
Преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ являются немногими исключениями в уголовном кодексе, поскольку относятся к совершаемым по неосторожности, и на фоне умышленных преступлений выглядят относительно «безобидными» и простыми, но тем не менее, имеют свою специфику и широкое распространение, поскольку попасть в такую неприятную ситуацию может каждый, либо в качестве потерпевшего, либо подсудимого.
В этом деле я представлял интересы потерпевшего пешехода, и моим оппонентом был водитель — виновник ДТП, произошедшего средь бела дня, на одной из улиц г. Кемерово.
И потерпевшему и водителю уже за 70 лет, что придавало дополнительный драматизм ситуации, но в то же время давало надежду на взаимопонимание сторон, и по рекомендации одного из праворубцев, я принял поручение на представление интересов потерпевшего.
Мой доверитель изначально хотел не «крови», а возможности спокойного лечения, полноценного отдыха и минимизации контактов со следствием, судом, да и виновником ДТП тоже, и на мой взгляд, мне это удалось — один допрос потерпевшего проведён по месту жительства, и одно судебное заседание, наверное это действительно минимально возможный уровень беспокойства в подобной ситуации.
Попытки виновника самостоятельно договориться с потерпевшим как-то сразу не заладились, но после моего вступления в дело, контакт был установлен и дальнейшие переговоры были уже более конструктивными, хотя и очень непростыми — стороны долго не могли прийти к единому мнению о размере компенсации морального вреда, что вполне естественно, но при достаточном уровне конструктивности, компромисс вполне достижим.
Безусловно положительную роль в достижении компромисса сыграли и адвокат виновника ДТП, и достаточное время на раздумья, ну и мои доводы тоже оказались не бесполезными — стороны сошлись на достаточной для потерпевшего и посильной для подсудимого сумме компенсации морального вреда.
После того, как согласованная сумма поступила на банковский счёт потерпевшего, было подготовлено заявление в суд о прекращении уголовного дела и освобождении подсудимого от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим в соответствии со ст. 76 УК РФ и ст. 25 УПК РФ, а так же об отказе от гражданского иска в соответствии со ст. 44 УПК РФ.
Неожиданно (или нет?), и непонятно зачем, но против примирения и прекращения уголовного дела выступил прокурор, привычно заявивший, что преступление посягает не только на жизнь и здоровье, но и безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Однако, в своём постановлении, судья Гостев А.В., мотивировал своё решение тем, что степень общественной опасности совершенного подсудимым преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также учитывая личность последнего, раскаяние подсудимого в содеянном, приходит к убеждению, что прекращение уголовного дела за примирением сторон, с учетом наличия всех необходимых условий и соответствующих закону оснований для этого, отвечает целям и задачам защиты прав и законных интересов личности, общества и государства.
В итоге, уголовное дело было прекращено, подсудимый освобождён от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим, и все разошлись довольные друг-другом.