«Признав что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет предусмотренное ст. 217 УПК РФ право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела…» (ч.1 ст. 215 УПК РФ)
Практика уголовного процесса не стоит на месте — постоянно развивается, нормы уголовно-процессуального кодекса ежедневно применяются десятками тысяч следователей, прокуроров, адвокатов и судей по всей стране, причем трактовка (толкование) иногда настолько далека от смысла, заложенного в них законодателем, что даже не понимаешь, как можно так его исказить.
Сразу два странных уведомления по двум разным делам в разных следственных отделах, правда одного и того же ГСУ, удивили меня и вынудили принимать ответные меры. Если первое из них было просто несколько невежливым и не несло негативных последствий, то второе сильно портило жизнь доверителю – подзащитному.
Вариант – лайтовый
На него можно в принципе было бы и не реагировать, но с другой стороны – раз закроешь глаза на что-то, второй, потом войдет в привычку. Следователь после составления протокола уведомления об окончании расследования, направил мне и второму защитнику письмо, в котором сообщал, что ознакомление с делом будет проводиться по рабочим дням с 9 до 18 часов в таком-то кабинете, по такому-то адресу. В принципе нормальное письмо, если бы не одна особенность – он посчитал, что являться для ознакомления с делом нам «надлежит», вместо того, чтобы указать, что мы имеем на это право.
Вроде бы мелочь, несущественная подмена понятий. Но неприятно – уже давно не на службе, начальников у меня нет, поэтому отвык от приказов. Как потом ответил мне следователь на вопрос – а зачем вообще это письмо было нужно, ведь каких-то проблем с ознакомлением с делом не предвиделось – «начальство сказало, подстраховаться, для суда, для ограничения и т.п.», то есть ничего внятного.
Вариант – жесткий
Та же самая стадия – подписан протокол уведомления об окончании расследования. Но тут ситуация похуже – у следователя не так много сроков, дело уже один раз возвращалось прокурором на дополнительное расследование (на данный момент уже вернулось второй раз, напишу попозже об этом), прошлое ознакомление закончилось ограничением, но ограничит ли суд снова – предсказать сложно, поскольку томов много, а дней осталось мало...
В этих условиях сложилась странная ситуация – следователь почему-то решил, что может указать нам, какого числа мы должны подписать протокол ознакомления с делом. Чем было вызвано такое «доверие» я не знаю – каких-либо обещаний содействовать следствию я не давал, о скорейшем направлении дела в суд не ходатайствовал, вину обвиняемый не признает, избранная подписка о невыезде – заслуга исключительно районного суда, избравшего сначала вместо запрошенного следствием ареста – ограничение определенных действий, а затем городского суда – вовсе отменившего данную меру пресечения, в связи с чем и была избрана подписка о невыезде и надлежащем поведении, а вовсе не по доброте следствия.
В общем на такое «заманчивое» предложение – подписать протокол не позже даты указанной следователем (причем она наступала дня через два после начала ознакомления), я вынужден был ответить отказом – не люблю сам себя ограничивать, вдруг будут какие-то неотложные дела, да и ходатайства к протоколу ознакомления надо было подготовить.
На это у следователя был заготовлен аргумент в виде пачки повесток на каждый рабочий день, к 9 утра. Спасибо конечно, что не мне, а пока что только обвиняемому. Однако он если и планировал знакомиться с делом, то максимум по фотографиям, а никак не у следователя и тем более не каждый день, да еще и все рабочее время. На устные возражения против вызовов повестками на ознакомление с делом, которое не является обязанностью обвиняемого, был получен ответ о том, что в случае неявки будет применено доставление приводом.
Хорошо зная нравы и методы сотрудников, к сожалению оснований не доверять, что абсолютно незаконные методы могут быть применены – не имелось. Также было понимание того, что обжалование вызовов и вероятного принудительного доставления – быстрого результата не даст, а признание их в дальнейшем незаконными – никак не изменит ситуацию в настоящем.
Смирение
Именно такое решение было принято и в первом и втором случаях. В указанный день, в 08 часов 55 минут я (в первом случае – один, т.к. доверитель содержался в СИЗО), и я вместе с доверителем (во-втором случае) стояли на пороге следственного подразделения, о чем незамедлительного по телефону был уведомлен следователь.
