного права Российская Федерация обязана выплатить из средств Федерального Бюджета все, что присудил Европейский суд по правам человека Бунтову, а затем компенсировать все казенные расходы за счет лиц, по чьей вине были нарушены права человека. ФБ вновь теряет деньги из-за казнокрадов, которые своими действиями (бездейсвиями) допустили это!
В декабре 2012 года Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».
Закон внес изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, уточняющие порядок предъявления регрессного иска к должностным лицам органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или к судье, если по вине этих лиц гражданину либо юридическому лицу причинен вред в результате незаконных осуждения, привлечения к иной уголовной либо к административной ответственности, который был возмещен за счет казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в том числе по решениям Европейского Суда по правам человека.
Если Минфин РФ подаст регрессный иск на 55 тысяч евро к СУ СКР по Тульской области, это станет уроком для всей правоохранительной системы страны: надо вовремя рассматривать заявления граждан и проводить расследование.
Уголовное дело по факту пыток (286 статья УК РФ “Превышение должностных полномочий с применением насилия или угрозой его применения”) возбудили только в конце феврале 2012 года.
Интересен еще тот факт, что это первый в истории российской юриспруденции случай, когда осужденного берут под государственную защиту от тех кто должен охранять.
В России появился первый заключенный, которого взяли под государственную защиту. Беспрецедентные меры безопасности приняты в отношении осужденного за убийство Виталия Бунтова. Ему удалось выиграть дело в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), но теперь он вынужден прятаться от садистов-надзирателей.
В соответствии с программой государственной защиты Виталий Бунтов переведен из Плавской колонии № 4 в тульский СИЗО. Следователи опасаются, что рассказавшему о пытках в исправительном учреждении могут отомстить.
Виталия Бунтова старательно прячут от мести. Программа госзащиты включает в себя широкий круг действий: например, осужденному могут изменить фамилию и имя, а также внешность. В СИЗО Виталий Бунтов будет находиться в отдельной камере под охраной все тех же сотрудников ФСИН, но из особого отдела.
Нужно отметить, что режим в изоляторе строже, чем в исправительной колонии. Однако в данном случае перевод в СИЗО продиктован интересами безопасности.