на Постановление ОИК № 8 об отказе кандидату в регистрации доверенных лиц
Кандидат в депутаты Тамбовской областной Думы по ОИК № 8 Корнев М.О. подал в окружную избирательную комиссию необходимые документы для регистрации в качестве его доверенных лиц депутатов Мичуринского городского Совета депутатов четвертого созыва (Галдина О.В., Горлов В.Ф., Пронькин В.А., Павловского С.Л.).
Постановлением от 28.01.2011 г. № 26/11 окружная избирательная комиссия отказала в регистрации доверенными лицами упомянутых граждан. Свой отказ окружная избирательная комиссия обосновала ссылками на п. 2 ст. 43 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, части 1,2 и п. 2 ч. 4 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и на разъяснение Центризбиркома РФ от 19.06.2007 г. № 05-12/2168.
Данный отказ является незаконным и нарушающим права кандидата Корнева М.О.
Пункт 2 статьи 43 Федерального закона от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» № 67-ФЗ устанавливает ограничения на назначение доверенными лицами кандидата следующих лиц:— кандидаты;
— лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности,
— главы местных администраций,
— работники аппаратов избирательных комиссий,
— государственные и муниципальные служащие, если не представлен приказ об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).
Вышеупомянутые депутаты Мичуринского городского Совета депутатов не подпадают ни под одну указанную категорию.
Следует отметить, что депутат представительного органа муниципального образования не является муниципальным служащим, поскольку муниципальным служащим признается лицо, осуществляющее профессиональную деятельность на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (ч. 2 ст. 1 и ст. 2 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ).
Депутаты представительного органа муниципального образования не являются также лицами, замещающими выборные муниципальные должности.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ должностью муниципальной службы признается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ определены понятия «депутата», «должностного лица местного самоуправления» и «выборного должностного лица местного самоуправления»:
депутат — член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;
должностное лицо местного самоуправления — выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;
выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
Согласно ч. 6 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ выборное должностное лицо местного самоуправления, по общему правилу, не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования.
То есть, данный Закон разграничивает статус «выборного должностного лица» и «депутата».
На данное обстоятельство указывает и ст. 172 Трудового кодекса РФ, которая упоминает о трудовых гарантиях для работающих на выборных должностях в органах местного самоуправления именно на постоянной основе.
Соответственно, депутат представительного органа согласно действующего законодательства не замещает выборную муниципальную должность, поскольку не обладает полномочиями должностного лица.
Статья 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ лишь регламентирует статус, полномочия и численность представительного органа муниципального образования.
Пункты статьи 35 данного Закона вообще не относятся к деятельности муниципальных депутатов, что говорит об явной произвольности ссылок окружной избирательной комиссии.
Что касается правовой позиции Центризбиркома РФ, изложенной в письме от 19.06.2007 г. № 05-12/2168, следует отметить следующее:
Данное разъяснение было дано исходя из положений действовавшего на тот период времени законодательства.
В частности, Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 8-ФЗ определял понятие «выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов», к коим относил депутатов органа местного самоуправления.
В субъектах РФ определялись соответствующие Реестры выборных муниципальных должностей (например, Закон Краснодарского края от 24.09.2002 г. № 159-КЗ).
В настоящее время понятие «выборная муниципальная должность» в действующем законодательстве не используется и поэтому не должно применяться.
Учитывая, что любой запрет на осуществление той или иной деятельности (помимо исполнения депутатских обязанностей) является ограничением статуса депутата органа местного самоуправления, такой запрет может устанавливаться федеральным законом, поскольку ныне действующий Федеральный закон № 131-ФЗ не относит вопрос о статусе к предметам регулирования законов субъектов РФ.
Статья 40 Федерального закона № 131-ФЗ установила исчерпывающий перечень ограничений, связанных со статусом депутата, — запрета быть доверенными лицами кандидатов в депутаты им не установлено.
Кроме того, любое ограничение прав кандидата, как гарантия реализации избирательных прав граждан (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ), должно соответствовать основополагающему принципу избирательного законодательства — обеспечению равенства прав и обязанностей кандидатов (ст. 39 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ) и вводиться для обеспечения свободного волеизъявления граждан РФ на основе демократических принципов (преамбула Федерального Закона 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).
Учитывая положения ст. 19 и 55 Конституции РФ любое ограничение (запрет) должно ясно и четко устанавливаться в избирательном законодательстве.
Ясного и четкого запрета на назначение депутатов представительных органов власти доверенными лицами кандидатов в действующем избирательном законодательстве не установлено.
На основании изложенного, следует, что постановление Окружной избирательной комиссии Мичуринского одномандатного избирательного округа № 8 является произвольным, незаконным и может быть отменено в судебном порядке.