Юридическое Заключение
на Постановление ОИК № 8 об отказе кандидату в регистрации доверенных лиц

 
Кандидат в депутаты Тамбовской областной Думы по ОИК № 8 Корнев М.О. подал в окружную избирательную комиссию необходимые документы для регистрации в качестве его  доверенных лиц депутатов Мичуринского городского Совета депутатов четвертого созыва (Галдина О.В., Горлов В.Ф., Пронькин В.А., Павловского С.Л.).

Постановлением от 28.01.2011 г. № 26/11 окружная избирательная комиссия отказала в регистрации доверенными лицами упомянутых граждан. Свой отказ окружная избирательная комиссия обосновала ссылками на п. 2 ст. 43 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, части 1,2 и п. 2 ч. 4 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и на разъяснение Центризбиркома РФ от 19.06.2007 г. № 05-12/2168.

Данный отказ является незаконным и нарушающим права кандидата Корнева М.О.

Пункт 2 статьи 43 Федерального закона от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» № 67-ФЗ устанавливает ограничения на назначение доверенными лицами кандидата следующих лиц:
— кандидаты;
— лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности,
— главы местных администраций,
— работники аппаратов избирательных комиссий,
— государственные и муниципальные служащие, если не представлен приказ об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).

Вышеупомянутые депутаты Мичуринского городского Совета депутатов не подпадают ни под одну указанную категорию.

Следует отметить, что депутат представительного органа муниципального образования не является муниципальным служащим, поскольку муниципальным служащим признается лицо, осуществляющее профессиональную деятельность на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (ч. 2 ст. 1 и ст. 2 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ).

Депутаты представительного органа муниципального образования не являются также лицами, замещающими выборные муниципальные должности.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона  от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ должностью муниципальной службы признается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ определены понятия «депутата», «должностного лица местного самоуправления» и «выборного должностного лица местного самоуправления»:
депутат — член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;
должностное лицо местного самоуправления — выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;
выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
Согласно ч. 6 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ выборное должностное лицо местного самоуправления, по общему правилу, не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования.

То есть, данный Закон разграничивает статус «выборного должностного лица» и «депутата».
На данное обстоятельство указывает и ст. 172 Трудового кодекса РФ, которая упоминает о трудовых гарантиях для работающих на выборных должностях в органах местного самоуправления именно на постоянной основе.

Соответственно, депутат представительного органа согласно действующего законодательства не замещает выборную муниципальную должность, поскольку не обладает полномочиями должностного лица.

Статья 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ лишь регламентирует статус, полномочия и численность представительного органа муниципального образования.
Пункты статьи 35 данного Закона вообще не относятся к деятельности муниципальных депутатов, что говорит об явной произвольности ссылок окружной избирательной комиссии.

Что касается правовой позиции Центризбиркома РФ, изложенной в письме от 19.06.2007 г. № 05-12/2168, следует отметить следующее:
Данное разъяснение было дано исходя из положений действовавшего на тот период времени законодательства.
В частности, Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 8-ФЗ определял понятие «выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов», к коим относил депутатов органа местного самоуправления.
В субъектах РФ определялись соответствующие Реестры выборных муниципальных должностей (например, Закон Краснодарского края от 24.09.2002 г. № 159-КЗ).

В настоящее время понятие «выборная муниципальная должность» в действующем законодательстве не используется и поэтому не должно применяться.
Учитывая, что любой запрет на осуществление той или иной деятельности (помимо исполнения депутатских обязанностей) является ограничением статуса депутата органа местного самоуправления, такой запрет может устанавливаться федеральным законом, поскольку ныне действующий Федеральный закон № 131-ФЗ не относит вопрос о статусе к предметам регулирования законов субъектов РФ.

Статья 40 Федерального закона № 131-ФЗ установила исчерпывающий перечень ограничений, связанных со статусом депутата, — запрета быть доверенными лицами кандидатов в депутаты им не установлено.

