В декабре прошлого года ко мне обратилась женщина с предложением подготовить иск о взыскании алиментов в твердой денежной сумме на содержание двух малолетних детей, и представлять ее интересы в суде.
Во время расторжения брака, состоявшегося несколько лет назад, вопрос об алиментах не поднимался и судом не рассматривался, по устной договоренности бывший супруг систематически перечислял определенную денежную сумму, но теперь она решила облечь их в правовую форму алиментов. Непосредственно участвовать в суде не желает избегая общения с ответчиком.
С учетом потребностей детей, трудовой деятельности и доходов бывшего супруга определили требуемую сумму алиментов, значительно превышающую средний размер по делам данной категории, и исковое заявление ушло в суд.
В суде перед заседанием встретился с ответчиком, который согласился с исковым требованием, но с учетом того, что к этому времени успел создать новую семью, попросил снизить размер алиментов.
После обсуждения размер алиментов был снижен до суммы, также превышающий средний размер взыскиваемой судами твердой денежной суммы, после чего попросил суд сделать перерыв в процессе для получения согласия доверительницы на внесенные в иск изменения.
На встрече с доверительницей ознакомил ее с судебной практикой по делам данной категории и предложил согласиться с изменением в иске. Убедил, на судебном заседании передал судье письменное согласие истца, рассмотрение дела было вновь отложено…
И тут грянули всем известные события, санкции, рост цен, падение доходов, разговоры не о том, будет ли дефолт, а когда он будет…
Признаюсь, я даже восхитился предвидением или интуицией доверительницы, поскольку она обратилась с иском о взыскании алиментов в твердой денежной сумме, а не в процентах к заработной плате или иному доходу ответчика, поскольку в последнем случае она бы многое потеряла, с учетом перспектив предпринимательской деятельности бывшего супруга.
Очень неплохо, если плательщик алиментов имеет работу со стабильным и высоким заработком, но ведь часто бывает совсем по другому, и на фоне разворачивающихся в стране и мире событии по другому смотришь на предоставленную ст. 83 СК РФ возможность взыскания алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме с родителя, имеющего нерегулярный, меняющийся заработок и (или) иной доход, либо при отсутствии у него заработка и (или) иного дохода, а также в других случаях, когда взыскание алиментов в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу невозможно, затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон.
Тем более с учетом предусмотренной ст. 117 СК РФ индексации алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума соответствующей социальной группы населения.
Поинтересовался, в каких еще странах, помимо России, возможна выплата алиментов не в процентах, а в фиксированной сумме, нашел лишь в Германии. Возможно, что подобная практика существует и в других государствах.
Ехал на очередное судебное заседание с легкой тревогой, поскольку если истица в данном случае выигрывала, то ответчик однозначно проигрывал – на рост доходов ему рассчитывать не приходилось. Но нет, позицию он не поменял, к детям по прежнему испытывает отцовские чувства, суд принял решение, вполне удовлетворившее доверительницу.


Уважаемый Ильдар Салихьянович, поздравляю всех со всем!
Вы отлично сумели провести переговорный процесс, что и привело к положительному для всех результату. (handshake)
Уважаемый Евгений Алексеевич, спасибо большое за столь высокую оценку!
Уважаемый Ильдар Салихьянович, да, текущая ситуация заставляет задуматься о любых повремённых выплатах на содержание гражданина...
Была у меня схожая ситуация. Обратилась также мать, сообщила, что у ребёнка пошатнулось здоровье, требуются лекарства, только отец не желает платить, устроился на работу водителем к своему родному брату, а тот показывает зарплату в половину от минимально-установленной. Предложил взыскать в твёрдой сумме. В процессе суда доверитель вспомнила, что у неё записаны счета супруга, а я до того запросил данные системы «поток» о том, где фиксировался проезд его личного КАМАЗа, да ещё запросил данные весового контроля и данные привлечения к админответственности за нарушения ДТП. Когда все данные собрались в суде, оказалось, что бывший супруг постоянно ездит по заказам разных лиц, в основном возит зерно, и у него доходы очень даже не маленькие (под новый год даже четверть ляма было). Тут подумал изменить требования и просто оставить как было в процентах от заработка, да ещё довзыскать, раз такой заработок вышел. Но доверительница отказалась от моей помощи, перешла к юристам, которые уговаривали её обратить взыскание на тот самый КАМАЗ. Она мне эту мысль предлагала, я ей объяснял, что это его орудие заработка, такая вещь вообще взысканию не подлежит, но ей очень хотелось отомстить. Видел потом их в областном суде, суд, конечно, во взыскании КАМАЗА отказал, а алименты назначили в сумме 18 000 (мы просили 38 000) в месяц.
Вывод, о детях никто не думает — для них месть главное!
Как говорится: «Ғилем – ҡош, аҡыл – ҡанат.»
Я это к тому, что очень рад, что в Вашем деле и отец и мать заняли рациональную позицию.
Уважаемый Владислав Александрович, спасибо за внимание! К сожалению, рациональную позицию стороны занимают довольно редко, скоро предстоит рассмотрение дела, опять же по алиментам, вопрос об изменении размера на небольшую сумму, но «шторм» ожидается «семибальный»!
Уважаемый Ильдар Салихьянович, поздравляю Вас с отличным результатом. Очень радует что стороны оказались адекватными людьми и понимали что алименты — это не способ отомстить друг другу.
Уважаемая Ксения Евгеньевна, спасибо большое!
При мирном разрешении вопроса есть ещё интересный вариант с передачей имущества в счёт уплаты алиментов, тоже очень удобно. Частенько после развода остаётся квартира в долях или другое имущество, которые как бы общее, но по факту им пользуется лишь одна часть из развалившейся семьи.
Опять же, это не манна небесная, но инструмент хороший.
Уважаемый Михаил Александрович, спасибо за очень интересный совет!