Поиск специалиста
Юриста. Адвоката. Эксперта

Добро пожаловать!

Профессиональное общение. Уникальные процессуальные документы. Актуальная судебная практика. Квалифицированная помощь.

Приветственное видео
«Зависший» арест в ЕГРН: почему Росреестр не снимает ограничения после завершения расследования по уголовному делу и что с этим делать

Представьте ситуацию: производство по уголовному делу давно завершено, подзащитный вздохнул свободно, адвокат получил долгожданный гонорар (и скорее всего освоил его в соответствии с предназначением), но тут выясняется страшное.

Приходит выписка из ЕГРН, а там… красуется запись об аресте. Срок истек полгода назад, но Росреестр об этом не знает, следователь уже забыл фамилию подозреваемого (обвиняемого), и уж точно фамилию адвоката, а имущество так и висит в подвешенном состоянии, как обещание перезвонить через пять минут. Добро пожаловать в мир «зависших» арестов — места, где процессуальные сроки уже умерли, но записи в ЕГРН живут вечно.

Институт ареста имущества в уголовном процессе (ст. 115 УПК РФ) — штука полезная. Но когда он превращается в бессрочное обременение по принципу «на всякий случай», тут уже не до шуток.

Согласно ч. 9 ст. 115 УПК РФ, арест отменяется, когда в применении этой меры отпадает необходимость, в том числе при истечении установленного судом срока. Казалось бы, всё просто: срок прошел — ареста нет.

А вот и нет! Росреестр, этот педантичный хранитель базы данных, руководствуясь Федеральным законом № 218-ФЗ, не имеет права снять арест без процессуального документа. Почему же? А вдруг следователь продлил арест, но забыл поделиться этой радостной новостью с регистратором? Вдруг суд вынес новое решение, а курьер потерял бумагу? Росреестр не гадалка, это серьезное учреждение и ему нужен официальный документ.

Толкование части 9 ст. 115 УПК РФ на протяжении длительного времени вызывает споры: с одной стороны, буквальное ее прочтение позволяет предполагать, что арест отменяется автоматически, с другой — данную норму можно понимать как допускающую отмену ареста только на основании акта компетентного органа. Проще говоря, закон как бы намекает, но внятно не объясняет.

К счастью, судебные инстанции высказывались по этому поводу. Конституционный Суд РФ в определении от 27.02.2020 № 328-О разъяснил: орган регистрации прав не уполномочен принимать решение по уголовному делу, в том числе о снятии ареста с имущества, поскольку он не обладает информацией о возможном продлении ареста в рамках уголовного дела. Установленный данными нормами порядок отмены ареста на имущество и направления документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о снятии ареста в случае истечения установленного судом срока ареста или отказа в его продлении, возлагает на лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, обязанность незамедлительно вынести соответствующее постановление, определение и в срок не более чем три рабочих дня направить его заверенную копию в орган регистрации прав.

Таким образом арест, наложенный на определенный срок, по его истечении подлежит безусловной отмене. Дальнейшее сохранение ограничений возможно только при условии продления срока. То есть если следователь проспал продление — это исключительно его проблемы, а не собственника.

При этом сохранение ограничений (обременений) прав собственника при отсутствии законных оснований противоречит требованиям статей 35 и 55 Конституции РФ, а также статье 209 ГК РФ, поскольку лишает собственника возможности распоряжаться имуществом.

Несмотря на вышесказанное, в реальности проблема снятия арестов сохраняется. Практика исходит из того, что арест может быть отменен только на основании постановления, а истечение срока само по себе является лишь поводом для совершения процессуального действия.

Вместе с тем ситуация, когда следователь не снимает арест с имущества после истечения срока, к сожалению, не редкая. Однако с юридической точки зрения это незаконное бездействие. Тут и возникает вопрос, почему это происходит и что с этим безобразием делать?

Работа следователя и опасна, и трудна. Дел в производстве много, материалов проверок еще больше. Когда работа следователя по делу так или иначе завершена, руководство, как правило, с рвением достойным лучшего применения, образовавшийся следственный вакуум заполняет новой, еще более интересной работой. Тратить время на бумажную работу по уже неактуальному вопросу следователю не хочется.