Дальше события развивались несколько по-разному. В первом случае следователь заявил, что его на работе сегодня до обеда не будет, что надо было предупреждать о явке, и что меня с делом ознакомит другой следователь (которого тоже пришлось ждать еще минут 40). По данному факту была подана жалоба, с просьбой проверить причину отсутствия сотрудника на рабочем месте в рабочее время. Жалоба конечно прошла по инстанциям и вернулась непосредственно к следователю, который написал ответ в стиле «все законно-обоснованно, работа не только в кабинете, отгул и ненормированный рабочий день, пробки и парковки...», но думаю нужный эффект она возымела, ибо в дальнейшем формулировка «надлежит» не повторялась.
Во втором случае следователь на службу все-таки прибыл. Правда не в 09.00, а в 09.15, причем до него успели пройти начальник ГСУ, начальник непосредственно его отдела и зам, много других руководителей. На мой вопрос – как же так, вызываете на 09.00, а сами прибываете к 09.15, ответ был в стиле — «ничего страшного, подождете». Не согласившись с данным толкованием требований служебной дисциплины, я вынужден был обратиться к начальнику отдела (который кстати прибыл вовремя) с вопросом, кому адресовать жалобу на данное нарушение – ему лично, либо в кадровое подразделение, после чего жалоба у меня была благосклонно принята и даже поставлена подпись на моем экземпляре.
Примерно в 09 часов 30 минут удалось приступить к ознакомлению с делом. Хоть раньше (до первого доследа) его уже читал, но освежить в памяти не мешало. В конце концов, какая разница – где читать дома или в следственном отделе? В отделе даже лучше – меньше отвлекающих факторов. Осилив примерно листов 100 до обеда, сдали первый том (их всего около 40) и выразили готовность вернуться после обеда, а также знакомиться и в этот день и в остальные, включая и выходные, и не до 18 часов, а до 22 в связи с чем просили следователя тоже домой не торопиться – рабочий день ведь у него не нормированный...
Лайфхак — бонус
Кстати вот он, очередной – если знакомиться с делом так, как это должно быть – вот прямо читать каждый лист, делать выписки, сверять между собой разные документы, содержащие сведения об одних и тех же событиях или составленные в одно время, но разными должностными лицами, то можно найти много интересного. Одно но – это занимает реально много времени и требует внимательности, усидчивости, сосредоточенности. Однако часто приносит интересные результаты. Но надо прямо читать-читать. В том числе и скучные процессуальные документы, в которых иногда проскальзывают моменты, которых там быть не должно, а они есть – где-то что-то поменяли, а в другом месте забыли и оставили старый вариант.
Конец
Конец наступил довольно быстро – после обеда. Видимо путем математических вычислений, умножив 40 томов (объем дела) на 250 листов (объем тома) и разделив на 100 (количество прочитанных за полдня листов) и некоторых логических умозаключений (о том, что при наличии ходатайств об ознакомлении без выходных с 09 до 22 часов и отказе в этом, а также заявлений каждый день, о том, что ознакомление прервано следователем по причине того, что он уже хочет домой), суд может для разнообразия и отказать в ограничении ознакомления – следователь пришел к выводу о том, что если обвиняемый не желает приезжать и знакомиться с делом, то и повестки ему выписывать не надо и про привод говорить не стоит – казенный бензин лучше сэкономить.
После такого изменения позиции, путем небыстрого, но все же успешного обсуждения проблемы, была достигнута договоренность о том, что одна сторона не будет кошмарить обвиняемого, а вторая подпишет протокол ознакомления в тот день, когда это удобно ей, успев не только повторно ознакомиться с делом, но и подготовить все необходимые ходатайства.
Мораль
На проблему можно смотреть с разных сторон и если традиционный способ ее решения – не применим (как в описанных случаях – обжалование заняло бы слишком много времени), то стоит подумать о том, есть ли иные, более эффективные варианты, естественно не запрещенные законом.
С уважением,
адвокат Сергей Филиппов
+79516665126, Санкт-Петербург