Коллеги давно рекомендовали начать публиковаться для «Праворуба». Раньше был только в режиме «читателя», теперь попробую режим «автора».
Сегодня (13.06.2023) стало известно, что в Госдуму внесли законопроект «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции».
Одно из СМИ попросило меня дать комментарий по данному законопроекту, я его подготовил. Но по опыту знаю, что весь комментарий в итоговый текст не пойдет, а будут только несколько цитат из него взято. Здесь публикуется без разжевывания очевидного (как мне кажется). Тем более комментарий в СМИ еще не размещен, и здесь он появится раньше – надеюсь это не будет нарушением правил сообщества.
Вышеуказанный законопроект посвящен новому основанию для освобождения военнослужащих от уголовной ответственности или от наказания за совершение преступлений небольшой и средней тяжести.
Что будет, если такой закон примут?
Появится новое основание для освобождения от уголовной ответственности или наказания за преступления небольшой и средней тяжести.
Такое освобождение от ответственности (наказания) не будет чем-то необыкновенным в принципе. Оно будет наравне с уже имеющимися основаниями наказания, такими как примирение сторон, судебный штраф, деятельное раскаяние.
В законопроекте преступления ограничены только категорией их тяжести – небольшой и средней тяжести.
Кто сможет избежать ответственности?
Лица, на которых распространяется действие обсуждаемого законопроекта указаны в ст. 2 закона. Они в разделены на 3 категории, а именно:
- лица, совершившие преступления небольшой или средней тяжести до дня вступления в силу закона;
- лица, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время и совершившие преступления до дня вступления в силу закона;
- осужденные, приговоры по делам которых вступили в законную силу до дня вступления в силу закона;
Каким образом сможет избежать ответственности? (Человек совершил преступление и сразу побежал в военкомат, чтобы не забрали в тюрьму — условно так это будет работать?)
Нет, если преступление совершено после вступления обсуждаемого закона в силу, поход в военкомат не гарантирует освобождение от уголовной ответственности в связи с заключением контракта о прохождении военной службы.
Кроме того, обязательными условиями освобождения от уголовной ответственности (наказания) не считая категории преступления и необходимость прохождения военной службы (по мобилизации или контракту) являются:
а) получение государственной награды в период прохождения военной службы;
б) со дня увольнения с военной службы, за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным подпунктами «д» (лишение воинского звания), «е», «е1», «з» (в связи с вступлением в законную силу приговора), «л» (прекращение гражданства России) и «н» (наличие иностранного гражданства) пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В самом законе сам процесс освобождения от уголовной ответственности или освобождения от наказания описан довольно кратко и полностью не раскрыт.
В ст. 7 закона указано, что порядок взаимодействия командиров воинских частей и следственных органов по вопросам приостановления предварительного расследования определяется совместными решениями органа, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны и Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в состав которых входят следственные органы.
Таким образом, подразумевается принятие дополнительных подзаконных нормативных актов, которыми и будет определен более полный алгоритм принятия решения об освобождения от уголовной ответственности (наказания).
Значит ли это, что кто-то сможет совершать преступления безнаказанно?
Я бы не стал обсуждать законопроект в таких категориях. В случае, например, примирения сторон наказания нет, не идет речь о безнаказанности. Главное, чтобы защищаемые интересы потерпевшего, общества и государства были восстановлены, а наказание необязательно.
Когда законодатель предлагает один из вариантов освобождения от наказания (например, в связи с назначение судебного штрафа) – это считается гуманизацией законодательства, направленное на снижение негативных последствий, связанных с судимостью обвиняемого по нетяжким преступлениям.
Как адвокат я заинтересован, чтобы у моих подзащитных был дополнительный вариант того как на законных основаниях можно было бы избежать наказания (например, когда примирение невозможно).
Кроме того, само предположение «кто-то сможет совершать преступления безнаказанно» — неверно. Предлагаемый законопроект распространяется только на лица, совершивших преступления до дня вступления в силу закона. То есть принятие данного закона не предполагает поощрение или «индульгенцию» за совершение новых преступлений, а распространяется только на уже совершенные (но возможно еще не выявленные) преступления.
Важно отметить, что само по себе заключение контракта о прохождении военной службы (или призыва по мобилизации) недостаточно для освобождения от уголовной ответственности – необходимо, чтобы военнослужащий либо проявил себя на военной службе (получил государственную награду), либо уволился с нее не по компрометирующим его основаниям.
Тем самым законодатель предлагает не просто «отбыть номер» в войсках, а проявить себя или по крайне мере добросовестно исполнить контракт (пройти военную службу), что уже само по себе несет для государства позитивный характер и большую пользу чем какое-либо наказание за преступление небольшой и средней тяжести.
Своего рода это деятельное раскаяние, только в данном случае обвиняемый проявляет себя не в той сфере, где он совершил преступление, а в совершенно иной – на военной службе, с которой, скорее всего, никак не было связано его преступление.
Предлагаемый новый инструмент прекращения уголовного преследования также похож на акт об амнистии, который Государственная Дума РФ самостоятельно издает в отношении индивидуально неопределенного круга лиц. При объявлении амнистии ведь не возникает мысль про «безнаказанность»?
На что еще стоит обратить внимание?
1. Здесь стоит отметить, что при применении данного закона никак не регулируются вопросы отношения с потерпевшим, никак не защищены его интересы. Про потерпевших ни слова в законе, как и про возмещение вреда.Например, при прекращении уголовного преследования за совершение кражи (ч. 1 или ч.2 ст. 158 УК РФ) в связи с примирением сторон является обязательным полное возмещение причиненного вреда потерпевшему, причем не только материального, но и морального (на усмотрение самого потерпевшего). А без согласия потерпевшего на примирение невозможно прекратить уголовное дело.
Схожая ситуация при освобождении от ответственности в связи с назначением судебного штрафа (там согласие потерпевшего необязательно, но обязательно полное возмещение ущерба или иным образом заглаживание вреда).
2. Также стоит отметить, что уже упомянутое примирение сторон (или применение судебного штрафа) возможно только для лиц, впервые совершивших преступления (не имеющих непогашенную судимость). В предлагаемом законе такой оговорки нет, он может применяться и к ранее судимым.
Коллегам предлагаю присоединится к обсуждению данного закона. Если я что-то упустил или по Ваше мнению – укажите, пожалуйста, в комментариях.