Пока владелец имущества молчит, проблема часто остается нерешенной. Если же окончательное решение по делу не принято, следователь может оставить арест формально, даже не имея на это права на случай, если он снова понадобится.

Например старые, долгоиграющие дела со сто раз приостановленным следствием и туманной судебной перспективой, но по которым арестовано много всего, в том числе земельные участки. Подписать постановление об отмене (снятии) ареста как-то страшновато, вдруг следствие еще когда-нибудь возобновится, а имуществом уже распорядятся, или просто кто-то косо посмотрит.

Еще интереснее ситуация, когда следователь-инициатор ареста имущества уже не работает в следственном подразделении, а дело преспокойно лежит и пылится в архиве. Кто должен подписать постановление о снятии ареста? Росреестру нужен документ за подписью того должностного лица, которое было инициатором ареста, либо руководителя следственного органа.

Руководитель же добровольно такую ответственность на себя точно брать не захочет (не зря ведь он стал руководителем), а игры с принятием уголовного дела к производству новым следователем Росреестр вообще не интересуют. Проще говоря, все боятся, и никто не хочет брать на себя ответственность.

Что делаем в таком случае?

Этап 1. Разведка боем: получаем выписку из ЕГРН

Первым делом заказываем свежую выписку. Можно через сайт Росреестра, Госуслуги или МФЦ. В выписке ищем врага: кем наложен арест, когда, на какой срок. Если срок не указан — это плохо, придется искать судебное решение.

Этап 2. Запрос к следователю

Пишем адвокатский запрос лицу, в производстве которого находилось дело. Цель — получить подтверждение, что срок истек и не продлевался. Следователь может ответить быстро, а может и не ответить. Если не ответил — не беда, переходим к следующему этапу.

Этап 3. Ходатайство: требуем постановление о снятии (отмене) ареста

Если следствие еще идет (уголовное дело в производстве), подаем ходатайство следователю. Если дело в суде — в суд. В ходатайстве ссылаемся на ч. 9 ст. 115 УПК РФ и позицию КС РФ. Указываем, что срок истек, продления не было, арест прекратился.

Этап 4. Жалоба: если следователь упрямится

Если следователь молчит или отказывает, жалуемся в порядке ст. 125 УПК РФ. Постановление Пленума ВС РФ № 1 от 10.02.2009 нам в помощь: бездействие обжалуется, суд может обязать устранить нарушения (обращаемся в районный суд по месту нахождения органа расследования и просим обязать должностное лицо следственного органа вынести постановление об отмене ареста и направить его в Росреестр).

Этап 5. Штурм Росреестра (с документом или без)

Если получили постановление о снятии ареста — несем в Росреестр. По ч. 4 ст. 16 Закона № 218-ФЗ, снять должны за три рабочих дня. Легко и быстро. Если постановления нет, но срок истек, можно попробовать подать заявление в Росреестр с приложением судебного акта о наложении ареста и доказательствами, что срок не продлевался. Но будьте готовы к отказу. Росреестр — не суд, он риски не любит.

Этап 6. Тяжелая артиллерия: иск о признании обременения отсутствующим

Идем в суд с иском к Росреестру (по месту нахождения органа). Просим признать обременение отсутствующим. Решение суда — основание для погашения записи.

Ситуация, когда срок ареста истек, а запись в ЕГРН осталась, — это классический пример бюрократического ступора. Даже если следователь уже забыл, как выглядит уголовное дело, а Росреестр упорно делает вид, что не понимает намёков, у нас есть закон и суд. А если есть закон и суд — значит, есть и возможность восстановить законные права.

Адвокат по уголовным делам Сибарсов Павел Юрьевич, тел.8(929)560-43-30

Автор публикации
ПРО
Россия, Москва и Московская область, Долгопрудный
Получить персональную консультацию

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?
Комментарии (35)

      Уважаемый Павел Юрьевич, здравствуйте! Правильная публикация и актуальная! Но при подаче жалобы на бездействие следователя важно требовать не просто «признать бездействие незаконным», а именно «обязать должностное лицо вынести постановление об отмене ареста и направить его в орган регистрации прав». Суды иногда ограничиваются лишь констатацией незаконности бездействия, что заставляет адвоката идти на «второй круг» борьбы.

