Недавно вступил в защиту преподавателя федерального государственного бюджетного образовательного учреждения (Университета), в отношении которого возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 290 УК РФ. По версии следствия последний получал взятки в виде денежных средств за сдачу экзаменов студенткой, а также за руководство её дипломной работой.
Дела указанной категории набили оскомину. На этих грошовых, якобы «взятках», правоохранители и «делают» свои показатели борьбы с коррупцией.
При этом традиционно обращается внимание при возбуждении уголовного дела на то, что субъект работает в государственном учреждении. И защитники, как правило, не выходят за эти рамки, оценивая законность и обоснованность решения о возбуждении уголовного дела, имея в виду место работы, а также дискутируя со следователем лишь на тему: выполнял ли преподаватель организационно-распорядительные, или только профессиональные функции.
Между тем, субъект получения взятки в государственном учреждении должен быть по закону еще и государственным служащим, и эти обстоятельства для исключения неправомерного возбуждения уголовного дела следователь должен проверять еще в стадии доследственной проверки. Но это не делается. В результате – незаконные решения о возбуждении уголовного дела. Аргументы защиты в указанной части и предлагаются в настоящей публикации.
***
Одной из разновидностей государственных учреждений в соответствии с ч.3 ст.43 Конституции Российской Федерации, является государственное образовательное учреждение.
Такого рода государственные учреждения подчас не могут быть местом работы субъектов получения взятки в соответствии с действующим законодательством, поскольку объектом посягательства в наименовании главы 30 УК РФ, к которой и отнесен состав получения взятки, являются интересы государственной службы, а государственные образовательные учреждения в сфере государственной службы могут и не функционировать, поскольку работники этих учреждений, даже выполняющие организационно-распорядительные функции, а также называемые в локальных актах должностными лицами, нередко не являются государственными служащими, а потому не могут причинить вред интересам государственной службы.
Очевидно, что без причинения вреда охраняемому законом объекту в виде интересов государственной службы, не может быть в действиях и состава получения взятки.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О системе государственной службы Российской Федерации», федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета, бюджета федеральной территории.
Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.
В интернете нашел Устав Университета, положения которого не приняты во внимание в следственном подразделении при возбуждении уголовного дела. Там указано, что это федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение формирует свои средства, в том числе и на оплату труда работников, не только из средств федерального бюджета.
В частности, согласно п.6.14. Устава, «финансовое обеспечение деятельности Университета осуществляется за счет:
- субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания;
- субсидии из федерального бюджета на иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а таже бюджетных ассигнований на выполнение федеральной адресной инвестиционной программы;
- доходов, получаемых от приносящей доход деятельности Университета;
- доходов, получаемых от использования прав на результаты интеллектуальной деятельности, и средств индивидуализации, включая вознаграждение по лицензионным договорам, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- грантов, предоставляемых на безвозмездной основе физическими и юридическими лицами;
- грантов в форме субсидий;
- средств, безвозмездно полученных на ведение уставной деятельности от физических и юридических лиц;
- добровольных имущественных целевых взносов и пожертвований юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
- средств, полученных от сдачи в аренду имущества Университета;
- средств, полученных от физических и юридических лиц в виде платы за проживание, пользование коммунальными и хозяйственными услугами в общежитиях, гостиницах и жилых домах Университета;
- иных не запрещенные законодательством Российской Федерации источников».
В соответствии с п.6.17. Устава, «если порядком предоставления средств не установлено иное, Университет самостоятельно определяет направления и порядок использования своих средств, в том числе долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников Университета.
Получается — как женщина не может быть лишь немного беременной, так и должностные лица указанного Университета не могут быть лишь отчасти государственными служащими, поскольку не получают денежное содержание (вознаграждение, довольствие) только за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, субъектами получения взятки могут быть только лица, работающие в государственных учреждениях, работники которых получают денежное содержание (вознаграждение, довольствие) только за счет средств федерального бюджета, бюджета федеральной территории.
Следователь, возбуждая уголовное дело, это во внимание не принял и не учел, что закон допускает, как осуществление образовательной деятельности только за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, так и дает право образовательным учреждениям осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием (ч.ч.1, 3 ст. 101 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Если допустим и второй указанный источник средств, долю которых можно направлять на оплату труда и материальное стимулирование работников Университета, то в этом образовательном учреждении не может быть субъектов получения взятки. Не может в этом Университете быть и субъектов преступления, предусмотренного ч.7 ст. 204 УК РФ, поскольку в соответствии с примечаниями к ст. 201 УК РФ, субъектов преступлений, предусмотренных ч.7 ст. 204 УК РФ, не может быть в государственных учреждениях.
Таким образом, решая вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 290 УК РФ, следователь обязан установить, как обстоит дело в каждом конкретном государственном образовательном учреждении, проанализировав Устав образовательной организации, который должен иметься в соответствии со ст.25 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», что в данном случае не произошло, а потому вынесено незаконное и необоснованное постановление о возбуждении уголовного дела в отношении лица, которое не могло быть признано субъектом получения взятки.