В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 N 182-ФЗ (далее — ФЗ-182) органы прокуратуры являются субъектами профилактики правонарушений.
В отличие от основных функций органов прокуратуры, их участие в профилактике правонарушений в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (далее — ФЗ-2202-1), не приведена. Впрочем, это не проблема для участия органов прокуратуры в профилактике, поскольку ст. 3 данного закона гласит, что функции органов прокуратуры, помимо этого закона, определяются также и иными федеральными законами.
Названные и другие законы содержат общую регламентацию полномочий органов прокуратуры в соответствующих сферах её деятельности, определяют формы и процедуры их реализации.
Генеральный прокурор РФ наделён правом издавать обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ (ч. 1 ст. 17 ФЗ-2202-1).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 ФЗ-182 видами профилактического воздействия определены в том числе правовое просвещение и правовое информирование.
Генеральным прокурором РФ 02.08.2018 издан Приказ N 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию», согласно которому работу по правовому просвещению и правовому информированию должна максимально отвечать задачам повышения уровня правовой грамотности и развития правосознания граждан, оказания воспитательного воздействия в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.
Прокурорам приказано не только взаимодействовать в этой работе с другими органами власти, организациями, институтами гражданского общества, участвовать в проводимых ими мероприятиях (научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, парламентских слушаниях и т.д.), но и самим проводить мероприятия по правовому просвещению в форме лекций, бесед с гражданами, выступлений в трудовых коллективах, средствах массовой информации и на интернет-ресурсах, использовать информационно-разъяснительные материалы, возможности социальной рекламы и пропаганды.
Прокуроров обязали исходить из того, что правовое просвещение и правовое информирование — не только одна из форм профилактического воздействия, но и способ привития гражданам уважения к защищаемым правом социальным ценностям.
Согласитесь, звучит очень красиво. В действительности, как помню по своему прошлому, мероприятия по правовому просвещению и правовому информированию нередко превращаются в живое общение обычных людей со специалистами в сфере права, коими в народе видят прокуроров. Очень плохо, что такое общение нынче редкость, а чаще просвещение и информирование из одного флакона разливается в виде коротких и не всегда бесспорных комментариев к законодательству на сайтах органов прокуратуры субъектов РФ.
Имея привычку захаживать на такие сайты (иногда по наводке, чаще — без неё), я сегодня наткнулся вот на такую новость:
- 21 декабря 2023, 18:29
- Прокуратура Рязанской области
В прокуратуре области состоялось заседание коллегии, посвященное участию прокуроров в рассмотрении уголовных дел с участием присяжных заседателей
https://epp.genproc.gov.ru/.../mass-media/news?item=92243484
Я не обладаю статистикой присяжного правосудия в Рязанской области, но, видимо, она успела набить прокурору области такую оскомину, что решил посвятить рассмотрению результатов анализа проблемных вопросов, возникающих при рассмотрении уголовных дел с участием коллегии присяжных заседателей, аж заседание коллегии прокуратуры области (коллегия в областных прокуратурах заседает обычно раз в квартал), в котором, помимо «своих», участвовали руководители следственных органов и областного суда.
Всё бы ничего, если не один абзац, выделенный из выступления прокурора области при открытии заседании:
рассмотрение дел с участием присяжных заседателей является наиболее сложной формой работы прокурора по поддержанию государственного обвинения ввиду высокой степени независимости присяжных от государства и государственного обвинения. Важным аспектом деятельности является разъяснительная работа с гражданами, включенными в списки присяжных заседателей.
Дожили, называется. Или прокурор области решил своеобразно публично признаться в бессилии ведомства в суде присяжных, поскольку там он почти на тех же правах, что и сторона защиты, а привычного «демократизатора» (полномочий представителя власти) у него там нет. И для снижения степени независимости присяжных от государства и государственного обвинения решил активизироваться в разъяснении чего-то-там потенциальным присяжным.
Мне тяжело представить себе, что прокуратура при этом преследует цель профилактики правонарушений, которые допускают или собираются допускать претенденты в присяжные. Мне также тяжело представить, что прокуратура хочет пообщаться с ними для привития им уважения к социальным ценностям. Потому что, независимость присяжных от государства и государственного обвинения, да плюс к тому ещё и неприкосновенность, являются не поводом для удивления прокуроров, а вполне себе юридической гарантией, закреплённой в ст. 12 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20.08.2004 N 113-ФЗ.
Правда распространяется эта гарантия только на период осуществления правосудия. Получается, в остальное время да под прикрытием якобы профилактического воздействия и в связи с неотложной в каждом случае необходимостью привития социальных ценностей, прокуратура Рязанской области собирается снижать степень независимости присяжных, пока они из списков не перебрались в суды, где они почти недосягаемы.