      +11
      Свернуть ветку

        Уважаемый Павел Юрьевич,
        спасибо за подробный разбор проблемы «зависших» арестов!
        Очень своевременная публикация!
        У меня, как раз, по одному (возвращенному прокурору) делу, истек срок привлечения к уголовной ответственности, а арест на квартиры остался.

        +5
        Свернуть ветку

          Уважаемый Алексей Николаевич, спасибо за интерес к публикации! Буду рад если информация будет вам полезна в практике. Уверен, что недвижимость из плена спасете!

          +4

        Уважаемый Павел Юрьевич, публикация крайне актуальная! Неоднократно сталкивался в практике с ситуациями когда сначала следователь сходил в суд наложил запрет, потом пару раз продлил (следствие год +), потом забыл продлить (а под запретом квартиры, земельные участки, третьих лиц — на всякий случай), потом дело уходит в суд там тоже то продляют то забывают.
        И вот когда дело после двух кругов с участием присяжных, через три года все таки заканчивается вынесением приговора… тут и начинается квест, а как это все теперь отменить… И ваш разбор очень в помощь! (handshake)

        +3
        Свернуть ветку

        Уважаемый Павел Юрьевич, Вы вскрыли настоящую «черную дыру» нашего правоприменения… Это классическая ситуация, когда буква закона говорит об автоматическом прекращении срока, но бюрократическая инерция Росреестра и процессуальная апатия следствия превращают временную меру в бессрочную каторгу для собственника. Особенно точно вы подметили психологию «страха ответственности» руководителей следственных органов — им действительно проще оставить всё как есть «на всякий случай», чем подписать одну бумагу и разблокировать актив, который им больше не нужен! Ваша пошаговая стратегия это фактически готовая «дорожная карта» по выходу из процессуального тупика, где законные права собственника приносятся в жертву статистике и лени. Я сохранил в избранное и всем советую!

        Особо отмечу этап с иском о признании обременения отсутствующим  в моей практике это часто оказывалось единственным действенным способом пробить стену, когда уголовное дело уже давно «похоронено» в архивах, а найти крайнего среди сменившихся следователей физически невозможно. Вы абсолютно правы: Росреестр не гадалка, но и мы не должны быть просто зрителями в этом театре бюрократического абсурда. Пока адвокат не начнет методично бить по бездействию через 125-ю статью УПК или гражданские иски, записи в ЕГРН так и будут жить своей вечной жизнью, обесценивая имущество доверителя. Спасибо за системный разбор и тот самый здоровый сарказм, который помогает нам сохранять рассудок в ежедневной борьбе с системой:)

        +4
        Свернуть ветку

          Уважаемый Михаил Меликович, спасибо за интерес к публикации и высокую оценку! В свое время, когда я руководил следственным отделом, и у меня возникали различные мысли по поводу таких арестов. Вот лежит в архиве дело, возбуждали не при тебе, отрасследовали тоже иные лица. Следователей след простыл, кто хоть немного помнит дело. Вот лежат в архиве 50 томов приостановленного следствием добра с таким арестом, а что-то делать надо. И дело какое-то политическое все, кривенькое… и арестовано столько всего, что на листе формата а4 мелким шрифтом не помещается). Но что проделать, кому-то придется брать на себя ответственность принимать такие решения. Не знаешь как поступить, поступай по закону, только так. Стоит отметить, что когда имеется активная позиция стороны защиты, то и должностным лицам проще даются такие решения, вроде не сами инициативу проявили. Ожидать от следствия самостоятельного решения проблемы «зависшего ареста» точно не стоит

          +3
          Свернуть ветку

        Уважаемый Павел Юрьевич, в начале адвокатской деятельности приходилось браться за все. В судебном порядке снимал арест наложенный в 1975 году!!! При разделе имущества бывшие наложили арест, потом помирились а арест снять забыли :))) У наследников возникли проблемы с наследством в виде кооперативной квартиры. Вот как люди пользовались, жили а про не снятый арест забыли?

