Хочу рассказать о том, как своевременное вмешательство адвоката позволило доверителю избежать необоснованного привлечения не только к административной ответственности по ст. 12.33 КОАП РФ, но и к уголовной ответственности по ч.1 ст. 264 УК РФ за участие в дорожно-транспортном происшествии, с причинением тяжкого вреда здоровью.
В ноябре 2019 года ко мне обратился старый знакомый, ныне работающий начальником службы безопасности одного из подмосковных автотранспортных предприятий и попросил помочь водителю автобуса, ставшему участником дорожно-транспортного происшествия.
Со слов было известно, что водитель автобуса «ПАЗ» рано утром, следуя в колонне первым, проезжал нерегулируемый перекресток и в этот момент в левую часть автобуса врезался автомобиль «Вольво», водитель которого был госпитализирован с множественными переломами.
Ознакомившись с материалами разбора ДТП я усомнился в жизнеспособности версии инспектора по ИАЗ ОБ ДПС ГИБДД УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве о том, что ДТП произошло по причине того, что мой доверитель, двигаясь по второстепенной дороге, при проезде перекрестка Долгопрудненского шоссе с дублером Дмитровского шоссе не уступил дорогу транспортному средству приближающимся по главной, допустил столкновение с автомобилем «Вольво».
Объяснения от доверителя и очевидцев ДТП, сотрудники группы разбора, как всегда, получили предельно краткие.
Побеседовав с доверителем, а также с двумя водителями автобусов, которые двигались с ним в одной колонне ранним утром на маршрут, я узнал, что что при проезде нерегулируемого перекрестка мой доверитель уступил дорогу транспортным средствам, приближавшимся по главной дороге. Появление автомобиля Вольво для всех указанных лиц было внезапным.
Обращал на себя тот факт, что в результате столкновения многотонный автобус был отброшен от края проезжей части на расстояние не менее 8 метров, что свидетельствует о возможном несоблюдении водителем автомобиля «Вольво» скоростного режима.
Внезапность появления «Вольво» могла свидетельствовать о неисправности системы освещения или о её намеренном отключении, наконец водитель «Вольво» мог уснуть за рулем.
На имеющейся у доверителя сделанной на мобильный телефон видеозаписи с места ДТП был виден туман, при этом в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения 08.11.2019 туман указан не был.
При таких обстоятельствах первое, что я сделал, это позвонил в ГКУ г. Москвы – Центр организации дорожного движения с просьбой о резервировании в архиве видеозаписи с места происшествия и записал номер своей заявки.
На следующий день я с доверителем, прихватив с собой двоих очевидцев, поехали в группу разбора ГИБДД УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве, где лично моему, защитника, появлению, были, если сказать мягко, не очень рады.
Первое, что выслушал мой доверитель, было: «А зачем Вам адвокат, если Вы не виновны? Вы бы лучше деньги, что на адвоката тратите, пострадавшему в счет возмещения ущерба отдали, он, между прочим, сотрудник полиции!».
Вот это было уже интересно… Версию о том, что водитель «Вольво» мог находиться в состоянии опьянения, можно было отметать сразу, не бывает у нас сотрудников полиции, поступающих в больницы в состоянии опьянения».
Хочу отметить, что доверитель – человек добрый и внушаемый, все норовил навестить пострадавшего в больнице с апельсинами. Запуган он был сотрудниками полиции еще на месте ДТП во время оформления, практически его позиция была пораженческая: «мы ничего не докажем, это статья, прав меня лишат, семью кормить будет нечем»… Стоило немалого труда убедить его не сдаваться и никоим образом не демонстрировать своего «пораженчества» и ни в какие переговоры с пострадавшим не вступать.
После того, как доверитель и два очевидца дали подробные объяснения об обстоятельствах ДТП, я заявил заранее заготовленные ходатайства: об истребовании ранее заказанной мной видеозаписи из архива ЦОДД; об истребовании сведений о погодных условиях, в том числе о видимости на дорогах на месте ДТП в период времени с 05 час. 30 мин. по 06 час. 00 мин.
Читая указанные ходатайства, инспектор хмурился, его настроение стремительно падало. «Не возьму!», сказал он, «Сдавайте в канцелярию». Ну, как скажете, мне на вторых экземплярах штампы о получении не повредят, я можно сказать люблю эти штампы…
И вот тут я чуть не опростоволосился, черт меня дернул оставить доверителя на скамеечке у канцелярии. Выхожу, а доверителя нет… Хорошо, что два его «коллеги» указали на один из кабинетов, куда его завели. Врываюсь туда и вижу, что он уже с ручкой в руке собирается что-то подписывать в местах, указываемых пальцем другим сотрудником ГИБДД.
