7 февраля 2024 года Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации был дополнен тремя позициями: Гармала (растение рода Peganum), Ипомея трехцветная (растение вида Ipomoea tricolor) и Турбина щитковидная (растение вида Turbina corymbosa). Речь пойдет о двух последних позициях, почему — станет понятно далее.
Гармала содержит наркотик Гармин (включен в Список II Перечня), который в различных концентрациях содержится практически во всех частях этого растения. Поэтому вопросов к этой позиции Перечня, пока что не возникает.
А вот в Ипомеи трехцветной и Турбине щитковидной наркотические средства содержатся, насколько мне известно, исключительно в семенах. Получается оба эти растения будут являться наркотикосодержащими (со всеми вытекающими последствиями правового характера) только в период плодоношения. На данный момент это мое субъективное мнение, как будут обстоять дела на практике — покажет время.
Как будет считаться масса растений (частей растений) и какие размеры будут вменяться вопрос дискуссионный. Ситуация, на мой взгляд, похожа на ситуацию с маком и коноплей, только наоборот. И в маке, и в конопле могут содержаться наркотические средства, однако, их семена (в чистом виде) к наркотическим средствам или частям наркотикосодержащих растений в любом случае не относятся.
Почему бы не исходить из того, что содержание наркотика в семенах не означает, что всё растение или его части (кроме семян) надо признавать наркотикосодержащим? Применять в данном случае примечания соответствующих постановлений Правительства про «Все смеси…», на мой взгляд, не корректно, так как они касаются позиций конкретных наркотических средств Списка I, а не растений, включенных в соответствующий Перечень.
Также надо учитывать, что в Перечень внесены конкретные виды (tricolor и corymbosa) растений. Отмечу, что наркотические средства могут содержаться и в других видах растений рода Ипомея и Турбина. Это означает, что обнаружение в исследуемом растении или его частях соответствующего наркотика, не дает основания относить его к конкретной позиции Перечня растений без отнесения его к конкретному виду растений соответствующих родов. На мой взгляд, в рамках проведения химической экспертизы без привлечения эксперта ботаника и получения вразумительного обоснования, сделать это довольно затруднительно.
И последний интересующий вопрос (разъяснений нигде не нашел). Семена Ипомеи трехцветной и Турбины щитковидной содержат алкалоид Эргин, который самостоятельной позицией в Списки не включен. Но, так как обсуждаемые растения уже внесены в Перечень наркотикосодержащих растений, думаю его будут относить к производному наркотика из группы лизергидов. Какого именно и каким образом это будет делаться на практике, покажет время.