        +4
        Свернуть ветку

          Уважаемый Сергей Николаевич, интересный у Вас опыт), и, полагаю, успешный. Раньше документы были короткие, часто рукописные, да и внимание им меньше уделялось. Вот и оформляли документ только когда без него никак)

          +3
          Свернуть ветку

            Уважаемый Павел Юрьевич, согласен, во времена СССР (я с 1986 года в МВД) больше акцент на реальные дела был. Если начальство увидит опера или участкового в кабинете без дела то без пиндюрей не обойдется. :))) Все на земле работали

            +3
            Свернуть ветку

              Уважаемый Сергей Николаевич, всё верно говорите. Времена были совсем иные. Да и не было баз данных и прочего. Если посмотреть висяки (105,131) того времени, вот реально 20-30 листов). Предпоследний лист рапорт опера что в ходе ОРМ лиц, причастных не выявлено, последний — короткое постановление о приостановлении следствия). Сейчас объем «бумажной» работы иной, и у оперов и у следствия. Это ни плохо, ни хорошо…просто это так

              +3
              Свернуть ветку

                Уважаемый Павел Юрьевич, именно! строй был другой, и политический и экономический. В СССР в нашем городке за год 5-6 мокрух, практически все раскрывались ибо 90% бытовуха а в 90-е до 50-ти в год!!! Одного черта около нашего отдела в машине расстреляли :)))

                +3
                Свернуть ветку

                  Уважаемый Сергей Николаевич, эхх, времена были и угрюмые, и интересные…Начало трудового пути. Аналогично работал следаком в прокуратуре маленького подмосковного городка. Убой, не бытовой если, это событие было…Помню почти все дела свои в тот период)

                  +3
                  Свернуть ветку

          Уважаемый Павел Юрьевич, очень злободневная публикация. Бывает такое, что следственные органы и суд  игнорируют требование УПК РФ при аресте имущества. Столкнулась с ситуацией, когда на стадии рассмотрения дела судом истек срок ареста, наложенного на имущество 3-го лица по ходатайству следователя. В нарушение ч. 1, ч.3 ст. 115 УПК РФ ходатайство о наложении ареста на тоже имущество было заявлено в процессе гособвинителем в целях обеспечения исполнения гражданского иска и удовлетворено судом.

          +3
          Свернуть ветку

            Уважаемая Лилия Анатольевна, ситуация абсурдна с точки зрения самого процесса.Надо, конечно, вникать в приведенные прокурором доводы. А так это все равно, что прекратить уголовное дело за отсутствием состава преступления, а потом снова его возбудить по тем же основаниям, ничего не меняя (правда и такое практикуется по делам материалам с подачи ИЦ СКР, когда прокурор отменяет пост.о возбуждении дела)). Суд нарушил процедуру, а прокурор по сути превысил свои полномочия, пытаясь «залатать дыру» следствия в ущерб правам третьего лица

            +3
            Свернуть ветку

              Уважаемый Павел Юрьевич,  есть хорошее Постановление Конституционного Суда РФ от 21.10.2014 № 25-П «По делу о проверке конституционности положений частей третьей и девятой статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью «Аврора малоэтажное строительство» и граждан В.А. Шевченко и М.П. Эйдлена» где подробно разъяснено, что наложение ареста на имущество лица, которое не является подозреваемым, обвиняемым и не привлекается по уголовному делу в качестве гражданского ответчика, допускается лишь в публично-правовых целях обеспечения предполагаемой конфискации имущества или сохранности имущества, относящегося к вещественным доказательствам по данному уголовному делу, и лишь при условии, что относительно этого имущества имеются достаточные, подтвержденные доказательствами основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования преступной деятельности.
              Т.е. для обеспечения гражданского иска это в принципе не возможно.

