Итак, ч.3 ст. 264 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека.
В июле 2023 года, мне позвонил мужчина, работающий водителем грузового автомобиля (дальнобойщик) с просьбой оказать ему юридическую помощь по делу о дорожно-транспортном происшествии со смертельным исходом.
Обстоятельства дела:
Двигаясь на своем автомобиле марки «Камаз» из Нижнего Новгорода в Москву, доверитель в городе Гороховец Владимирской области съехал с федеральной автодороги и припарковался рядом с магазином «Пятерочка», чтобы купить продукты питания. Двигатель при этом он не глушил. Вернувшись в автомобиль, доверитель разложил продукты, потратив на это около минуты. После чего, посмотрев по зеркалам заднего вида и не обнаружив препятствий для движения, начал его. Через несколько секунд после этого, доверитель увидел, как люди машут ему руками и кричат, чтобы он остановился.
Открыв водительскую дверь, он узнал от людей, что наехал на пешехода, который находится у него под кабиной автомобиля. Выйдя из кабины, водитель вместе с одним из очевидцев достал пешехода из под кабины автомобиля, который впоследствии скончался на месте происшествия до приезда скорой медицинской помощи. На место ДТП также прибыли сотрудники полиции, где с участием доверителя был произведен осмотр места происшествия.
Еще с момента получения у него объяснений, доверитель утверждал, что непосредственно перед началом движения ему пешехода видно не было, т.к. тот находился в слепой зоне, ориентировочно под правым зеркалом заднего вида.
Однако, следствие считало, что подзащитный имел возможность видеть пешехода еще тогда, когда тот двигался вдоль правового борта автомобиля, а потому прежде чем начать движение, должен был убедиться в том, что пешеход не препятствует движению.
Наша позиция относительно этого тезиса следствия сводилась к тому, что водитель должен убеждаться в безопасности маневра не за 10-15 секунд до его выполнения, а непосредственно перед ним. И в нашем случае, непосредственно перед началом движения, пешехода в правое зеркало видно не было. Кроме того, пока пешеход шел вдоль автомобиля, доверитель раскладывал продукты в кабине, а не осуществлял движение.
Вину в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 264 УК РФ, доверитель не признавал, т.к. считал, что объективно был лишен возможности видеть пешехода непосредственно перед началом движения.
В подтверждение этого, мы просили следствие провести следственный эксперимент на предмет видимости пешехода с места водителя. Ходатайство осталось без удовлетворения со ссылкой на то, что на видеозаписи с видеорегистратора, который был установлен в кабине Камаза, пешеход был виден. То, что видеорегистратор находился в другом месте относительно водительского сиденья, вследствие чего углы обзора видеорегистратора и с места водителя отличались, следствие не беспокоило.
Кроме того, по нашему мнению, пешеход сам своими действиями создал опасность для движения, проходя вплотную с автомобилем, у которого работает двигатель.
При предъявлении обвинения, мы ознакомились с видеозаписью с видеорегистратора, установленного в кабине автомобиля доверителя. При ее просмотре я обратил внимание на одну интересную деталь, которая, на мой взгляд, и сыграла решающую роль при назначении доверителю не реального лишения свободы по ч.3 ст. 264 УК РФ, как того просил прокурор, а условного.
В чем же заключалась эта деталь? А заключалась она в том, что на видеозаписи было видно, как пешеход, двигаясь непосредственно перед кабиной автомобиля, не обращал на него никакого внимания. Это натолкнуло меня на мысль о том, а что, если пешеход имел проблемы со слухом, потому-то он никак и не отреагировал на надвигавшийся на него сзади автомобиль? Ведь Камаз издает очень громкий звук при начале движения и не слышать его, находясь вплотную рядом с ним, просто напросто невозможно.
Для проверки этой мысли заявили ходатайство об истребовании из ЦРБ г. Гороховец сведений о наличии (отсутствии) у погибшего пешехода заболеваний слуха.
Наше предположение оказалось верным. Главный врач ЦРБ сообщил о наличии у пешехода хронической двухсторонней нейросенсорной тугоухости II степени. Данное заболевание было диагностировано у него еще в декабре 2018 года, т.е. практически за 5 лет до происшествия. Здесь хочу отметить, что такое заболевание является возрастным и лечение не может предотвратить потерю слуха или полностью его восстановить. Тем более, что сведений о назначении какого-либо лечения, ответ главврача не содержал.
Рассмотрение дела в суде.
В суде мы продолжили отстаивать свою позицию относительно отсутствия у доверителя объективной возможности видеть пешехода непосредственно перед началом движения.
Эта позиция подтверждалась не только показаниями подзащитного, но и двух свидетелей, являвшихся очевидцами происшествия, которые при даче показаний в один голос стали утверждать, что доверитель вряд ли мог видеть пешехода, т.к. тот находился в слепой зоне. При этом один из свидетелей, сам был водителем грузовых автомобилей с более чем 30-ти летним стажем.
Государственный обвинитель на это утверждал, что современные Камазы оборудованы специальными зеркалами, которые исключают слепые зоны у автомобиля. Суд эту позицию поддержал, указав в приговоре о том, что на водителя возложена обязанность регулировки зеркал автомобиля для полного обзора вокруг транспортного средства.
Что касается тугоухости пешехода, то, на наш взгляд, она и явилась действительной причиной трагедии, поскольку пешеход, зная о своих проблемах со слухом, не пользовался при участии в дорожном движении слуховым аппаратом, ставя себя таким образом в опасное положение.
Наша логика сводилась к тому, что если бы пешеход носил слуховой аппарат, то он бы обнаружил для себя опасность в виде приближающегося огромного автомобиля и смог бы, например, отскочить в сторону или ударить по кабине Камаза, чтобы обозначить себя водителю, который услышав стук, успел бы остановится, т.к. скорость в начале движения была незначительной.
Для обоснования необходимости ношения слухового аппарата мы обратились к научно-практической литературе, выдержки из которой и были приобщены по нашему ходатайству к материалам дела.
Так, согласно «Популярной медицинской энциклопедии» (Государственное научное издательство «Советская энциклопедия») при наличии стойкой тугоухости, не поддающейся лечению, рекомендуется применение слуховых аппаратов.
В другом источнике – «Современной медицинской энциклопедии» (изд. «НОРИНТ», Санкт-Петербург, 2001 г.) указано, что последствия нейросенсорной тугоухости можно компенсировать при помощи слухового аппарата.
В судебных прениях прокурор попросил признать доверителя виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 264 УК РФ и назначить ему наказание в виде 3 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, с лишением права управления транспортными средствами на срок 3 года.
Суд, признав доверителя виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 264 УК РФ, назначил ему условное лишение свободы на срок 2 года с лишением права управления транспортными средствами на тот же срок. Приговор стороны устроил, а потому его никто не обжаловал.
P.S. Эта история является очередным доказательством тому, что в нашей профессии внимание к деталям является залогом успеха. Ведь, если верить судебным актам Гороховецкого суда, обвиняемые, не признававшие вину, приговаривались к реальным срокам лишения свободы. А это значит, что мы добились максимально мягкого наказания при заданных условиях.