Продолжение публикации «Это модное слово – ФРАНШИЗА. Разоблачение»
Хочу поделиться несколькими приемами, которые дали мне возможность помочь моим клиентам-франчайзи справиться с грозными оппонентами – франчайзерами. Во всех случаях споры не дошли до суда, стороны договорились на взаимовыгодных условиях, так как франчайзеры «неожиданно» пошли моим доверителям навстречу.
Во всех случаях отношения сторон были в рамках лицензионного договора на секрет производства (ноу-хау).
Первый пример:
Лицензиар в течение всего срока действия лицензионного договора неоднократно допускала нарушения ряда своих обязательств по договору, а когда лицензиат не получила запланированную прибыль, написала уведомление об отказе от договора и потребовала выплатить существенный штраф.
Я в своих возражениях на уведомление указала, что лицензиар в течение всего действия договора не исполняла свои обязательства по договору, которыми обусловлены обязанности лицензиата по договору, в частности, обязанность по исполнению условий финансовой модели.
Согласно ч.3 ст. 405 ГК РФ, должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора. Учитывая положения п. 2 ст. 328 и ст. 10 ГК РФ, лицензиар не вправе отказаться от договора по изложенным основаниям, а заявленный в уведомлении отказ от договора, в соответствии со ст. 450.1. и ст. ст. 166, 167, 168 ГК РФ, является ничтожной сделкой и не влечет за собой юридических последствий.
Кроме того, я подготовила письменное требование о выполнении лицензиаром большого перечня договорных обязательств для обеспечения получения лицензиатом стабильной и прогнозируемой выручки от деятельности в рамках договора.
Второй пример:
Лицензиар уведомил лицензиата о расторжении договора и потребовал немедленно прекратить деятельность, ведущуюся по договору.
В подготовленном мной ответе на уведомление было указано на то, что уведомление Лицензиара о расторжении договора не влечет прекращение действия договора, так как в соответствии с п. 1 ст. 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда. Учитывая отказ лицензиата расторгать договор, лицензиар для вправе для решения вопроса о расторжении договора обратиться с соответствующим иском в суд.
До вступления в силу решения суда о расторжении договора (п. 3 ст. 453 ГК РФ) договор продолжает свое действие, а стороны обязаны исполнять свои обязательства по договору добросовестно и в полном объеме.
Третий пример:
По лицензионному договору мой клиент-лицензиат открыл в своем городе Студию. Лицензиар в нарушение условий договора заключил еще несколько договоров на открытие студий в том же городе. Студия моего клиента работала без запланированной прибыли, что явилось основанием для претензий в его адрес и штрафных санкций.
Я подготовила уведомление о приостановлении исполнения договора лицензиатом, сославшись на условия договора о предоставлении исключительной лицензии, а также на п. 1 ст. 1236 и п. 2 ст. 1237 ГК РФ.
В п. 1 ст. 1236 ГК РФ определено:
Лицензионный договор может предусматривать:
1) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);
2) предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).
П. 2 ст. 1237 ГК РФ предусматривает, что в течение срока действия лицензионного договора лицензиар обязан воздерживаться от каких-либо действий, способных затруднить осуществление лицензиатом предоставленного ему права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах. Кроме того, я сослалась на то, что лицензиар не предоставил лицензиату доступ к ряду сервисов, предусмотренных договором, и которые содержали в себе ноу-хау.
Учитывая положения ст.ст. 1235, 1469 и 328 ГК РФ, обязательства лицензиара и лицензиата по лицензионному договору на секрет производства являются встречными, а в случае воспрепятствования лицензиату в пользовании секретом производства со стороны лицензиара, лицензиат вправе приостановить использование секрета производства и не производить оплату за его использование.
В резолютивной части уведомления я указала, что лицензиат уведомляет лицензиара о приостановлении исполнения им обязательств по договору, в части использования комплекса исключительных прав и ноу-хау, а также выплаты роялти до возобновления исполнения лицензиаром своих обязательств по договору.