              +3
              Свернуть ветку

                Уважаемая Лилия Анатольевна, все верно. Постановление КС РФ № 25-П действительно установило правовой барьер: арест имущества «третьих лиц» (не являющихся фигурантами дела) допустим только для целей возможной конфискации или сохранности вещдоков. Следовательно, наложение ареста на имущество такого лица для обеспечения гражданского иска (например, по долгам обвиняемого) является незаконным, так как противоречит позиции КС

                +2

          Уважаемый Павел Юрьевич, я по такому аресту подавала иск к МВД, Росреестр не при чем же) мне суд удовлетворил, представитель от МВД приходила в заседание

          +2
          Свернуть ветку

            Уважаемая Наталья Михайловна, здравствуйте! Рад что Вы добились положительного результата. Представитель МВД возражал? Росреестру действительно нужен документ)

            +1
            Свернуть ветку

      Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

      Полезная публикация? Нажми «Да»! Зачем?

      Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

      Ваши персональные заметки к публикации
      Видны только вам
      Рейтинг публикации: ««Зависший» арест в ЕГРН: почему Росреестр не снимает ограничения после завершения расследования по уголовному делу и что с этим делать» 5 звезд из 5 на основе 34 оценок.
      ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
      Моя специализация бизнес и финансы.
      Защита по сложным уголовным экономическим делам.
      Борьба с фальсификациями и незаконными методами расследования. Опыт, надёжность, добросовестность!
      ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
      Специализируюсь на защите и представительстве по уголовным делам.
      В рамках адвокатской деятельности оказываю юр. помощь по многим вопросам.
      Являюсь также профессиональным медиатором.
      ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
      Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
      Дорого, но зато качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
      ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
      Сопровождение бизнеса и защита собственников. КИИ, ФСТЭК, IT. Банкротство, субсидиарная ответственность. Экономические и налоговые преступления. 20 лет опыта, 250+ кейсов. Суды, проверки, консультации
      Разместить свою визитку
      Похожие публикации
      Тактика затягивания расследования по уголовному делу о преступлении, предусмотренном ч.1 ст.134 УК Р...
      Статьи, 23 Октября 2020, 00:44 23 Октября 2020, 00:44
      Наложение ареста на имущество свидетеля по уголовному делу. А что, так можно было
      Судебная практика, 05 Октября 2022, 16:06 05 Октября 2022, 16:06
      Я, Сивков Сергей Викторович являюсь представителем по доверенности обвиняемого Пронина Романа Анатольевича....
      Вопросы и ответы онлайн (архив), 19 Ноября 2012, 13:15 19 Ноября 2012, 13:15
      Заявление в суд на правоохранительные органы (СК) по затягиванию расследования по уголовному делу
      Вопросы и ответы онлайн (архив), 09 Июля 2019, 15:10 09 Июля 2019, 15:10
      Посоветуйте "независимого" адвоката в Твери для зашиты по уголовному делу в суде 2-й инст.
      Вопросы и ответы онлайн (архив), 10 Ноября 2015, 21:57 10 Ноября 2015, 21:57
      Применение тактики затягивания процесса по уголовному делу о преступлении, предусмотренном ч.2 ст.112 ...
      Судебная практика, 17 Августа 2020, 22:53 17 Августа 2020, 22:53
      ПРО
      Тюменский адвокат по уголовному делу получил оправдательный приговор в суде Ямало-Ненецкого автономного ...
      Судебная практика, 03 Июля 2017, 12:12 03 Июля 2017, 12:12
      ПРО
      Стратегические ошибки обвиняемого по уголовному делу. Фальсификация доказательств (часть вторая: суд...
      Судебная практика, 03 Июля 2019, 08:50 03 Июля 2019, 08:50
      ПРО
      Анатомия успешной защиты по уголовному делу по ч.3 ст.228.1 УК РФ в городе Екатеринбурге
      Судебная практика, 06 Ноября 2019, 10:30 06 Ноября 2019, 10:30
      Речь адвоката-защитника подсудимого по уголовному делу о незаконном обороте наркотических средств
      Личные блоги, 27 Августа 2014, 16:47 27 Августа 2014, 16:47