Кроме того, любое ограничение прав кандидата, как гарантия реализации избирательных прав граждан (п. 11 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ), должно соответствовать основополагающему принципу избирательного законодательства — обеспечению равенства прав и обязанностей кандидатов (ст. 39 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ) и вводиться для обеспечения свободного волеизъявления граждан РФ на основе демократических принципов (преамбула Федерального Закона 12.06.2002 г. № 67-ФЗ).

Учитывая положения ст. 19 и 55 Конституции РФ любое ограничение (запрет) должно ясно и четко устанавливаться в избирательном законодательстве.

Ясного и четкого запрета на назначение депутатов представительных органов власти доверенными лицами кандидатов в действующем избирательном законодательстве не установлено.

На основании изложенного, следует, что постановление Окружной избирательной комиссии Мичуринского одномандатного избирательного округа № 8 является произвольным, незаконным и может быть отменено в судебном порядке.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.письмо ЦИК РФ

Да 6 7

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, cygankov, dekozirev, Marusia, +еще 9
  • 30 Марта 2011, 06:57 #

    Хорошая аргументация. Интересно было-бы взглянуть на решение суда по этому вопросу.

    +1
  • 30 Марта 2011, 07:39 #

    Ну да, пустят они чужого в кандидаты!

    +1
  • 30 Марта 2011, 07:42 #

    Да мне кажется, суды тоже будут это дело мурыжить пока борьба за «кандидатство» станет уже неактуальной.

    +2
  • 30 Марта 2011, 07:45 #

    Интересное письмо: типа сидеть на двух стульях жирновато получается :)

    +5
  • 30 Марта 2011, 07:47 #

    У нас частенько разъяснения и методические рекомендации заменяют закон.

    +2
  • 30 Марта 2011, 07:49 #

    Не так-то просто пробиться во власть — все места уже давно разобраны. Но я верю в настойчивость Дениса Евгеньевича… если уж он ЖЭКи побеждает! :)

    +3
  • 30 Марта 2011, 07:51 #

    Так… ну про отказ я все понял, а что Вы на это ответили, найти не могу! Было бы интересно увидеть Вашу борьбу за справедливость! Добавил в избранное и с нетерпением жду продолжения.

    +5
  • 30 Марта 2011, 07:53 #

    Борьба за власть это всегда интересно. Получается, что даже в кандидаты не попадешь :( А я, наивная, думала — вырасту, пойду в Думу и начну биться за народ. А это нелепая мечта получается :(

    +6
  • 30 Марта 2011, 07:54 #

    Мне кажется, побороться за это дело стоит. Даже из принципа… Ну если конечно того захочет сам клиент.

    +1
  • 30 Марта 2011, 07:57 #

    Даже если бы не было этих чудо-разъяснений, ОИК придумала бы другие причины отказа.

    +3
  • 30 Марта 2011, 08:06 #

    Постановление ОИК № 8 об отказе кандидату в регистрации доверенных лиц также может быть отменено избирательной комиссией Тамбовской области в случае обжалования данного постановления на основании п. 11 ч. 2 ст. 9 Закона Тамбовской области «Об избирательной комиссии тамбовской области» № 361-З.

    +1
  • 30 Марта 2011, 10:20 #

    1. посетителям-не юристам: внимательно читайте документы — речь о доверенных лицах, а не кандидатах
    2. юристам: соль проблемы совсем в другом ))

    3. отказ не обжаловался

    +1
  • 30 Марта 2011, 13:13 #

    Жалко, что отказ не обжаловался.
    Ситуация интересная, лично я тоже считаю, что депутаты не являются мкниципальными служащими, но было бы правильнее прямо указать это в законе.

    +2

Да 6 7

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Могут ли депутаты быть доверенными лицами кандидатов» 1 звезд из 5 на основе 7 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (932) 000-0911
Персональная консультация
Юридическая помощь, представление и защита интересов граждан и бизнеса. Абонентское юридическое сопровождение, консалтинг. Банкротство. Очно, дистанционно, все регионы РФ. Консультации платные
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации