Стоит ли хранить заначку от жены на работе, и можно ли быть подвергнутым личному обыску, не вовремя зайдя поболтать в соседний офис?
В прошлой публикации ответив на вопрос что делать если обыск проводится у Вас дома, в этой части обсудим проблему обыска в организации, точнее в помещениях, в которых она расположена – офис, магазин, склад, производство и т.п.
В чем отличие от обыска в квартире (другом жилище)?
Основное – отсутствие необходимости получения судебного решения (постановления о разрешении производства обыска), в порядке установленном статьями 29 и 165 УПК РФ. Из этого правила есть исключения, например при необходимости изъятия документов, содержащих государственную либо иную охраняемую Федеральным законом тайну, сведений о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях – судебное решение все-таки понадобится.
Однако в подавляющем большинстве случаев, достаточно постановления следователя. В законе нет прямого указания на необходимость заверения постановления оттиском печати, но в большинстве случаев его ставят, так как для следователя в этом нет какой-то проблемы, а «бумага с печатью» выглядит намного основательнее, чем без нее.
В остальном, по документам – примерно то же самое, что и при обыске в квартире. Следователь должен представиться, предъявить служебное удостоверение, ознакомить представителя организации (не обязательно руководителя) с постановлением о производстве обыска, однако копию предоставлять не обязан, как и давать возможность его фотографировать.
На что обратить внимание?
Если постановление вынесено одним лицом, а в служебном удостоверении – другие данные, представитель организации вправе потребовать представить документ, на основании которого обыск проводится не тем лицом, которое расследует дело и приняло данное решение. Такими документами могут быть поручение следователя сотрудникам органа дознания (как правило это оперуполномоченные соответствующей службы, не путаем с сотрудниками отдела дознания — дознавателями), либо постановление руководителя следственного органа о создании следственной группы, в резолютивной части которого должен быть указан именно тот сотрудник, который прибыл на обыск. Обычно эти документы отсутствуют при себе у прибывших на обыск. Однако это не значит, что нужно отказываться выполнять требования сотрудников, но в своих замечаниях в протоколе обыска, данный факт отразить стоит.
Соответствует ли название организации, указанной в постановлении, названию фактически распологающейся в помещении, куда прибыли сотрудники. Если наименование не соответствует – необходимо понять, в чем ошибка.
Если она орфографическая (ООО «рАмашка» вместо ООО «рОмашка») или в номере ИНН и может быть устранена путем вынесения нового постановления, в том числе прямо на месте (написать новое можно от руки) – то большого смысла в заявлении об этом до окончания следственного действия нет, этот вопрос можно обсудить уже после его окончания с адвокатом (юристом) организации, но возможно стоит указать на данный факт в протоколе, на стадии внесения замечаний и заявлений.
Если ошибка более серьезная – например постановление вынесено по месту нахождения организации, которая арендовала это помещение ранее, но уже выехала, либо вообще никогда здесь не находилась – о данном факте имеет смысл заявить сразу и если возможно – внести данную запись в постановление при подписании ознакомления с ним.
Соответствует ли адрес, указанный в постановлении тому фактическому адресу, по которому обыск проводится (вплоть до номера помещения). Опять же, если в адресе допущена ошибка – не всегда есть необходимость сразу заявлять об этом.
Что могут изъять?
Практически все, что заинтересует следствие. Обычно в перечень входят компьютеры, носители информации, документы – выборочно, в зависимости от дела, печати штампы (особенно если они не относятся к той организации, которая располагается в офисе), партии товара, комплектующие, оборудование, другое имущество. Исчерпывающего списка того, что может быть изъято не существует.
Мои личные вещи – изъять не могут?
Могут. Все что лежит на столах, в ящиках, сейфах, шкафчиках для одежды и других местах – может быть изъято. Был случай, когда один из сотрудников хранил в рабочем ноутбуке сведения, которые по личным причинам не могли находиться у него дома, однако носитель информации был изъят вместе со всем содержимым, несмотря на активные возражения.
Так что же – личные вещи нельзя хранить на работе? Хранить можно, но надо понимать, что процесс их изъятия в служебном помещении проще, чем в жилище. То же самое и с деньгами – рабочее место не самое лучшее хранилище для личных сбережений. От жены может спрятать деньги на работе и удастся, но в случае их изъятия – доказать что это личные деньги, а не «черный нал» будет непросто.
Могут ли обыскать сотрудников?
В случае если следователь заподозрит, что кто-то из лиц, присутствующих в помещении скрывает при себе (например в карманах одежды) предметы или документы, которые имеют значение для дела, он вправе произвести личный обыск данного лица, без вынесения отдельного постановления. Причем обыскать могут не обязательно сотрудника, а даже курьера сторонней организации или клиента. Однако, личный обыск может проводиться только сотрудником одного пола с обыскиваемым, в присутствии понятых того же пола и в условиях, исключающих присутствие лиц противоположного пола. Результаты личного обыска так же должны быть занесены в протокол. В случае если в ходе личного обыска ничего из разыскиваемого не обнаружено, а его причиной были какие-то субъективные обстоятельства (например некомплиментарные высказывания лица в адрес сотрудников, проводящих обыск), данные действия можно обжаловать отдельно, для проверки на предмет злоупотребления служебными полномочиями.
Обязаны ли открывать сейфы и закрытые помещения?
У сотрудников обыскиваемой организации нет обязанности предоставлять доступ в помещения и к закрытым хранилищам. Однако у следователя есть право принудительно вскрывать двери, сейфы, ящики столов и т.п. Ущерб причиненный вскрытием возмещен не будет, но и ответственность за отказ что-то открыть также отсутствует.
Как продолжать работу, если все носители информации изъяты?
Для того, чтобы не был остановлен рабочий процесс, необходимо заявить ходатайство об осуществлении копирования информации с изымаемых на иные (чистые) носители. Если уголовное дело расследуется по ряду составов УК РФ (так называемым «экономическим»), такое ходатайство подлежит удовлетворению в силу закона, по остальным – на усмотрение следователя, но в любом случае, заявить его стоит.
Разговорчики?
Следователь вправе запретить участникам обыска общение как с друг другом, так и с другими лицами. Однако часто возникают ситуации, когда сам следователь задает участникам какие-то вопросы (чье это рабочее место, какой пароль от компьютера, кто фактический руководитель, какая заработная плата и т.п.). Ответы на эти и любые другие вопросы, могут быть внесены в протокол и будут иметь доказательственное значение по делу, несмотря на то, что лица, которым вопросы задаются как правило еще не имеют процессуального статуса и им не разъяснены соответствующие права (свидетеля, подозреваемого, обвиняемого). Вместе с тем, данные участники и не предупреждаются за отказ от дачи показаний, поэтому какой-либо ответственности в случае нежелания общаться и что-то пояснять не несут.
Что потом?
Обыск заканчивается составлением протокола, в который необходимо внести все свои замечания и заявления и его получить копию; выписыванием повесток (либо допросами прямо на месте); задержанием и доставлением в следственный отдел (как правило руководителей организации), но это уже другая история...
Более подробно о том, что делать при обыске
Что могут изъять на обыске и когда вернут
О том как вернуть изъятое на обыске, если не хотят отдавать
С уважением,
адвокат Сергей Филиппов
+79516665126, Санкт-Петербург