Опрометчивое действие я успел предотвратить, оказалось, что подсовывают ему протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.33 КОАП РФ, поскольку вылетевшим на газон автобусом был напрочь снесен светофор. В глазах доверителя читалось недоумение: «А чего такого? Я же снес светофор?». После того, как я на ухо шепнул ему о том, сколько стоит этот светофор, доверитель испуганно положил ручку. Протокол мы подписывать вежливо отказались до установления виновника ДТП и покинули группу разбора.
Конечно я всерьез не рассчитывал, что инспектор бросится удовлетворять заявленные ходатайства, задача была – четко выразить нашу позицию: «В этом деле все неочевидно, сознаваться и каяться мы не собираемся». Также было важно оставить о себе четкий след, я понимал, что инспектора уговаривать установить все обстоятельства бессмысленно – его интересовал лишь вопрос получения заключения СМЭ и направления материала в следственный орган.
С ноября по апрель нас не беспокоили, и вдруг звонок инспектора: «получено заключение СМЭ – тяжкий вред здоровью!». Как будто мы не ожидали этого, несколько месяцев на растяжках в больнице, кто же спорит? Но вот кто виноват в этом?
Приехали мы к инспектору снова, ходатайства мои так и остались нерассмотренными, к материалу приобщены не были. Инспектор торопил нас, заявив, что завтра будет передавать материал в следствие.
В ознакомлении с объяснением пострадавшего нам было отказано под предлогом «не получили, очень сильно он болеет» (уверен, что было оно у инспектора припрятано, с открытой датой), но зато ознакомление с заключением СМЭ, любезно предоставленным нам торжествующим инспектором, принесло неожиданный «подарок». Очень уж я люблю читать вводную и исследовательскую части, привычка у меня такая, много полезного там можно найти.
Вот и здесь, черным по белому: «История настоящего заболевания: ДТП. Водитель легкового автомобиля пострадал от столкновения с газелью».
Именно с газелью, с маленькой буквы и без кавычек, что в моем представлении должно ассоциироваться не с изделием отечественного автопрома, а с симпатичным парнокопытным млекопитающим из семейства полорогих. Не водятся они в наших местах, но всякое бывает, в экспертизе же написано, что газель…
Мое ходатайство о получении объяснений от медработников, относительно их осведомленности об обстоятельствах наезда «Вольво» на несчастное животное, а также о назначении в целях установления всех обстоятельств произошедшего комплексной экспертизы (поискать на автомашине шерсть и кровь газели), выглядело, как издевательство, но оно все равно было заявлено.
Два месяца нас никто не беспокоил, и вдруг 15 июня 2020 года мне позвонил встревоженный доверитель: «Нас вызывают завтра к следователю, он собирается дело возбуждать!».
Звоню следователю, представляюсь. Общение началось неконструктивно: «Вы почему за все время ни разу не связались с потерпевшим, не предложили компенсацию за причиненный материальный и моральный вред?». На это я посоветовал следователю ориентировать потерпевшего на обращение с подобными вопросами к автотранспортному предприятию, как к владельцу автобуса. Заодно я поинтересовался, какое заключение дали эксперты? Нашли ли на «Вольво» кровь и шерсть несчастного животного?
«Какого животного?», удивился следователь. «Из семейства полорогих», спокойно ответил я.
В общем, следователь оказался не в курсе, мои ходатайства из материала благополучно «испарились», и я отправил ему на «WhatsApp» их копии. Через пару часов пришло сообщение: «Не нужно завтра приезжать»…
Конечно следователь не дурак, он понял, что дело предстоит «неудобное», наличие тумана защита докажет видеозаписью и справкой о погоде, видеозапись с места в архиве ЦОДД зарезервирована и непредсказуемо, какие сюрпризы она принесет. «Косяк» с газелью в истории болезни «не вырубишь топором», водитель «Вольво» или действительно спал за рулем и не видел, во что он въехал, или соврал медикам, а если соврал – то зачем?
Многотонный автобус — не футбольный мячик, на 8 метров при столкновении при движении «Вольво» без превышения скорости отлететь вряд ли мог. В общем очередной «геморрой», а оно ему надо? Проще вернуть материал в группу разбора, как преждевременно направленный «для устранения недостатков».
Больше нас не беспокоили… Материал где-то тихонечко «умер».
8 ноября 2021 года я позвонил доверителю и сказал, что срок давности привлечения к уголовной ответственности по ч.1 ст. 264 УК РФ у него истек, и он может дальше жить спокойно.
Мне искренне жаль водителя, пострадавшего в этом ДТП, но что поделать, такова жизнь…Желаю ему здоровья!