Помните байку про жестянщика, одним легким ударом вправившего вмятину в крыле автомобиля незадачливого гражданина, который оказался еще и жадным, поскольку посчитал, что жестянщик слишком много запросил с него для одного легкого удара, на что жестянщик пояснил, что мало ударить – нужно знать, в какую точку и с какой силой требуется ударить.
Вот и мне на днях пришлось выступить в роли такого жестянщика.
Во время ежевечерней прогулки с нашими ушастыми-клыкастыми, соседи пожаловались мне на ситуацию, в которую они попали, заказав очки для своей дочери, когда им, вместо сферических линз, вставили асферические, что, согласитесь, имеет принципиальное значение при выборе очков, в частности, потому что асферические линзы не искажают изображение.
Попытки сдать очки, и потребовать замены линз, натолкнулись на, мягко говоря, непонимание со стороны продавца, ну, и любимый «аргумент», до сих пор слышанный мной только на строительных рынках – ну, сферические же линзы дешевле – мол, все для вас, а вы все недовольны.
И еще, один из, уже универсальных аргументов – мол, нужно отправить очки на экспертизу, а это, минимум, 30 дней, и лишь по истечении их, мы рассмотрим ваши требования.
Поскольку сочинять претензию по этому поводу мне, честно говоря, было лениво, я решил съездить вместе с соседями, чтобы попробовать решить проблему на месте.
Нас встретили довольно неприветливо, и поинтересовавшись, кто это прибыл с недовольными клиентами, на что был получен скромный ответ – всего лишь сосед, начали привычную песню про необходимость проведения экспертизы, на что им было замечено, что при заказе очков речь шла об изготовлении именно асферических линз, а проданы были очки именно со сферическими линзами о чем продавец, как лицо обладающее специальными познаниями просто не мог не знать – это, во-первых; во-вторых же тот факт, что очки были проданы именно со сферическими линзами, подтвердил и сам продавец во время первой встречи.
В продолжение дискуссии продавец вдвинул новый аргумент – мол, видели, что покупали – какие теперь претензии?
На что было разъяснено, что покупатель не обязан знать такие тонкости о поверхностях, которые образованы за счет вращения таких кривых, как парабола, гипербола или эллипс, т.е. обязанность по своевременному предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, лежит именно на продавце, что прямо следует из содержания ч.1 ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Учитывая же, что очки непосредственно влияют на такой важный аспект жизни, как зрение, тем более, что речь идет о здоровье несовершеннолетнего, уместно вспомнить и ч.1 ст.7 упомянутого Закона, где, в частности, сказано, что требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными.
Немало подивившись столь юридически подкованному соседу – ну, не люблю я размахивать адвокатским удостоверением, показывая свою принадлежность к адвокатскому сообществу – предпочитаю доказывать свою профессиональную состоятельность делом – руководитель этой офтальмологической аптеки сочла за лучшее согласиться на замену линз, разумеется, с доплатой разницы.
Имелся ли риск влезть в длительную судебную тяжбу с неоднозначным результатом?
Да, имелся.
Во-первых, действительно, очки могли быть направлены на экспертизу, и, хотя результат был бы вполне предсказуем, поскольку, действительно, линзы были сферическими, это потребовало бы времени, пусть и ограниченное сроками, установленными Законом «О защите прав потребителей», а учебный год уже начинается через неделю; во-вторых, существовал такой неприятный момент, что как то, что нужно было бы доказать – заказывались очки именно с асферическими линзами, но в рецепте об этом не было сказано ни слова – диоптрии, и все тут.
В противном случае получилась бы не очень хорошая ситуация, которую трудно было бы уложить в рамки понятия «товар ненадлежащего качества» в трактовке Закона «О защите прав потребителей» — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Хотя, думаю, мне бы это удалось – например, используя свидетельские показания, что очки заказывались именно с асферическими линзами.
Но это, как Вы понимаете, всего лишь мои предположения, основанные на том, что юрист (если он юрист), рассматривает каждый, даже самый незначительный конфликт, с точки зрения судебной перспективы.
Такая вот профессиональная деформация.
Но на этот раз все закончилось благополучно – разум возобладал, да и репутационные потери, тоже, знаете ли – не стоят замены пары линз.
P.S. Для соседей, при условии, что эти соседи собачники — мои услуги всегда бесплатны.
Адвокат Николаев А.Ю.
Т.8 9015437518.


Уважаемый Андрей Юрьевич, хорошо, что разум возобладал, т.к. действительно, в этом случае, возможные затраты времени на проведение экспертизы, могли быть неоправданно большими, а Вам удалось разрешить проблему в кратчайшие сроки (Y)
Уважаемый Иван Николаевич, лень и понимание того, сколько времени придется угробить на это дело стимулировали мои ораторские способности:)
Уважаемый Андрей Юрьевич, и Вы прекрасно справились! Поздравляю!
Уважаемый Андрей Юрьевич, как хорошо, что ситуация решилась с очень благоприятным исходом! Поздравляю!!:)
Уважаемая Елена Анатольевна, спасибо!
Уважаемый Андрей Юрьевич, иногда кажущуюся незначительную проблему лучше разрешить миром и хорошо, когда стороны это понимают.
Уважаемый Олег Юрьевич, и вот тут начинается работа адвоката — только он понимает, во что может вылиться судебная тяжба на пустом месте. Н.В.Гоголь не даст соврать:)
Уважаемый Андрей Юрьевич, как правило, так… Когда из-за 500 рублей идут на принцип.
Уважаемый Андрей Юрьевич, Вы — Адвокат. Именно так, с большой буквы.
Эффективно помогли ребёнку и дали наставление предпринимателю. Горе ему, если не оценит!
Уважаемый Курбан Саидалиевич, город у нас небольшой, большинство друг друга знает, так что, оценит:)
Уважаемый Андрей Юрьевич, что-то типа того (за точность цитаты не ручаюсь)
Уважаемый Олег Витальевич, натюрлих!(handshake) Сие у меня на сайте висит (вместе в другими его выражениями) уже лет 10 точно. Кто бы читал(shake) все картинки смотрЮть(rofl)
Уважаемый Роман Николаевич, а еще лучший бой тот, который гёрл(rofl)
Уважаемый Олег Витальевич, с герл лучше не бой, а сеанс борьбы(inlove) Как говорится… тебе и мне приятно:*
Уважаемый Андрей Юрьевич, если разум возобладал, то значит не всё ещё потеряно в нашем безумном, безумном мире(shake)
Уважаемый Роман Николаевич, процесс возобладания время от времени нужно стимулировать, иногда, и весьма болезненными методами:)
Уважаемый Андрей Юрьевич, эта стимуляция (да еще и письменная, как было с делом вашего протеже в прошло кажется году) уже почти правило8-|