Франшизы широко вошли в обиход современного бизнеса. Однако большинство предпринимателей не подозревают, что на самом деле скрывает это эффектное слово и какие подводные камни таит в себе работа по франшизе.
Поделюсь своими наблюдениями, сделанными на основе нескольких споров в сфере франчайзинга, которые мне удалось успешно решить в интересах клиентов.
Что такое франшиза.
Франшиза — это право работать под чужим брендом и использовать чужую бизнес-модель.
По договору франчайзинга владелец бренда (франчайзер) за вознаграждение предоставляет другому бизнесмену (франчайзи) право использовать в бизнесе свои права на результаты интеллектуальной деятельности: на товарный знак, коммерческое обозначение и секреты производства.
В российских законах термин «франшиза» отсутствует. Под договором франчайзинга подразумевается договор коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ) или лицензионный договор на ноу-хау (ст. 1469 ГК РФ).
Договор коммерческой концессии заключается на передачу всего комплекса исключительных прав, в т. ч. прав на товарный знак и знак обслуживания. Этот договор должен пройти государственную регистрацию в Роспатенте.
Лицензионный договор на ноу-хау заключается в случае, когда товарный знак и знак обслуживания не зарегистрированы, а передается только ноу-хау (секрет производства), при помощи которого бизнес получает прибыль. Этот договор государственной регистрации не подлежит.
Среди крупных франшиз мы все знаем такие успешные проекты, как OZON, Wildberries, СДЭК, Лабораторная служба Хеликс, Додо Пицца, Аскона. Среди небольших франшиз, реализуемых на российском рынке, чаще встречаются проекты, основанные на лицензионных договорах на ноу-хау.
Чем франшиза привлекает.
Франчайзи обещают, что ему не придется вкладывать деньги в продвижение, чтобы повысить узнаваемость бренда: при покупке франшизы он получает известное имя и репутацию франчайзера, над которой предприниматель работал годами.
Еще франчайзер обещает рассказать и показать, как устроен бизнес изнутри: передать стандарты работы, технологии производства или продаж, поделится опытом. Все детали: от правил найма и подготовки персонала до планировки и оформления помещений.
Ожидается, что франчайзер не позволит вести бизнес как попало, будет контролировать франчайзи, следить за соблюдением стандартов, так как сам заинтересован, чтобы неопытный бизнесмен не испортил репутацию бренда.
Пропагандируется, что бизнес по франшизе просто обречен на успех и гарантирует кратный рост доходов франчайзи. Однако, успех часто сопутствует только франчайзеру, то есть тому, кто франшизу продает. И вот почему!
Что получает франчайзи на самом деле.
Во-первых, покупатели франшиз оставляют совсем без внимания договор, который им предлагается к заключению, а вот франчайзеры, напротив, изощряются в этом договоре довольно сильно.
В результате получается договор, по условиям которого почти невозможно вести успешно бизнес: обязанности франчайзера определены весьма витиевато, а обязательства и ограничения для франчайзи – обширные и жесткие, любая ошибка – гигантский штраф.
И это не случайно. Над договором со стороны франчайзера работает команда юристов, а франчайзи, как правило, юристам договор до его заключения не показывает.
Во-вторых, франшиза – это, в первую очередь, бизнес владельца бренда и ноу-хау. Соответственно, все заточено на получение прибыли именно франчайзером.
За использование бренда и ноу-хау франчайзи обязан платить паушальный взнос (разовый платеж при заключении договора), роялти (регулярные платежи в период действия договора) и нести стартовые вложения.
Франчайзи часто получает от франчайзера не обещанную прибыльную бизнес-модель, а лишь набор формальных требований и формальностей. Финансовую модель на конкретные условия не составляется, либо она не соответствует реалиям.
Формы документов, по которым франчайзи должен вести свой бизнес, часто не совершенны, а порой — противоречат нормам закона, создавая серьезные риски попасть на штрафы Роспотребнадзора и других надзорных органов.
К примеру, франчайзи для обязательного заключения с клиентами дается некий безграмотный договор, составленный «на скорую руку». Одни мои доверители должны были вести бизнес студии красоты, оформляя с клиентами исключительно договоры на продажу неких «абонементов».
В-третьих, договорами на франшизы предусматриваются штрафы за любые отступления от установленных правил, а часто, и за неполучение определенной суммы прибыли.
Франчайзи запрещается не только самому открыть и вести параллельно свой собственный бизнес, аналогичный бизнесу по франшизе, но и делать это через своих родственников. Запрет распространяется и на период после прекращения действия договора франчайзинга.
По сути, получается запрет на профессию для франчайзи и его родственников. Причем период запрета может быть 5 и более лет с момента прекращения действия договора на франшизу. Нарушения запретов караются серьезными штрафами. У ряда моих клиентов были предусмотрены штрафы за каждый случай нарушения от одного до полутора миллионов рублей.
В-четвертых, суды обычно встают на сторону франчайзеров и при возникновении споров взыскивают с бедных франчайзи санкции и суммы задолженности по полной.
Как избежать неприятностей, работая по франшизе.
Решить проблемы франчайзи просто: до заключения договора обратиться к опытному юристу, в крайнем случае – сделать это сразу, когда возникли проблемы.
Примеры, как франчайзи может справиться с франчайзером читайте в продолжении этой публикации.